Как известно, в Армении введен мораторий на рыбную ловлю на озере Севан, и в связи с этим все большим спросом стала пользоваться прудовая рыба. О том, как сегодня живет и развивается рыбная отрасль и каковы ее основные проблемы, наша беседа с председателем Армянского союза рыбоводов Аркадием Геворкяном и исполнительным директором Союза Артуром Атояном.
- Скоро исполнится год со дня создания Армянского союза рыбоводов. Каковы его цели и задачи?
А.Геворкян: Основные задачи нашей общественной организации - установление контактов с административными органами РА с целью усовершенствования существующего законодательства, регулирующего рыбную отрасль, содействие в решении актуальных для нее проблем, оказание отечественным рыбоводам правовой помощи, способствование внедрению новых технологий, позволяющих значительно увеличить производство товарной рыбы и т.д. В настоящее время в Армении действует около 200 рыбоводческих хозяйств, 72 из них являются членами нашего союза.
- Насколько актуально развитие товарного рыбоводства для Армении?
А.Геворкян: Естественные рыбные запасы, как и другие природные ресурсы, не безграничны. Интенсивный лов рыбы приводит к оскуднению ее запасов. Например, в последнее время на 25% сократился мировой улов рыбы. При этом спрос на живую и свежую рыбу все возрастает. Ведь кроме прекрасных вкусовых качеств, рыба богата фосфором, кальцием, калием, натрием, магнием и другими минеральными элементами, необходимыми для организма человека. К тому же, в отличие от животных, рыбы не болеют заболеваниями, которые передаются от них к людям.
- Сколько рыбы производится сегодня в прудовых хозяйствах Армении?
А.Атоян: В 200 рыбоводческих хозяйствах производится примерно 4,5 тыс.т рыбы в год. В их числе около 2,5 тыс.т форели, 1,4 тыс.т карпа и толстолобика, 0,6 тыс.т осетра. Из-за ограниченности внутреннего рынка в ближайшие 3-5 лет объемы годовой реализации рыбы в стране будут оставаться на уровне 5-6 тыс.т. В развитых странах в среднем на одного человека приходится свыше 20 кг рыбопродукции в год, у нас - до 3 кг. Это объясняется как высокой стоимостью продукта, так и сложившимися традициями. Если по существующим в мире нормам на душу населения приходится 3 кг рыбы в месяц, у нас реально - не более 1 кг. Это объясняется тем, что из года в год стоимость рыбы возрастает. Дошло до того, что цена 1 кг некоторых видов прудовой рыбы в 1,5-2 раза выше цены 1 кг мяса, что, естественно, не каждому покупателю по карману.
- В чем причина этого?
А.Геворкян: Повышение цен на электроэнергию, газ, воду, а также необоснованно высокие тарифы на вторичные (использованные) воды автоматически увеличивают себестоимость самой продукции. Не лучшим образом сказывается на отрасли и несовершенство земельного законодательства. Как правило, для прудового рыбоводства в республике используют солончаковые земли, не пригодные для сельхозпроизводства. Стоимость 1 га солончаков составляет 50-60 тыс.драмов. Но как только рыбоводческое хозяйство хочет на них что-то построить, Госкомитет кадастра недвижимости тут же переводит эти земли в другую категорию, и цена 1 га моментально повышается до 19 млн. драмов. Понятно, что не каждое хозяйство может себе позволить приобретение земли по такой высокой цене.
Нельзя сбрасывать со счетов и дорогие корма. Если в советское время рыбную отрасль обеспечивали кормами Севанский комбинат хлебопродуктов и Ереванский комбикормовый завод, то теперь все корма рыбоводческого хозяйства закупаются в Европе. Правда, их высокая стоимость соответствует высокому качеству. Никто не спорит, что полноценность кормов, а также высокое содержание в них протеина положительно сказываются на росте и весе рыбы. В нашей стране товарной считается рыба весом 700-800 г, тогда как в Европе - 350-400 г.
- Какие виды рыб производятся в Армении?
А.Геворкян: На протяжении последних 20 лет в прудовых хозяйствах Армении разводится около 15 видов рыб. Это радужная форель, осетр, карп, сиг, толстолобик, гегаркуни, кармрахайт, канальный сомик, гибрид белуги и стерляди - бестер и др. Сейчас ряд хозяйств приступил к акклиматизации африканского локо и японского коя. Однако многие хозяйства выбрали своей специализацией производство товарного осетра и форели. Это коммерчески выгодно, т.к. цена на эти элитные виды рыб довольно высока. К тому же выращивание осетра удобно сочетается с выращиванием форели, особенно в наших хозяйствах, т.к. в летний период форель можно сажать в холодную воду, а за ней в подогретую - осетра, а в зимний период - наоборот. В целом, это дает возможность более эффективно использовать мощности хозяйств.
- Тогда отчего в розничной торговле весьма скудный ассортимент живой рыбы?
А.Атоян: В отличие от советского времени, когда практически в каждом гастрономе были аквариум или небольшой искусственный бассейн для живой рыбы, сейчас даже в супермаркетах не всегда имеются соответствующие емкости. При этом, опасаясь "затаривания", крупные магазины берут небольшое количество рыбы, в основном, осетра и форель, которых без особых усилий можно реализовать и получить неплохую прибыль. Если же брать от рыбоводческих хозяйств более дешевую рыбу, то для получения такой же прибыли необходимо увеличить объемы продаж, что для них излишне хлопотно. Кроме этого, далеко не все хозяйства могут обеспечить предприятиям торговли бесперебойную поставку живой рыбы. Напрмер, сейчас многие хозяйства придерживают рыбу к Новому году, когда спрос на нее многократно возрастет. Некоторые магазины ограничиваются торговлей свежей рыбы, но и ее ассортимент оставляет желать большего. Свежая рыба относится к скоропортящим продуктам, и, естественно, магазины много брать ее не хотят. В связи с этим Союз рыбоводов планирует открыть несколько своих фирменных магазинов, где будет продаваться широкий ассортимент местной рыбной продукции.
- Используются ли в рыбоводческих хозяйствах современные технологии?
А.Атоян: Рыбоводство - дело прибыльное, но многие хозяйства не имеют достаточно средств для закупки импортного оборудования и внедрения новых технологий. Брать же кредиты в банке на драконовских условиях под 18%-20% годовых для рыбоводов не реально. Иностранные инвесторы тоже пока не спешат вкладывать свои средства в рыбную отрасль Армении. Наш союз выступил с предложением к правительству РА об освобождении от НДС инвестиций, направляемых на развитие рыбной отрасли, а также импортируемого оборудования для нее. Однако никаких подвижек в этом направлении пока не наблюдается.
В настоящее время в рыбоводческих хозяйствах работают в основном рыбоводы-практики. Раньше в рыбной отрасли трудились также ихтиопатологи, гидрохимики, гидробиологи и др. Научно-исследовательские организации занимались селекционно-племенной работой, акклиматизацией новых видов рыб с последующим их разведением, изучали и вели контроль за соблюдением технологических процессов выращивания рыбы, за выдерживанием газового, гидрохимического, гидробиологического режимов прудов, разрабатывали мероприятия (а при необходимости и проводили их) по борьбе с болезнями рыб и т.д. Сейчас только Ереванский сельскохозяйственный университет готовит рыбоводов. Других специалистов для рыбоводства ни один местный вуз не выпускает.
- Как можно изменить сложившееся положение?
А.Геворкян: Наш союз разработал долгосрочную программу развития рыбоводства страны и представил ее в правительство. Ознакомившись с ней, премьер-министр РА высказал свое одобрение. Мы убеждены, что необходима господдержка отрасли, включение ее в национальный проект - только тогда она сможет выйти на новый уровень развития. У рыбоводов страны есть хороший потенциал. Мы установили тесные деловые контакты с министерствами экономики, сельского хозяйства, охраны природы, здравоохранения, энергетики и природных ресурсов и др. Но иногда, чтобы получить какой-либо разрешительный документ, приходится проходить массу инстанций. Мы считаем, что ограничительные акты прежде, чем быть приняты, должны согласовываться с хозяйствующими субъектами. Иной раз удивляешься: зачем создавать дополнительные препоны практически на пустом месте? Например, раньше рыбоводческим хозяйствам давали разрешение на использование воды на 25 лет, теперь - только на 3 года.
Наш союз работает над расширением рынков сбыта не только в странах СНГ, но и Европы. Без ложной скромности можно сказать, что наша прудовая рыба по вкусовым качествам превосходит все существующие аналоги. Дело в том, что рыбоводческие хозяйства Армении используют артезианскую и родниковую воду многочисленных родников и малых горных рек, которые отличаются чистотой, прозрачностью и насыщенностью кислородом. Правда, чтобы выйти на европейский рынок, где предъявляются очень жесткие требования к пищевой продукции, нужно обеспечить нормативы ЕС, получить не менее четырех сертификатов, в том числе экологического. Кроме того, в самой Армении необходимо иметь лабораторию, отвечающую требованиям ЕС. Сейчас мы работаем над решением этих проблем.
Мы уверены, что средства, которые рыбоводческие хозяйства смогут получать от экспорта живой и свежей рыбы, позволят им направлять эти финансовые потоки на развитие рыбоводства, внедрение новых, прогрессивных технологий, а следовательно - увеличение объемов производимой продукции.