Украина. Аграрный бизнес: факторы успеха

Перейти к полной версии/Вернуться
1 сообщение
01.04.2008 - 04:00
: 19610

О том, что Украина – страна аграрная, еще вчера говорить было «не модно». Сегодня ситуация кардинально изменилась. Мировой продовольственный и энергетический кризис, вступление Украины в ВТО, снятие ограничений на экспорт сельхозпродукции – все это открывают перед Украиной самые выгодные перспективы. По прогнозам, только на урожае 2008 года отечественные аграрии могут заработать более 4,5 млрд. долларов. Не удивительно, что украинские и зарубежные инвесторы проявляют все больше интереса к сфере АПК. Но каким образом получить прибыль в агросекторе, что для этого нужно? Об этом рассказывает Виталий Скоцик, Генеральный директор компании АМАКО, которая уже 15 лет работает на украинском рынке и на сегодня является ведущей в сегменте современных комплексных технологий для аграрного бизнеса.

- Есть мнение, что основным фактором успеха в аграрном бизнесе является наличие у хозяйства современной техники. Так ли это?

- Современная техника безусловно необходима. Невозможно вести прибыльный агробизнес на устаревшей технической базе, тем более что с советских времен, в наследство от которых сельхозпроизводителю остались тракторы да комбайны, технологии шагнули далеко вперед. Устаревшая техника - это потери урожая (30-45% его остается на поле), чрезмерные расходы топлива, расходы на ремонт из-за поломок… Поэтому агрохозяйства уделяют большое внимание техническому переоснащению. Но я уверен, что основным фактором успеха в современном аграрном бизнесе является интеллектуальная составляющая. И здесь очень важно понять разницу между «сельским хозяйством» и «агробизнесом». Для агронома, председателя колхоза главное было что? Вырастить высокий урожай. А для бизнесмена – получить максимальную прибыль на вложенный капитал. То есть, «сельхозпроизводитель» обычно думает, как вспахать, посеять, убрать, для него главное понятие – урожайность. А бизнесмен мыслит более комплексно, и для него главное – рентабельность. Например, при отсутствии возможностей для хранения и переработки сельхозсырья, самые высокие урожаи могут стать нерентабельными. Часть продукции просто испортится, часть будет продана дешево, по тем ценам, которые предложат посредники, поскольку ее негде хранить.

- Но ведь можно «сделать ставку» на рентабельные культуры, на которые сейчас высокий спрос …

- Сегодня рекордсмены по рентабельности - это рапс, подсолнечник, кукуруза, пшеница. Но опять же – сеять их только по этой причине, без учета всех других факторов – нецелесообразно. Нужно учесть особенности почвы, общие площади посевов, технологию обработки земли и многое другое. При грамотном подходе, можно посеять другие культуры и на меньшей площади, а в результате получить более высокую рентабельность.
Специалисты АМАКО начинают работу над проектом с анализа грунтов и рельефа, разработки севооборота и технологических карт для всех культур. А конечными «пунктами» являются транспортировка, сушка и хранение, переработка и реализация. Только учитывая всю маркетинговую цепочку и конъюнктуру рынка, аграрий превратится в бизнесмена.

- Какие финансовые механизмы сегодня реально работают в сфере АПК? Ведь для покупки техники, семенного материала, тех же зернохранилищ или молокозаводов - нужны немалые средства…

- Бюджетирование и баланс денежных потоков – обязательная составляющая успеха в агробизнесе. Именно поэтому и на стадии разработки, и на этапе воплощения проекта, активное участие в нем принимает наш финансовый отдел. Существуют два наиболее выгодных механизма для сельского хозяйства – это кредит и лизинг. Реализовать их помогают финансовые партнеры АМАКО: «Проминвест банк», банк «Надра», «Райффайзен Лизинг Аваль», а также иностранные банки, экспортные агентства таких стран, как США, Канада, Италия, Франция и др. Одним из вариантов является финансирование покупки техники через международные финансовые программы. Так что привлечение средств - вопрос решаемый.

- С Вашей компанией работают почти все крупные агропредприятия в Украине. А можете ли что-то предложить обычному фермеру?

- Действительно, среди наших клиентов «Нибулон», «Агро-Регион», «Нафком», «Украинские аграрные инвестиции», АФ «Шахтер» и многие другие. Но небольшие фермерские хозяйства также находят оптимальное решение своих задач, они могут активно расти и развиваться, с помощью наших технологий. Во время «Дней поля», которые АМАКО проводит ежегодно в разных регионах Украины, мы наглядно демонстрируем, что эффективный агробизнес можно построить в хозяйствах любого масштаба, с разными стартовыми позициями. Главное – подойти к вопросу комплексно, учесть возможные риски и найти профессионального партнера.

С генеральным директором компании АМАКО Виталием Скоциком
беседовала Алена Мельник

Источник: 
Компаниия стратегических коммуникаций www.publicity-creating.ua