Светлана Концевая: Наша задача – воспитать новый тип российского ветеринарного врача

Перейти к полной версии/Вернуться
1 сообщение
01.04.2008 - 04:00
: 19602

История ветеринарии уходит своими корнями в далёкую древность. «Человек, лечащий скот» появился ещё на заре цивилизации.

Профессия эта, ставшая особенно престижной в наши дни, с каждым годом повышает свой рейтинг, а новые уникальные технологии позволяют буквально творить чудеса для «братьев наших меньших».

Гуманное отношение к животным, охрана их здоровья, борьба с общими вирусными заболеваниями, выпуск полноценных и безопасных продуктов животноводства, контроль и проверка их качества, защита населения от болезней, обусловленных употреблением в пищу недоброкачественных продуктов, – вот краткий перечень задач ветеринарии. Став одной из важнейших отраслей науки и практической деятельности человека, эта профессия приобрела статус стратегической, потребовав к себе особого отношения и подхода.

Воспитать новый тип российского ветеринарного врача, сочетая бесценный опыт предыдущих поколений и учитывая современные требования, - задача первостепенного значения. Рассказать о постижении ветеринарных премудростей мы попросили доктора ветеринарных наук, профессора кафедры ветеринарной хирургии МГАВМиБ имени К. И. Скрябина, главного врача сети московских клиник «Свой доктор» Светлану Юрьевну Концевую.

Светлана Юрьевна, почему профессия ветеринара в настоящее время обрела такое глобальное значение и действительно ли так «переплелась» с другими отраслями наук?
Эта профессия никогда и не стояла особняком. Если вспомнить её историю, то ещё в Древнем мире, она теснейшим образом была связана с медициной, химией, биологией, фармакологией. Ветеринария развивалась и в Древнем Китае, и в Древней Индии, в Персии, в Месопотамии, в Древнем Египте, в Древней Греции, в Древнем Риме.

А как складывалась эволюция ветеринарной науки на Руси?
У древних славян был языческий бог Велес (Волос) – покровитель и защитник скотоводства и стад от «разных напастий» и хищных зверей. Обладание скотом уже тогда считалось первостепенным признаком богатства. Врачеванием скота у славян занимались «коневые лекари» (коновалы), а также волхвы и знахари. Их называли ещё «кудесниками», или «зелейниками» (от слова «зелье» - лекарственные травы). В народной ветеринарии использовались лук, чеснок, укроп и другие растения. Знания и многолетний опыт лечения домашних животных передавались от отца к сыну, от учителя к ученикам.

В России, наверное, были и свои особые «национальные» предпосылки для развития ветеринарной науки?
Несомненно, ведь в России особое значение придавалось развитию коневодства и коннозаводства. Лошадь была основной тяговой силой в сельском хозяйстве, при строительстве различных объектов и средством передвижения в русской армии при обороне страны.

Первая «государева» конюшня в России была создана в селе Хорошево под Москвой во второй половине XV в. при великом князе Иване III и послужила началом коннозаводства в России. Так, в начале XVII в. в стране было 13 государственных «кобыльячих» конюшен, а в 1680 г. – уже 16 конных заводов.

В 1496 г. при царском дворе в Москве был организован Конюшенный приказ (Конюшенное ведомство), в ведении которого было обслуживание царского придворного хозяйства.

В первой половине XVII в. здесь были созданы специальные лечебные, «лековые» конюшни, а при них - «конские аптеки». В конюшнях-изоляторах содержали и лечили больных лошадей с различными заболеваниями как заразного, так и незаразного характера.

Конские мастера, именуемые таким режущим современный слух словом «коновалы», из года в год совершенствовали своё мастерство, владели многочисленными навыками и приёмами в области диагностики и лечения. Некоторые коновалы совмещали свой труд с работой кузнеца, а также являлись авторами рукописных «конских» и «скотских» лечебников.

Существовали ли учебные заведения, которые готовили таких мастеров?
Стать хорошим коновалом всегда было непросто. В 1775 г. в селе Хорошево, при Хорошевском конном заводе под Москвой была открыта общеобразовательная конюшенная школа, где в течение пяти лет юноши изучали чтение, письмо, арифметику. Затем их отдавали вольным мастерам государственных конных заводов для подготовки по различным специальностям: кузнечной, слесарной, кожевенной и др. Для обучения же непосредственно коновальной, то есть ветеринарной науке, из окончивших Хорошевскую конюшенную школу отбирали лучших учеников и отправляли в школу Спасского духовного монастыря в Москву. Там они изучали латинский язык и лечебные травы. По окончании курса их распределяли по конным заводам, где под руководством конских мастеров юноши в течение трёх лет осваивали теоретические и практические основы ветеринарии и ковочного дела.

Но и на этом испытания не завершались. Далее их экзаменовала специальная комиссия, назначаемая Главной дворцовой конюшенной канцелярией. По результатам экзамена ученикам присваивали звание «коновал-мастер» или «коновальный подмастерье».

Ветеринария и медицина практически всегда шли рядом, не так ли?

Многие века медицина и ветеринария шли рука об руку, взаимно обогащая друг друга и накапливая знания, которые способствовали прогрессу в деле сохранения здоровья человека и животных. Более того, проводя опыты над животными, в большинстве случаев именно учёные-ветеринары становились авторами новых открытий, результаты которых использовала медицина.

Когда в 1803 г. впервые в России в учебный план медицинского факультета Московского университета было введено преподавание основ ветеринарии, то лекции там читал доктор медицины, профессор И.С. Андреевский. Ветеринарию он считал важным источником знания не только для животноводов, но и для работников здравоохранения.

В настоящее время ветеринария стала одной из важнейших отраслей науки и практической деятельности человека, а профессия ветеринарного врача приобрела статус стратегической.

Известно выражение одного из крупнейших представителей русской ветеринарии конца XIX - начала XX вв., ветеринарного врача Сергея Степановича Евсеенко, ставшее крылатым: «Человеческая медицина сохраняет человека, ветеринарная медицина оберегает человечество».

Об этом речь идёт и в законе РФ «О ветеринарии», где говорится, что под ветеринарией понимают область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.

Светлана Юрьевна, расскажите, пожалуйста, немного о своем становлении как ветеринарного специалиста.
Красный диплом об окончании вуза дал мне право выбора распределиться на одну из трёх кафедр: физиологии, генетики, хирургии. Как-то не особенно утруждая себя долгими раздумьями, я решила остановиться на генетике и уже направлялась сказать об этом заведующему кафедрой ветеринарной хирургии, профессору Александру Васильевичу Есютину. Я хотела убедить его, а, скорее всего, наверное, саму себя, что у меня ничего не получится в области хирургии: росточек небольшой, ручки маленькие, силёнок немного. Но наша с ним беседа сыграла решающую роль в моём выборе, и именно Александр Васильевич помог мне определиться.

Каковы же были дальнейшие этапы Вашего профессионального пути?
С 1986 по 2004 гг. я преподавала в институте, преобразованном в Уральскую государственную ветеринарную академию. В 1999 году под руководством Щербакова Николая Павловича и Шрейнера Александра Арнольдовича защитила кандидатскую диссертацию по теме «Стимуляция процессов остеогенеза при переломах костей остеогенной сывороткой».

Затем совместно с доктором медицинских наук Константином Петровичем Кирсановым, заведующим экспериментальной лабораторией РНЦ ВТО имени Илизарова проводила научные исследования, которые впоследствии нашли своё применение в практической ветеринарии.

Общее руководство докторской диссертацией принял на себя доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой ветеринарной хирургии МГАВМиБ имени К.И. Скрябина Сергей Владимирович Тимофеев. Большую поддержку оказал бывший проректор по учебной работе и нынешний ректор МГАВМиБ, академик РАСХН Фёдор Иванович Василевич.

В 2004 году я защитила докторскую диссертацию «Сравнительная характеристика различных способов остеосинтеза отдельных фрагментов костного скелета собак».

В 2005 г. получила приглашение от проректора Василевича Ф.И. работать в Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина, где тружусь и по сей день.

Но этим, насколько нам известно, Ваша деятельность не ограничивается?
Вы правы, конечно, нет. Когда чувствуешь в себе силы и желание отдавать обществу больше, это надо обязательно реализовывать, воплощать в жизнь.

Работа в ассоциации практикующих ветеринарных врачей и Конской ассоциации России, в редакционной коллегии ветеринарных журналов «Ветеринарный доктор» и «Ветеринарная клиника», в обществе зоозащиты «Вита», сотрудничество с деканом ветеринарно-санитарного факультета Московского государственного университета прикладной биотехнологии Борисом Вениаминовичем Уша, научно-исследовательская работа со студентами МГАВМиБ имени К.И. Скрябина, руководство в качестве главного врача сетью ветеринарных клиник Москвы «Свой доктор», участие в различного уровня форумах, конференциях, фестивалях, выставках и акциях. Да всего сразу и не перечислишь.

Наверное, есть еще и написание учебников и методических рекомендаций, подготовка аспирантов?
На сегодняшний день у меня более 160 научных статей и соавторство в создании учебника «Общая хирургия», учебных пособий по остеосинтезу, остеогенезу, эндоскопии.

Что же касается подготовки аспирантов, то я рассматриваю этот вопрос гораздо шире, нежели обычное выполнение функций доцента или профессора. Для меня это не просто отметка в документах об очередной защите очередного аспиранта или докторанта, это реализация своих идей и планов через учеников и последователей, в некотором роде перспектива бессмертия своего творческого научного потенциала, теперь уже воплощённого в их работах.

Моя первая аспирантка Тамара Ермошкина защищалась в 2004 г. в Казани. Диссертационный совет высоко оценил её работу и моё научное руководство.

География применения научных исследований моих аспирантов и докторантов обширна: это молодые учёные Москвы, Омска, Барнаула, Белгорода, Республики Хакассии.

Но аспиранты – это бывшие студенты, которым Вы также уделяете большое внимание?
Каждый год студенты нашей академии представляют интересные и перспективные работы в области акушерства, ветеринарной хирургии, паразитологии, коневодства. Если перечислять, то получится солидный доклад. Например, за последний отчётный период прозвучали имена Е. Бурцевой, студентки 5 курса, подготовившей работу по криохирургии в ветеринарии и получившей медаль и грамоту на Всероссийском конкурсе лучших студенческих работ по МинОБРу; молодых учёных Л. Войтовой, занявшей первое место на Всероссийском конкурсе студенческих работ МинСедьхоза, и М. Ивановой, подготовившей научный доклад по онкопротекции T.Crutzi и удостоенной денежной премии.

Светлана Юрьевна, известно, что Вы являетесь активной сторонницей гуманного отношения к животным и пропагандируете его на своих занятиях?
До недавнего времени считалось, что стать хорошим врачом или биологом можно только благодаря проведению опытов на животных. Моральная сторона вивисекции не принималась во внимание. Но в настоящее время всё больше и больше студентов в разных странах отказываются участвовать в опытах над животными, выражая сознательный протест и руководствуясь убеждением, что убийство живого существа ради приобретения навыков лечения или изучения биологического процесса недопустимо.

В настоящее время учёными и преподавателями разработано более 500 альтернативных моделей к экспериментам на животных – трёхмерных моделей, компьютерных программ, интерактивных видеодисков, видеофильмов, макетов и муляжей. В качестве альтернативы используются культуры тканей и клеток, трупы животных, умерших естественной смертью и пр. Огромную, ни с чем не сопоставимую роль играет клиническая практика: сначала студенты наблюдают, как опытные врачи лечат больных животных, потом ассистируют во время операции, а затем сами начинают оперировать под контролем специалистов. Таким образом, гуманные методы обучения находят всё большее применение в вузах всего мира, что объясняется их преимуществом перед традиционными способами.

Эти методы уже нашли своё применение на Ваших занятиях?
Наша академия не отстаёт от мировых стандартов. Благодаря большой научной и организационной работе, проведённой заведующим кафедрой ветеринарной хирургии профессором С.В. Тимофеевым, заведующим кафедрой патологической физиологии имени В.М. Коропова профессором В.Н. Байматовым и мною с сотрудниками Российского отделения организации «InterNICHE», в учебном процессе академии начали использовать альтернативные модели: компьютерные обучающие программы на кафедре патологической физиологии, манекены крысы, собаки, желудка собаки, искусственную кожу – на кафедре ветеринарной хирургии.

Надо отметить, что и студенты, и преподаватели с живым интересом восприняли новые методы изучения материала: ведь это исключает стрессовые факторы при работе с трупами и больными животными, позволяет приобрести навыки, которые можно будет активно использовать в дальнейшей деятельности.

Бытует мнение, что сейчас для животных создано столько методов лечения, что уже нечего изобретать и придумывать. Как Вы относитесь к подобной точке зрения?
В корне не согласна с этим. Ветеринария должна идти в ногу с научно-техническим прогрессом. Она тесно связана со многими естественными науками.

Как система (ветеринарное дело и ветеринарная служба) она связана со многими отраслями (животноводство, пищевая и легкая промышленность, транспорт и др.). И её состояние определяется прежде всего развитием общественного строя государства, уровнем его экономики, науки и образования. А гуманное отношение к животным – самый яркий показатель степени развития социума.

Мне постоянно приходится следить за всеми мировыми достижениями в своей области, чтобы быть в курсе всех новшеств, регулярно повышать свой профессиональный уровень.

Отдельно хотелось бы сказать несколько слов о пользе зарубежных стажировок.
С июня 2006 г. наша академия успешно сотрудничает с Центром международных программ Академии повышения квалификации при Министерстве образования Российской Федерации. Основное направление деятельности Центра – помочь учебным заведениям России обеспечить развитие краткосрочных и долгосрочных обменов, обучения и контактов школьников, студентов и работников системы образования посредством использования прямых связей с зарубежьем. Это прекрасное подспорье в нашей работе. Мы имеем возможность ознакомится с опытом наших зарубежных коллег, пообщаться с ними, увидеть работу новой аппаратуры, поделиться своими наработками.

Какие стажировки Вам особенно запомнились, Светлана Юрьевна?
Каждая из них была замечательна по-своему: Германия, Франция, Нидерланды. Бельгия, Люксембург, Испания.
Но пожалуй, самой экзотической была поездка в Объединённые Арабские Эмираты на семинар «Новые образовательные технологии. Организация селекционно-племенной и зооветеринарной работы с чистокровными породами лошадей».

Нас познакомили с племенной работой, условиями содержания, кормления, эксплуатации этих благородных животных. Мы побывали на ипподроме, где проводятся всемирно известные скачки, познакомились со знаменитыми наездниками, посетили ветеринарный центр в городе Дубаи, поло-клуб.

Как известно, в Арабских Эмиратах священными считают арабского скакуна, сокола и верблюда. Нам повезло увидеть и «пообщаться» с каждым из них. Мы побывали на соколиной ферме, верблюжьем базаре, конюшне шейха.

Такие поездки очень обогащают и являются замечательным стимулом для дальнейшего профессионального совершенствования.

Ведь настоящий ветеринарный врач обязан быть грамотным, высокопрофессиональным специалистом, способным на современном уровне подходить к любым вопросам диагностики и лечения животных.

У Вас насыщенная научная и педагогическая жизнь. Но Вы ещё и человек общественный?
Да, с недавних пор я являюсь секретарём первичной организации Единой Партии России в нашей академии. Это помогает мне решать многочисленные вопросы, связанные с нашей отраслью, но только уже на более высоком уровне.

А остаётся ли время на личную жизнь и можно ли считать её, как и карьеру уже состоявшейся?
У меня большая и дружная семья: двое взрослых детей, внучка, мама, брат, сестра, любимый муж. Кстати, познакомились мы с ним, когда он нуждался в консультации в отношении своей миниатюрной той-терьерши Беллы. Сейчас у нас, кроме неё, ещё той-терьеры Боня, Бося и персидская кошка Сана.

Вы не поверите, но мы успеваем ходить в театры, на выставки, ездить на экскурсии. Надо просто хотеть жить полной жизнью, и тогда она сама будет отвечать вам взаимностью.

Беседовала Елена ЖЕЛУДЕВА

Населенный пункт: 
г. Москва
Источник: 
<a href="/firma/smi/90902">Журнал &quot;Агробизнес&quot;</a>
Ключевые слова: 
Специализация: