Вы здесь

О порядке установления льгот на электроэнергию для сельскохозяйственных предпринимателей

Перейти к полной версии/Вернуться
12 сообщений
Россия
25.03.2016 - 19:23
: 5

Общеизвестно, что цены на электрическую энергию (мощность) <1>, отпускаемую производителям сельскохозяйственной продукции, существенно влияют на себестоимость и рыночную конкурентную способность этой продукции.
--------------------------------
<1> Далее - энергия или электроэнергия.

В Российской Федерации система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за поставляемую потребителям электрическую энергию через оптовые и розничные рынки, весьма сложная и разнообразная в силу наличия многочисленных объективных причин.
Статьей 3 Закона об электроэнергетике <2> установлено: потребителями электрической энергии являются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд. Таким образом, вследствие наличия в данной законодательной норме союза "и" под действие настоящего Закона подпадает, в частности, физическое лицо, приобретающее электроэнергию не только для одной из вышеуказанных нужд, но и для двух одновременно.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" // СПС "КонсультантПлюс".

Однако ни в одном законодательном, правительственном или ином нормативном правовом акте не установлены правила о порядке формирования тарифов (цен) на электроэнергию, потребляемую субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением лиц, занимающихся в жилом отдельно выделенном помещении профессиональной (лицензируемой) деятельностью (например: нотариусы, адвокаты, врачи). При таких обстоятельствах эти лица, согласно п. 27 Методических указаний N 20-э/2 <3>, входят в третью тарифную группу потребителей "Прочие потребители" и отпускаемая им электроэнергия должна поставляться по нерегулируемым ценам. Этим же пунктом Методических указаний ко второй тарифной группе потребителей электроэнергии "население", которым электрическая энергия должна поставляться по регулируемым розничным ценам (тарифам), отнесены граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей. Здесь же дано два очень важных разъяснения: для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, применяется понижающий коэффициент 0,7.
--------------------------------
<3> Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке: утверждены Приказом ФСТ России от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 // СПС "КонсультантПлюс".

В соответствии с законодательством Российской Федерации государственное регулирование тарифов может производиться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению, в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления, определяемой в установленном порядке.
При более тщательном анализе перечня потребителей электроэнергии, отнесенных ко второй тарифной группе, следует, что термины "граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, приравненные к населению категории потребителей, население, проживающее в сельских населенных пунктах" и "население, являющееся потребителем электроэнергии с установлением социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления" в смысловом и правовом отношениях не идентичны.
В 2014 году ФСТ России установила, что вышеуказанные Методические указания не применяются в части государственного регулирования цен (тарифов) для населения на электрическую энергию, и взамен ввела в действие новые Методические указания <4> (далее - Методические указания N 1442-Э). Их особенностью является то, что и они не содержат требований к уполномоченным государственным органам субъектов Российской Федерации устанавливать для населения своего региона разные тарифы на поставляемую по регулируемым розничным ценам электроэнергию в зависимости от того, на какие нужды она употребляется (на собственные бытовые или производственные), в том числе для одной из них или для двух одновременно.
--------------------------------
<4> Методические указания по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей: утверждены Приказом ФСТ России от 16 сентября 2014 г. N 1442-Э // СПС "КонсультантПлюс".

Что касается цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую потребителям, приобретающим ее для производственных нужд, то на федеральном уровне они устанавливаются в соответствии с Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию <5>. Однако эти правила:
- во исполнение Закона РФ об электроэнергетике предусматривают единый порядок ценообразования на электроэнергию, поставляемую для производственных нужд только крупным потребителям, являющимся юридическими лицами, к числу которых многие индивидуальные предприниматели (ИП), в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), не относятся;
- установили, что продажа электрической энергии осуществляется по свободным (нерегулируемым) оптовым ценам, рассчитываемым гарантирующим поставщиком исходя из различных составляющих;
- имеют оговорку, что согласно этим Правилам осуществляется продажа электрической энергии на производственные нужды всем покупателям (за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей).
--------------------------------
<5> Правила определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность): утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1179 // СПС "КонсультантПлюс".

На основании вышеизложенного можно сделать выводы, что якобы в законодательстве Российской Федерации как на федеральном, так и региональном уровнях существует пробел в части ценообразования за использованную субъектами малого и среднего предпринимательства электроэнергию на производственные нужды, а поэтому энергосбытовые организации вправе самостоятельно устанавливать нерегулируемые цены для этой категории потребителей, являющихся физическими лицами. При этом поставщики электроэнергии подкрепляют такой вывод бездействием со стороны уполномоченных государственных органов субъектов Российской Федерации, которые в соответствии со ст. 25 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства <6> и ст. 2 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве <7> до сих пор не установили меры поддержки в части снижения цены/тарифов на электроэнергию, поставляемую ИП и КФХ, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность.
--------------------------------
<6> Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<7> Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" // СПС "КонсультантПлюс".

Так, например, во Владимирской области некоторые энергосбытовые организации пытаются приравнять всех производителей сельхозпродукции из числа ИП и глав КФХ к третьей тарифной группе "Прочие потребители". Опираясь на вышеуказанные выводы, приводят довод: коль этими физическими лицами энергия используется для электрификации участков, отнесенных к категории земель сельхозназначения с разрешенным использованием "для сельскохозяйственного производства", следовательно, эти субъекты малого и среднего предпринимательства используют поставляемую им электроэнергию для собственных профессиональных, т.е. производственных, нужд. При этом придерживаются позиции, что установленные уполномоченным органом государственной власти Владимирской области для населения тарифы применяются только для бытовых нужд, так как населением региона согласно Методическим указаниям N 20-э/2 якобы являются исключительно граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды. Что касается категории "приравненные к населению потребители электроэнергии", то в их перечень <8>, продублированный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, ИП и главы КФХ не включены.
--------------------------------
<8> Перечень потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам): утвержден Приказом ФСТ России от 31 декабря 2010 г. N 655-э // СПС "КонсультантПлюс".

Такие выводы, доводы и позиции поставщиков электроэнергии ошибочны. Никаких вышеназванных законодательных пробелов как на федеральном, так и на региональном уровне фактически нет. Для того чтобы понять это, прежде всего следует разобраться в отношении круга физических лиц, входящих в состав населения, для которого органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вправе устанавливать тарифы и льготные социальные нормы на потребляемую электроэнергию. Для этого необходимо обратиться к п. 8 и 12 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии <9>, согласно которым для такого населения социальная норма рассчитывается исходя из количества зарегистрированных лиц, проживающих в жилых помещениях на территории субъекта Российской Федерации. Кроме того, согласно приложению N 2 к этому Положению Владимирская область включена в пилотные проекты по введению социальной нормы потребления электрической энергии. Вместе с тем и региональное законодательство Российской Федерации предусматривает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе предоставлять меры социальной поддержки только гражданам, постоянное проживание которых зарегистрировано в соответствующем регионе. Например, во Владимирской области это обусловлено ст. 1 и ч. 1 ст. 5 Закона области о социальной поддержке и социальном обслуживании граждан <10>.
--------------------------------
<9> Положение об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности): утверждено Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2013 г. N 614 // СПС "КонсультантПлюс".
<10> Закон Владимирской области от 2 октября 2007 г. N 120-ОЗ "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области" // СПС "КонсультантПлюс".

Таким образом, для правоприменительной практики субъекта Российской Федерации по установлению тарифов на электроэнергию и социальных норм ее потребления для населения следует понимать, что такие тарифы и меры социальной поддержки действуют также и в отношении физических лиц из числа ИП и глав КФХ, но только тех, постоянное проживание которых зарегистрировано в пределах этого региона.
Разве подлежит исключению из состава населения субъекта Российской Федерации, например, гражданин, постоянное проживание которого зарегистрировано в собственном сельском доме на территории этого же региона, лишь по мотивам, что он уволился с работы на местном молочном заводе и стал главой КФХ?
Однако имеют место случаи, когда постоянное место жительства ИП, в том числе главы КФХ, а также вид их деятельности зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации, а предпринимательство осуществляется ими в другом регионе, в котором для населения установлены тарифы на электроэнергию и льготные социальные нормы ее потребления. Естественно, что эти тарифы и меры социальной поддержки на таких ИП и глав КФХ не распространяются, тем более что вносить налоги и взносы обязательного страхования они должны по месту регистрации своего постоянного проживания <11>.
--------------------------------
<11> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Что касается отсутствия в новых Методических указаниях N 1442-Э порядка ценообразования электроэнергии для населения в зависимости от того, на какие нужды она должна употребляться (на собственные бытовые или производственные), то следует еще обратить внимание на ч. 1 ст. 1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве <12> и ч. 1 ст. 86.1 Гражданского кодекса РФ <13>, согласно которым КФХ вправе заниматься не только производственной, но и иной хозяйственной деятельностью. Поэтому следовало бы ссылаться также на отсутствие ценообразования на электроэнергию для ИП, в том числе глав КФХ, и на иные хозяйственные нужды. Однако тогда возникают безответные вопросы: по каким причинам, поводам и основаниям цена электроэнергии, поставляемой по ЛЭП 0,4 кв., удовлетворяющей производственные или иные хозяйственные нужды ИП и КФХ, должна разниться в сторону повышения по отношению:
- к тарифам на поставляемую населению электроэнергию по таким же линиям электропередачи для собственных бытовых нужд?;
- к регулируемым ценам, установленным на розничном потребительском рынке в порядке исполнения Методических указаний N 20-э/2 для граждан, использующих электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненных к населению категорий потребителей?
--------------------------------
<12> Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" // СПС "КонсультантПлюс".
<13> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".

Во-первых, разниться в сторону повышения цена не должна потому, что новыми Методическими указаниями N 1442-Э не предусмотрено, чтобы порядок ценообразования на электроэнергию, потребляемую населением, зависел от нужд, на которые она потребляется, а также от категории земли, на которой производитель сельскохозяйственной продукции осуществлял бы свою производственную и иную хозяйственную деятельность.
Во-вторых, п. 4 Методических указаний N 1442-Э <14> введен в действие для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов следующий единый порядок ценообразования на электроэнергию с единственным критерием: регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются исходя из объемов электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей.
--------------------------------
<14> Методические указания по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей: утверждены Приказом ФСТ России от 16 сентября 2014 г. N 1442-Э // СПС "КонсультантПлюс".

В-третьих, если энергосбытовая организация установит свои цены на электроэнергию, поставляемую для собственных производственных и иных хозяйственных нужд ИП, в том числе главам КФХ, постоянное место жительства которых зарегистрировано в регионе, где уполномоченный государственный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации установил тарифы на электроэнергию (мощность) для населения и льготные социальные нормы ее потребления, то данный поставщик электроэнергии, в соответствии со ст. 14.6 и 23.51 Кодекса РФ об административных правонарушениях <15>, должен быть привлечен к административной ответственности органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов). Кроме того, согласно ст. 1102 Гражданского кодекса РФ <16> правонарушитель должен будет возвратить потребителям электроэнергии неосновательно приобретенное обогащение.
--------------------------------
<15> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
<16> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".

На основании вышеизложенного следует вывод:
В регионе, где органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов установлены для населения регулируемые цены (тарифы) на электроэнергию и льготные социальные нормы ее потребления, такие цены (тарифы):
- являются едиными, не зависящими от собственных бытовых и/или производственных нужд потребителя, на которые расходуется электроэнергия;
- устанавливаются исходя из объемов электрической энергии, потребляемой населением данного региона и приравненными к нему категориями потребителей;
- распространяются на физических лиц, в том числе ИП и глав КФХ, постоянное место жительства которых зарегистрировано в пределах данного региона. Эти тарифы и социальные нормы потребления на поставляемую населению электроэнергию могут вполне удовлетворять нужды многих ИП и КФХ, осуществляющих производственную и/или иную хозяйственную деятельность;
- однако в тех регионах страны, где не установлены тарифы и льготные социальные нормы потребления на электроэнергию для населения, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не лишены полномочий по оказанию зарегистрированным в этих регионах ИП и главам КФХ, осуществляющим производственную и/или иную хозяйственную деятельность в области сельского хозяйства, поддержки в соответствии со ст. 25 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства <17> и ст. 2 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве <18>.
--------------------------------
<17> Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<18> Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" // СПС "КонсультантПлюс".

Материал перепечатан с сайта http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=8983


Россия
: Симферополь
19.04.2016 - 11:33
: 3243

так а вывод какой ???

Россия
25.03.2016 - 19:23
: 5
Александр Фаерман пишет:

так а вывод какой ???

Александр, читайте внимательно статью. Ответ дан в последнем абзаце текста.

В регионе, где органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов установлены для населения регулируемые цены (тарифы) на электроэнергию и льготные социальные нормы ее потребления, такие цены (тарифы):
- являются едиными, не зависящими от собственных бытовых и/или производственных нужд потребителя, на которые расходуется электроэнергия;
- устанавливаются исходя из объемов электрической энергии, потребляемой населением данного региона и приравненными к нему категориями потребителей;
- распространяются на физических лиц, в том числе ИП и глав КФХ, постоянное место жительства которых зарегистрировано в пределах данного региона. Эти тарифы и социальные нормы потребления на поставляемую населению электроэнергию могут вполне удовлетворять нужды многих ИП и КФХ, осуществляющих производственную и/или иную хозяйственную деятельность;
- однако в тех регионах страны, где не установлены тарифы и льготные социальные нормы потребления на электроэнергию для населения, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не лишены полномочий по оказанию зарегистрированным в этих регионах ИП и главам КФХ, осуществляющим производственную и/или иную хозяйственную деятельность в области сельского хозяйства, поддержки в соответствии со ст. 25 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства <17> и ст. 2 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве <18>.
--------------------------------
<17> Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<18> Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" // СПС "КонсультантПлюс".

Россия
: Ленинградская обл.
27.08.2012 - 12:08
: 571

Вот идите в с сбытовую и попробуйте там им законы почитать. Чхали они на ваш консультант, у них там юр. отделов больше, чем бригад-монтажников.
Разговор простой: есть назначение земли, от него идёт тариф. Точка. И, формально, они правы. Мы перешли на тариф для населения, это нам обошлось в 29 тысяч, официально это называлось чем-то вроде "сбора комиссии для рассмотрения ведения фактической деятельности". После этого закрыли старый договор и открыли новый, как для населения. Но так как жилой дом на сельхозке фиг зарегистрируешь, влепили тариф для населенных пунктов.

Россия
: из Миасса в деревню Сарафаново
19.08.2009 - 14:24
: 7264

Здравствуйте! У нас тоже вопрос по тарифам. Земля - сельхозка. Оформлено КФХ (как ИП). Фермерское хозяйство под разведение птицы. Построены помещения - птичники и бытовки. Провели нам эл.энергию, 15 кВт. (три года в очереди держали). Теперь говорят, что платить будем по тарифам промышленности - 8 руб.кВт. Почему? Что за безобразие? Куда жаловаться?

Россия
: Ленинградская обл.
27.08.2012 - 12:08
: 571
Тома пишет:

Здравствуйте! У нас тоже вопрос по тарифам. Земля - сельхозка. Оформлено КФХ (как ИП). Фермерское хозяйство под разведение птицы. Построены помещения - птичники и бытовки. Провели нам эл.энергию, 15 кВт. (три года в очереди держали). Теперь говорят, что платить будем по тарифам промышленности - 8 руб.кВт. Почему? Что за безобразие? Куда жаловаться?

Никуда не жаловаться. Вы - сельхоз производитель, да и оформленный официально. К вам абсолютно закономерно применен пром тариф.
Повторюсь о том, что писала выше: идете в сбытовую и говорите с вашим главным о том, что деятельность никакую не ведёте, а на земле просто проживаете. Есть такая официальная услуга у сбытовой ( не у Россетей, не у местногоэнерго!) - составление акта о неведении предпринимательской деятельности. Сам акт стоит около 29 тысяч. После этого вас переводят на тариф для населения, он уже день/ночь, у нас это 4,25 и 1,50. При этом старый договор рассторгается, заключается новый, где уже не прописывается земельный участок, хозяином которого является энное лицо, а прописывается частное лицо сразу, в этом и состоит суть перевода тарифа.

Россия
: из Миасса в деревню Сарафаново
19.08.2009 - 14:24
: 7264
iipspb пишет:

Тома пишет:

Здравствуйте! У нас тоже вопрос по тарифам. Земля - сельхозка. Оформлено КФХ (как ИП). Фермерское хозяйство под разведение птицы. Построены помещения - птичники и бытовки. Провели нам эл.энергию, 15 кВт. (три года в очереди держали). Теперь говорят, что платить будем по тарифам промышленности - 8 руб.кВт. Почему? Что за безобразие? Куда жаловаться?

Никуда не жаловаться. Вы - сельхоз производитель, да и оформленный официально. К вам абсолютно закономерно применен пром тариф.

Повторюсь о том, что писала выше: идете в сбытовую и говорите с вашим главным о том, что деятельность никакую не ведёте, а на земле просто проживаете. Есть такая официальная услуга у сбытовой ( не у Россетей, не у местногоэнерго!) - составление акта о неведении предпринимательской деятельности. Сам акт стоит около 29 тысяч. После этого вас переводят на тариф для населения, он уже день/ночь, у нас это 4,25 и 1,50. При этом старый договор рассторгается, заключается новый, где уже не прописывается земельный участок, хозяином которого является энное лицо, а прописывается частное лицо сразу, в этом и состоит суть перевода тарифа.

Договора пока нет. Идет подписание. Заключался договор на подключение с частным лицом. Линия тоже не промышленная, а бытовая. Откуда тарифы промышленные взялись?. Нет, что-то тут не так. Надо разбираться. И 29 тыс - это грабёж.

Россия
: из Миасса в деревню Сарафаново
19.08.2009 - 14:24
: 7264

Всем, привет! Подписали договор со сбытовой компанией - тарифы нам установили, как для населения в сельской местности!!!!!

: Владимирская область, Киржач
29.06.2014 - 23:35
: 16
Тома пишет:

Всем, привет! Подписали договор со сбытовой компанией - тарифы нам установили, как для населения в сельской местности!!!!!

iipspb пишет:

Вот идите в с сбытовую и попробуйте там им законы почитать. Чхали они на ваш консультант, у них там юр. отделов больше, чем бригад-монтажников.

Разговор простой: есть назначение земли, от него идёт тариф. Точка. И, формально, они правы. Мы перешли на тариф для населения, это нам обошлось в 29 тысяч, официально это называлось чем-то вроде "сбора комиссии для рассмотрения ведения фактической деятельности". После этого закрыли старый договор и открыли новый, как для населения. Но так как жилой дом на сельхозке фиг зарегистрируешь, влепили тариф для населенных пунктов.

Как??? Поделитесь опытом! Я лоб разбила о наш Владимирэнерго! Уперлись - раз земля Кфх, значит я получаю с нее прибыль! А тариф более 7 рублей и газа нет и не предвидится... Думала перейти на день-ночь, так день 10,66р! ночь 5,66р! Это даже не грабеж, это полный беспредел!
Можно в личку )

Россия
: из Миасса в деревню Сарафаново
19.08.2009 - 14:24
: 7264

Здравствуйте! Не знаю, как это объяснить. Но сильно мы с ними не спорили, как-то решение нашлось само. Но договор на подключение у нас был от частного лица и, видимо, сбытовая организация не могла определить нам тариф промышленности.

: Владимирская область, Киржач
29.06.2014 - 23:35
: 16
Тома пишет:

Здравствуйте! Не знаю, как это объяснить. Но сильно мы с ними не спорили, как-то решение нашлось само. Но договор на подключение у нас был от частного лица и, видимо, сбытовая организация не могла определить нам тариф промышленности.

У меня договор тоже на частное лицо... Наши энергетики радостно приписали меня в категорию "прочие потребители " и присылают счета по тарифам для юрлиц. Что делать ума не приложу...

: Владимирская область, Киржач
29.06.2014 - 23:35
: 16

НАписала я обращение директору нашего Владимирэнерго через сайт. Через пару дней мне позвонили из районного договорного отдела, пригласили, все оформили с реверансами и поклонами и обещали уже август учитывать по новому договору! )))
На мой вопрос - какого?????? Сказали: время идет, все меняется...
Хоть смейся, хоть плачь ))