Лемех пишет:
Наоборот я тут уже третью страницу развлекаюсь,
Лемех пишет:
>и как-то пропустил он мимо фамилию Клёнин, которую в те времена, когда , как он уверяет, конструировал роторный комбайн, знали все специалисты в стране, мало-мальски к этой теме причастные...
В конце 70-х начале 80-х во всем мире шли поиски по увеличению производительности или пропускной способности комбайнов. Классическая схема себя исчерпала. Увеличивать пропускную способность за счет увеличения ширины молотилки было уже некуда. В нашей стране остановились на 1500 мм (с началом производства РСМ-161 – 1650 мм). За рубежом были молотилки и шире, но они широкого распространения не нашли. Слишком широким получался комбайн. Увеличить угол обхвата барабана подбарабаньем было некуда, усложнялся процесс отвода зерно-соломистой массы. Ограничивал пропускную способность и соломотряс. В соломотрясе использовался пассивный способ сепарации. Увеличение слоя соломы на соломотрясе, приводило к потерям. Увеличивать обороты валов соломотряса было нельзя, после подбрасывания зерно не успевало упасть.
Кардинально все менялось в роторных комбайнах. Решетка подбарабанья замкнулась в трубу. В передней части ротора ставили загребающие лопасти. Потом шли обмолачивающие бичи. Это была зона обмолота. Потом шли гнутые по спирали планки, уже с большим, нерегулируемым зазором с решеткой. Это была зона активной сепарации, вместо обычного соломотряса. Как правило, ротор был диаметром 800мм и длинной 2600 мм. Оттуда и название ДОН-2600Р, цифра это длина ротора. Такой большой и длинный ротор можно было разместить только в длину машины.
Первый роторный комбайн появился в Америке. International Harvester 1480 применялся, в первую очередь для уборки кукурузы. Для кукурузы ротор оказался идеален. С уборкой пшеницы было похуже. С уборкой риса никуда не годилось.
В СССР роторными комбайнами начало заниматься Таганрогское ГСКБ во главе с Ярмашевым Ю.Н. Началась большая патентная война с Америкой. В смысле патенты сыпались как из рога изобилия и с той и с другой стороны.
Первые роторы ставили горизонтально земле. Потом начали ставить под наклоном. Заходная часть у ротора узкая и расположена низко. Следовательно, и наклонная камера и жатка у роторных была своя.
В конечном итоге в Таганрогском ГСКБ появился роторный комбайн с пропускной способностью 10 кг в секунду СК-10. Кабина у СК-10 стояла посредине жатки, двигатель за бункером и привод ротора осуществлялся сзади. Компоновка отличная для гусеничного хода.
На роторных комбайнах, для уборки риса, в передней части ротора ставили планки с коническими штифтами. Потом шли бичи от второго барабана. Это была зона обмолота. Потом шли гнутые по спирали планки, уже с большим, нерегулируемым зазором с решеткой. Это была зона активной сепарации, вместо обычного соломотряса.
Солома у риса очень крепкая. А ротор и по виду, и по сути очень напоминает бабушкино веретено. Короче ротор захватывал рисовую солому и вил из нее длинные толстые канаты, которые этот ротор и останавливали.
Испытания всех машин проводились в одной бригаде, но по разным чекам, чтобы конкуренты не подглядывали. Но где работал ротор, можно было определить сразу. Оттуда постоянно слышались громкие удары, взревы двигателя, шел густой и черный дым из выхлопной трубы. Ротор героически боролся с веревками, которые сам же и навивал. Ярмашев форсировал двигатель, не помогало, двигатель грелся. Ставили улучшенную систему охлаждения двигателя, но ротор все равно забивался. Кардинально решить проблему Ярмашев так и не смог.
В 1990г Ростсельмаш изготовил ДОН-2600 Ротор. В плане компоновки это был шаг назад. Кабина осталась сбоку. Двигатель стоит рядом с кабиной. В первую очередь это повышенный шум и вибрация в кабине. При перевозке по ЖД кабину нужно было снимать. И при работе кабина по центру жатки удобнее.
Уборку риса они решили варварски. Поставили в наклонной камере измельчающий барабан с сегментами от косы жатки. Измельчающие ножи стояли даже в передней части ротора. Однако, измельчающие ножи вместе с соломой однозначно дробили и измельчали зерно. Это даже не требовало проверки.
ДОН-2600Р уже веревки не вил, но рисовая солома ротором перетиралась в однородную труху. Можно представить, сколько на это уходило энергии. При этом в муку перетирались и потери зерна. Потери никто не видит, и их как бы и нет.
Однако, сравнительные испытания, проведённые нами в колхозе «За мир» Северского района Краснодарского края 16 октября 1991г, показали, что потери зерна за роторным комбайном ДОН-2600Р на 4ц/га больше, чем за комбайном СКР-7А с улучшенной очисткой. Значит, потери за ДОН-2600Р никуда не делись. Но к этому времени на потери зерна всем стало наплевать.
Привод ротора сделали спереди. Это ухудшило доступ к ротору в передней части, и ухудшило развесовку, так как впереди добавилась коробка перемены передач для ротора.
В 1989 году решили заняться роторным обмолотом и в Краснодарском СКТБ. Начали опять не с пустого места. В Кубанском государственном сельскохозяйственном институте уже не один год занимался роторным обмолотом лопатками Тарасенко Георгий Васильевич.
Доподлинно неизвестно, насколько он был первым, но никто из комбайностроителей, ни в России, ни за рубежом ничего подобного не видели. А за новинками в комбайностроении конкуренты следили очень внимательно.
Опытные образцы Георгий Васильевич делал на базе «списанных» (так называли отслужившую нормативный срок эксплуатации технику, которую выписывали из состава основных средств предприятия) СКГД-6 Колос.
У комбайна выбрасывались промежуточный битер, отбойный битер и соломотряс. Вместо первого и второго барабана ставилось два ротора с лопатками, окруженных кольцевой решеткой. Регулировка оборотов не требовалась. Регулировка молотильных зазоров не нужна. Привод сильно упрощался. Как выяснилось, лопатки никогда не завивали веревок, они вообще мало травмировали солому. А главное, лопатки мало травмировали зерно.
Обмолоченная солома сбрасывалась со второго ротора на гусеницу. Это конечно нехорошо, но для опытного образца это было неглавное. Списанных СКГД-6 было много, и таких образцов Тарасенко наделал штук 8-12. Комбайну это было как вторая жизнь. И качество обмолота было отличным. Ротор располагался поперек потока зерносоломистой массы, поэтому при заходе в зону обмолота солома не спутывалась. Заходное окно у ротора узкое. Тарасенко решил эту проблему просто закрыв щитками половину наклонной камеры.
Конечно, на заводе решено было сделать машину мощнее, двигатель от ДОН-1500 позволял. Делать свою жатку и свою наклонную камеру завод был не в состоянии, поэтому оставили все серийное. Чтобы совместить серийную наклонную камеру от ДОНа, поставили барабан с лопатками, который сжимал поток, и частично, делил его на два. Далее шел промежуточный битер, который окончательно делил поток на два. Далее солома расходилась в стороны в первом роторе и сходилась во втором. Выбрасывалась солома теми же лопатками сзади посредине комбайна.
Двигатель разместили еще дальше к задней части и ниже. Для обслуживания двигателя сделали свою лесенку и откидывающийся мостик. Получилась красивая машина, с отличной развесовкой для гусеничного хода. Комбайн роторный КР-2100 имел два лопаточных ротора диаметром 600 мм и длиной 2100 мм.
Нужно отметить, что корифей роторного комбайностроения Ярмашев не имел никакого отношения к КР-2100, как впрочем и к СКР-7. В те времена была практика, подаешь заявку на изобретение, первым автором пишешь руководителя. Так что Ярмашев очень быстро стал заслуженным изобретателем. Но администратором был хорошим. Напористый, пробивной. В то же время не белоручка и не сноб, когда надо хватался и за лом, и за ключи.
После утверждения компоновки, с жаром взялись за разработку и изготовление отдельных узлов. Решили работать по-новому. Разработчик-мужчина сам делал проработку, сам эскизы от руки, и по этим эскизам, сам изготавливал свою часть. Работали и сварщиком и слесарем. Только токарную и фрезерную работу делали профессионалы. Комбайн создали к уборке и сами же испытывали. Раньше на этот цикл уходило три года. Потом женщины, долго и кропотливо делали по этим перемазанным в цехе эскизам нормальные чертежи.
Конечно, комбайн был сырой. Да при такой разработке мы на большее и не рассчитывали. Делали, кто во что горазд. Проверять и поправлять было некогда.
К примеру, я делал каркас молотилки. Сделал, как было у Колоса из листа толщиной в 3мм. К средней части крепились роторные решетки, снаружи надставки и сами ротора. И между роторами стоял бункер. Решетки делал Саша Яцумир. Железа Саша не пожалел. Все было толстым, мощным и очень тяжелым. Когда в цеху я изготавливал этот каркас, лист в 3мм казался очень хлипким. Подходит Побегайло и посмеивается:
-Коля, он же у тебя развалится.
Однако, по краям, как и было задумано, усилил уголками и все выдержало. На следующий год толщину своих панелей оставил, как есть. А Сашину работу всю переделал. Лишний вес гусеничной машине не нужен.
Кстати у Колоса и соответственно у Кубани, панели были из 3мм. Но были глубокие выштамповки возле молотильных барабанов для жесткости. У ДОН-1500Р панели были из 4мм, но никаких выштамповок не было. Так было проще в изготовлении, а вес там никто не экономил.
Осенью 1989г КР-2100 прошел первые испытания. Чтобы никого не дразнить, загнали комбайн в неимоверную глушь. НОВИНКА!!!
Слабым звеном оказался привод молотилки.
Как передается мощность клиновым ремнем? Ведущий шкив слегка растягивает одну сторону ремня и ослабляет другую. Чтобы ремень не проскальзывал, его предварительно натягивают. Но во время пуска или рывков в работе ведущая ветвь ремня может настолько растянуться, что происходит ослабление сцепления ведомого шкива с ремнем. Эффект этот тем сильнее чем длиннее ремень. На КР-2100 двигатель отнесли еще дальше назад. Ремни к основному контрприводу оказались очень длинными и, во время пуска и рывков, заметно вытягивались. Выбрать слабину ремня было нечем. Там и так поставили двойной натяжной ролик, который одну часть ремня выгибал наружу, а другую внутрь привода. Изгиб ремня в разные стороны плохо само по себе. Это сразу снижает срок службы ремня. Понятно, что рывки происходят как раз в момент перегрузки. То есть, когда как раз требовалась мощность для преодоления перегрузки, ремни проскальзывали и комбайн забивался. Впрочем, ремням доставалось по первое число уже при запуске.
Но, главное, мы проверили работоспособность схемы. И отработали необходимые углы наклона лопаток.
Было сомнение, что не будет перебрасываться зерно-соломистая масса с одного ротора на другой. Ротора стояли на таком же расстоянии между собой как первый и второй барабан у Колоса.
- Как?! Это ж без промежуточного битера?! Разве ж такое возможно?!
Оказывается, возможно! Работает! И не забивается даже при экстренной остановке.
Были проблемы с разделением зерно-соломистой массы на два потока. Особенно когда попадались спутанные валки после полегшего риса.
Зимой всё вдумчиво анализировали и переделывали.
Приводом уже полностью занимался я. От длинноременной передачи мы ушли. Проблема исчезла. С приводом я тогда намучился. Это в 2002 году можно было заказать любой типоразмер ремней в Индии. Фирма из Украины была готова поставлять любые размеры ремней на единой основе, сколь угодно малыми партиями, хоть поштучно. А в 1990 году за рубеж дорога закрыта, а дома - лопай что дают. А дают только то, что поставляют для ДОНов. Изворачивался, как мог.
Для гарантированного разделения потока, после первого барабана под промежуточным битером поставили дисковую пилу. Переделали первый барабан. Переделали промежуточный битер. Ротора сделали с рядом резьбовых отверстий, чтобы можно было менять количество витков и частоту расположения лопаток. Тарасенко Георгий Васильевич всё еще экспериментировал. Оказывается, слишком частое расположение лопаток ухудшало их работу.
В это время Славик Ипатов окончательно вылизал внешний вид. Очень понравился задний защитный кожух двигателя, который откидывался и превращался в площадку для обслуживания с перилами.
Слава богу, к этому времени установку копнителя на комбайн уже никто не требовал.
Осенью 1990г Комбайн прошел лабораторно-полевые испытания. Работали мы совместно с Армавирским филиалом ВИМа. На испытаниях искали оптимальные углы наклона лопаток, количество заходов и шаг спирали из лопаток.
Зимой комбайн отправили в ВИМ, г Армавир, где его гоняли еще и на стенде. Сделали специальные ящики. Останавливали грохот и подкладывали под зону обмолота. Определяли сколько и какого качества зерна сыпет в разных зонах. Отчеты этих опытов я законспектировал и хранил у себя до самого конца.
Многое зависило от углов наклона и формы лопаток. Однако сразу было отмечено малое травмирование зерна таким способом обмолота по сравнению с классическим. Поэтому в название комбайна подправили: КР-2100ЭС –элитно-семеноводческий.
На третий год сделали новый комбайн. Это уже была конфетка. Не стыдно людям показать.
Кронштейны лопаток к трубе были уже приварены. Расположение лопаток определено и проверено испытаниями. Против выходных окон стояли швырялки.
Очистку поставили тоже новую, с увеличенной площадью решет.
Производительность у КР-2100 была выше, чем у СКР-7, но меньше, чем у ДОН-2600Р.
Но, КР-2100 был в 1,5 раза меньше и легче, и удельный расход топлива был значительно ниже, чем у ДОН-2600Р. Конечно, хвалиться было рано. Комбайн надо было еще доводить.
А потом начался период «разрухи-перестройки». Всё развалилось Тарасенко Георгий Васильевич пошел торговать цветами на рынке. Я ушел работать слесарем в автопарк. Комбайн куда-то подевался. Чертежи растерялись…
В 2002 году вышел в серию новый американский комбайн КАКОЙ? Лексионы 700 серии??, где вместо соломотряса использовалось два ротора с лопатками. На Клаасе -Мега, в 2002 году тоже появилась «новинка». Перед основным барабаном поставили барабан-ускоритель с лопатками.
Можно сказать, что мы были первыми. Только, что толку?
Прошло время. А теперь слышу и такое:
- Наработки по КР-2100 потом были использованы Ростсельмашем при постройке роторных рисовых ДОН-2600ВДР.
- А ротор ваш сейчас эволюционировал в ростовский комбайн Торум.
Это неправда ДОН-2600ВДР был изготовлен одновременно с КР-2100.
А КТР-10Р и СК-10Р намного раньше КР-2100.
Роторный КР-2100 всей этой семейке очень дальний родственник. Общее у них только в отсутствии соломотряса. У КР-2100 ротора два и стоят они поперек комбайна. И сам ротор уж очень сильно отличается.
Все это очень интересно, но фамилию Клёнин вы так и не упомянули. А ведь именно он занимался разработкой теории роторного МСУ у нас в стране в те годы и входил в состав министерской комиссии, которая эту тему курировала. И СК-10 в нашем институте был на постоянных различных испытаниях, и мой друг-однокурсник, подрабатывающий на кафедре уборочных, каждое лето ездил в команде аспирантов на его испытания. Начинали уборку у вас в Краснодарском крае, а завершали в Московской области. Он, к стати, диплом делал по роторному МСУ, которое вписал в обычную Ниву. И фамилия Ярмашев мне знакома. Ее называл другой мой однокурсник, который преддипломную проходил на Таганрогском заводе.
Ну, это не американский, а немецкий комбайн. Хотя американцы и производят эту марку у себя под буквами САТ. Но и не забывают мелко дописать lexion...
Да давно было понятно, что вам только поржать. И то так. Чего еще от Троля ждать?
А для других это боль души.
Смейтесь паяцы.
Спасибо редактору. Не забанил и не удалил сказанное.
Про роторные комбайны тут вроде не по теме.
Но это не про комбайны. Это про то, как проводились научно-конструкторские работы. Про которые смешливые, развлекаясь и ни бельмеса не понимая в этом, берутся судить, и настойчиво терроризируют конструктора уже третью страницу
Рассказал о Специалистах с большой буквы, которых должны бы знать все специалисты в стране, мало-мальски к этой теме причастные.
А пор какого-то Клёнина из вашей банды? Нет. Не встречал. Однако, я по симпозиумам не ездил. Я тогда больше на испытаниях пропадал.
Ярмашева нужно спрашивать, тот может и вспомнит такого.
Как я и говорил. Это у вас Москва рядом, а мы люди темные.
Работали мы по теме уборки риса. От уборки пшеницы это сильно отличается. Может Ярмашев и опирался на Клёнина, но ни ему ни Россельмашу это, в конечном итоге, не помогло.
А мы опирались на работу Тарасенко Г.В. по уборке риса. Успешно. И наш комбайн был на голову выше СК-10.
Повторяю. На уборке риса.
Что же вы не возродите свое детище? Чисто для успокоения своей страдающей души. Хотя бы в единственном экземпляре. Для вашего возраста самая подходящая тема. Вполне серьезно говорю на этот раз.
Пытался.
Сперва попытались всё возродить в ООО Кубрис. Там ещё оставались соратники, но конструктором работол только я. Один в поле не воин.
Вторая попытка на заводе Краснодаррисмаш. И тоже при наличии большого коллектива был один. Бился как рыба об лед. Тогда я был ещё молод и полон сил. Но вокруг пенсионеры, которых танком не сдвинуть. Болото.
В конце 2005г я опять искал работу. Направил своё резюме в конструкторское бюро Ростсельмаша. Мне выслали приглашение для собеседования с оплатой дороги.
Однако резко воспротивилась жена. В это время к нам уже переехали из Казахстана тёща и тесть. С требованием их присматривать. Да и мои родители жили недалеко, с теми же требованиями. Жена была единственной дочкой. И у меня брат умер. Переложить досмотр стариков стало не на кого. И, видимо, лимит командировок я уже выбрал.
К тому же там опять предполагался 9-10 часовый рабочий день. Что это такое я уже знал. Проходили. Тупость и медлительность в пробивании новых идей тоже настораживало. 25лет понадобилось Ростсельмашу, чтобы убрать двигатель от кабины назад за бункер.
Так что я не поехал.
А вскоре стал работать по почвообработке.
Это вы то с Лемехом про почвообработку? Даже не смешно.
Да, нет. То чем вы тут занимаетесь называется по другому.
Повторяю.
И что? Разве предприятие, выпускающее дискаторы, не в состоянии сделать один зерноуборочный комбайн? Ну да, сложнее, но не запредельно. Так что, вы там не падайте духом. Мобилизуйте хозяев, типа, а не утереть ли нам нос всяким Ростсельмашам, Клаасам и прочим Джонам Дирам?
Когда вернулся в Кубрис. Кое что из документации там оставалось. Многое удалось восстановить уже на новом уровне. Работал ещё вручную карандашом на кульмане. Но мне купили МФЦ. На нем Многое скопировал в малом формате и унес домой. Оставались ещё все мои наработки и записи. Оставался разработанное вчерне руководство по эксплуатации на сотню листов с иллюстрациями. Но расчет шел на дальнейшую работу в большом коллективе. Ходовую часть с гусеничной тележкой, кабину, Обвязку двигателя я не трогал и даже не копался там. Нельзя объять необъятное.
А когда перешел на Рисмаш, с большим коллективом получил полный облом по всей морде. Никому оно там было уже не нужно.
Был бы у меня цифровой фотик, не говоря о современном смартфоне, можно было сфоткать всю документацию и оно бы сохранилось.
А бумага, она не вечна. Долгое время это всё хранил дома. А потом надежды кончились и я всё сжег.
Я почему свои наработки сжег? Устарело всё. Исчезли базовая модель, на основе которой была построена Кубань. Нет больше страны, в которой была возможна такая кооперация. Могучим коллективом в два человека, из которых один будет руками водить, и только один работать такие вещи не сделать. Так я уже пробовал.
Конец Рисмаша.
13.06.2002 Территориальный орган Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Краснодарском крае (ТО ФОФО РФ в Краснодарском крае) подает заявление в Арбитражный суд Краснодарского края о признании ОАО «Краснодаррисмаш» банкротом.
03.07.2002 определением суда о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения на предприятии вводится процедура банкротства. Затем, в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» директор отстраняется от руководства предприятием и назначается внешний управляющий.
За этими сухими строками скрывается одна тонкость. Предприятию, объявленному банкротом, назначается внешний управляющий и государством выдается кругленькая сумма для оздоровления ситуации. Исправить кризисное положение внешний управляющий должен был в течение года. Теперь понятно откуда взялась торговая фирма. Где запахло деньгами там и продаваны. Видимо, перепало и торговой фирме.
На полученные деньги безбедно жили год и построили сразу 10 комбайнов. Планировалось: продадут комбайны с большой прибылью и на полученную прибыль уже раскрутятся. Ведь было заявлено:
«"Краснодаррисмашу" в этой программе отводится главная задача - наладить выпуск уборочных машин, которые бы, не уступая в производительности ростовским, но стоили значительно дешевле».
Помните, что СКР-7 была большая унификация с ДОН-1500? Как можно, покупать по сути весь комбайн россыпью втридорога через Торговый Дом, потом дорабатывать, добавлять своего и ожидать, что машина окажется дешевле. Нужно быть очень глупым деревянным Буратиной, чтобы так думать. Видимо в руководстве компании и завода была целая вязанка таких деревянных.
При мне комбайны продать так и не смогли! Ни одного!
Фактически выкупила завод, или «взяла на поруки» торговая фирма ОАО Компания «Красноарагропромснаб».
Оттуда пришли следующий директор ОАО «Краснодаррисмаш» Александр Владимирович Олех, назначенный судом внешним управляющим, а также главный бухгалтер и главный инженер Зариф Фараджевич Абульфат. Главным конструктором на заводе остается Волков. К нему в заместители назначают Педана Н.И.
Также принимают на работу в качестве главного конструктора ОАО Компания «Красноарагропромснаб» Ярмашева Юрия Николаевича, бывшего генерального конструктора Таганрожского ГСКБ, уже пенсионера.
Новой командой принимаются меры по спасению завода "Рисмаш" от банкротства. Компания "Краснодарагропромснаб" обязуется погасить все долги предприятия.
Вспоминая эти дни, умом понимаю, что один конструктор ничего решить и не смог бы. Дело было не в конструкции комбайна. Нужен был хороший хозяин. И хозяин с развязанными руками. А Олех был повязан по рукам и ногам. Не смог избавиться от лишней территории. Это решали краевые и городские власти. Не смог или не захотел сокращать штаты. А с сокращения расходов надо было начинать в первую очередь и очень резко. Технические вопросы по комбайну полностью решал Ярмашев. Кроме Ярмашева от компании "Краснодарагропромснаб" прислали ещё одного наблюдателя. И зарплату этот наблюдатель получал явно больше моей. Впрочем, небольшой свободой Олех все-таки владел, и тут полностью показал свою несостоятельность.
Как-то, на завод приехала целая делегация от компании "Краснодарагропромснаб" во главе с управляющим компании, простите, имени его не запомнил. Устроили техническое совещание по модернизации СКР-7. Управляющий сел во главе стола, остальные продаваны за столом, представители завода сиротливо жались у стеночки. Как то сложилось, что не было ни Волкова, ни Ярмашева. С предложениями выступал я.
Давайте Маэстро, Ваш выход! Я подготовился. Развесил плакаты и чертежи. Принес список предложений. Волновался как на первом экзамене. Долго и подробно рассказывал и показывал.
Из президиума раздался только один вопрос:
- А давно ли я работаю на заводе.
- Два месяца.
От стола послышалось дружное ржание.
И я смешался. Сразу что ответить не нашелся.
Во-первых, по существу вопросов не было. Видимо никто ничего не понял. Это называется бросать бисер перед свиньями.
Во-вторых, не стал разводить долгую историю. Что комбайн создавался вовсе не на заводе. Что было отдельное конструкторское бюро. И разрабатывался комбайн в отделе перспективных разработок, из людей от которого в наличии остались только я и Ермолаев И.Ф. Что я один из главных разработчиков и через мои руки прошла вся молотилка. Что плотно занимаюсь комбайнами и уборкой риса уже 14 лет. Что имею большой личный опыт, за плечами 12 уборок комбайнером. Что на половине чертежей комбайна стоит моя подпись. Что ни Волкова, Ни тем более, Ярмашева, при разработке комбайна и рядом не стояло…
В-третьих, из сидящих заводчан в мою поддержку никто и не вякнул. Они то, должны были знать правду. Молча улыбаясь, сидел и Иван Федорович. А может это мне в отместку? Сидели то пенсионеры. А я тут давеча на них наезжал…
Конечно, нужно было ответить. Однако такого вопроса я не ожидал. Сказалась природная медлительность. Толковое резюме со своим послужным списком я написал гораздо позднее.
После боя руками не машут!
Мне дали компьютер, чтобы заткнулся и никого в помощь…
Стал искать молодых конструкторов для работы на компьютере.
Пришли два парня и девушка. Однако, их ещё надо было обучать и конструкторской работе и чертежной программе.
Для того, чтобы по настоящему заниматься проработками на компьютере, чтобы компьютер показал все свои достоинства, нужно было перегнать все чертежи с бумаги в электронный вид. Для этого нужны были руки, и нужно было время. Ни того, ни другого у нас не было.
Я нашел Семененко Сергея Михайловича. Он как раз искал работу. Созвонились. Встретились. Сергей Михайлович был моего возраста. По специальности агроном. И работал агрономом. А потом решил работать конструктором. Во время первой встречи, как и я, уже неплохо чертил в AutoCADе. Разрабатывал дисковые бороны. Был новатором-рационализатором. По сути таким и остался. Делать какие-нибудь расчеты не умел, агрономов такому не учат. Зато хватался за всё. И отсутствие знаний не смущало. Считал, что осилит всё на свете. По характеру холерик. Быстро загорался идеей и быстро остывал.
Везет мне на агрономов. Был Маковецкий, теперь Семененко. Семененко тоже оказался хват. За словом в карман не лез, расхвалить себя умел, и наобещать мог с три короба.
А тут Олех надумал выпускать самоходные колесные косилки для люцерны. Я отговаривал. Без опыта. Без задела. Совершенно не по профилю, ни конструкторам, ни рабочим, ни оборудованию. А Семененко С.М. с жаром кинулся ему подпевать, получил от завода квартиру, получил повышенную зарплату. На это дело организовали особый отдел, во главе с Семененко. Забрал у меня на эту тему единственную толковую помощницу. 1,5 года парил всем мозги своими прожектами. Разрабатывал с нуля бортовые редукторы!? Без всяких расчетов и заимствования чужого опыта!? Кстати на этот случай были опытные ходовики. Тот же Ермолаев. Но Семененко ни с кем не советовался. «Мы всё смогём сами». Ни до хоть сколько-нибудь путних чертежей, ни, тем более, до опытного образца дело так и не дошло.
И опять, дело не в конструкторе. Дело в руководстве.
Когда Аллах хочет наказать человека, он лишает его ума.
Нельзя было распылять и без того малые конструкторские силы. Работать надо было там, где мы были сильны – в рисоуборочной технике. Где преимущества нашего комбайна до сих пор были бесспорны. Где наш комбайн по-прежнему был жизненно важен, и заменить его было нечем.
Нельзя было распылять денежные средства. Финансирование быстро кончилось, а своих денег так и не заработали. Нужно было создавать свои комбайновые бригады. Не надо было выдумывать. На этом уже многие жили. Даже турки приезжали к нам подзаработать. Туркам было выгодно ехать из-за моря. А у нас всё было рядом.
Нет! Решили конкурировать с надежным и отточенным ДОН-1500 на уборе пшеницы. Решили конкурировать с надежными и отточенными немецкими косилками и плющилками на уборке люцерны. Короче, куда конь с копытом, туда и рак с клешней.
Когда Аллах хочет наказать человека, он лишает его ума.
Много лет спустя, в 2015 году меня находит Олех и приглашает работать конструктором!
-Нет, нет, нет! – отвечаю, - Хватит! Только бледнолицый может два раза наступить на одни и те же грабли! Приглашай Ярмашева, приглашай Волкова, на худой конец приглашай Семененко. Тебе с ними как раз по пути будет.
Тут надо написать для сравнения, а что же полезного сделал я за эти же 1,5 года. Кроме всех этих докладных, рисования схем для сборочного участка и подготовки картинок для прайс-листов
Для колесного СКР-7К. Это по заданию Ярмашева. И это потом изготовили. Мной проработано и мной вычерчено:
1. Камнеуловитель и доработку решетки приемного битера. Для убореи пшеницы решетку накрыли щитком.
2. Первое подбарабанье и промежуточная решетка. Увеличили угол обхвата барабана. Кстати, для этого немного сместили отбойный битер.
3. Второе подбарабанье, надставка и решетка отбойного битера
4. Измельчитель соломы, Полностью новой конструкции. Вместе с его приводом и щитками ограждения.
5. Новый капот.
А это было мной проработано, мной вычерчено, но до изготовления не дошло:
1. Гребенчатый битер промежуточный. И его новый привод от второго барабана, чтобы тоже изменялись обороты. Была попытка, если его нельзя выбросить, то хотя бы полнее использовать.
2. Привод молотильных барабанов с пружиной и одним гидроцилиндром.
3. Ручной привод вентилятора. Это дешевле и надежнее регулировки гидроцилиндром.
В это же время, дома я делаю сторонние заказы:
1. Гребенчатый барабан и подбарабанье по типу Кубани для однобарабанного маленького Клааса. Попросил один Адыгеец переоборудовать под уборку риса.
2. Штифтовый барабан и подбарабанье для ДОН-1500 Маковецкому.
3. Двухосную тележку для перевозки жаток Маковецкому.
Проработки общей компоновки комбайна:
1. Проработка однобарабанного комбайна.
2. Проработки всего молотильно-сепарирующего устройства МСУ.
3. Проработки молотилки без приемного битера.
4. Проработка продольного ротора на базе СКР-7.
Это всё по указанию Ярмашева. Мои предложения по коренной модернизации и новому комбайну Ярмашев полностью игнорировал. Может он про них и не знал. А может здесь была политика. Ну что там может предложить какой-то Педан? Ярмашев работает на прямую с Москвой! С самим Ветровым! Это с которым я плодотворно работал 4 года над новой ветрорешетной очисткой? Меня тогда это здорово задело.
Со своей стороны, посвящать Ярмашева в свои проекты и наработки от Кубриса я и не стремился. Работая в Кубрисе я успел скопировать все чертежи по нашему роторному КР-2100, что у них оставались. Плюс мои восстановленные проработки, все мои записи параметров и расчеты привода всего комбайна. Всё это хранилось у меня дома. Я ещё мог практически сам восстановить этот комбайн. И новую ветрорешетную очистку тоже.
Однако, для кого? Предателю Олеху для уборки люцерны? Или Ярмашеву? Этот присваивать чужое умел. Такому палец в рот не клади, откусит всю руку.
Прошло время. Я уже давно понял, что дальнейшая работа в Краснодаррисмаше бесперспективна. Нашёл работу на стороне. Работа в основном касалась ширпотреба, была не по душе. Но обещали платить 8 т.р., вместо 6 т.р. что я имел. Однако когда подал заявление на увольнение Олех и Абульфат воспротивились.
-Давай мы тебе и здесь будем платить 8т.р.
И я согласился остаться. Чтобы дать такой оклад меня оформили Зам технического директора. Но предупредили, что это чисто из-за денег и чтобы я не зарывался, потому как де юре я становился выше Волкова.
Через время, меня пригласили в отдел кадров и попросили уточнить. Оказывается, чистых замов не бывает, и надо дописать в приказе и трудовой книжке Зам по какому вопросу.
-Пишите Зам по науке.
-По какой науке?
-Давайте напишем: Зам по научному и техническому развитию по компьютерной технике.
-Да пишите что хотите.
Я уже собирался с завода уходить, и было это чистой формальностью. Кто теперь на эти записи смотрит. Каждый дворник теперь записывал себя Директором предприятия по обслуживанию двора. Однако я ошибался. Оставались люди старой закалки. И мелочей в трудовой книжке не бывает. Зам по науке – это круто. А тот бред, что написали мне был как насмешка и совсем не отвечал сути того чем я занимался.
Как сильно изменилось ко мне отношение Ярмашева!
Он стал вызывать меня к себе. Стал советоваться.
Продолжалось это два дня.
А потом Юрий Николаевич дочитал до конца. Что вся моя наука касается компьютерной техники и всё резко прекратилось.
А ещё говорят, что не место красит человека, а человек место.
Не всегда, не всегда…
Но прошло всего 4 месяца. Вызывает меня Абульфат и по-дружески говорит:
-Завод на грани полного развала. Так что ищи работу.
К этому я уже давно был готов, и уговаривать меня не пришлось.
Вспоминая всё это, думаю, я был не прав с самого начала. Нужно было ещё при поступлении давить сразу на должность Зам технического директора. Оказывается, была такая возможность.
Но! Был молод чином. Не было рекомендаций.
И всё равно помогло бы это мало. С той технической политикой никак.
И с той кадровой политикой никак. Пенсионеров за компьютер сажать уже поздно. А кому то же надо было и работать, заниматься разработкой нового. Иначе из застоя не выйти.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 23 июня 2010 в отношении открытого акционерного общества «Компания «Краснодарагропромснаб» (350038, г. Краснодар, ул. Короленко, 2), под крыло которого перешел "Краснодаррисмаш" введено наблюдение, 22 ноября 2010 предприятие объявлено несостоятельным (банкротом).
После того, что они сделали с Рисмашем. После их кадровой и финансовой политики. Туда им и дорога.
Бог шельму метит.
Нет. Для предприятия выпускающего дискаторы это запредельно. Нет ходовиков. Нет спецов ни по двигателям, ни по кабинам. Даже одна только молотилка на одного это очень много. Это только конструкторская работа. А производство? А сбыт? Нужны серьезные сравнительные испытания. Одним комбайном тут не обойдешься. Нужны серьезные финансы. И неизвестно когда это окупится. Ни один банк в такое вкладываться не станет. Это разрушать легко.
И по любому это уже без меня. Я своё уже отыграл.
Познавательная писанина.
Так к слову : свеклоуборочных комбайнов тоже нет российских
Это у нас могут. Ломать, не строить.
Акрос 595 - лучший комбайн
Стряхните с себя этот пессимизм. Первый американский Трибайн соорудил в своей мастерской обычный фермер при помощи "сварки и болгарки", как говорится. Да и их же Глинер с вашим любимым поперечным ротором тоже изначально детище фермера.
А уж кабины и двигатели это вообще ни о чем. Во всем мире эти позиции давно унифицированы.