На долю животноводства сегодня приходится 45% валовой продукции сельского хозяйства. Важность этой отрасли неоспорима. В результате принятых государством мер начиная с 2001 года наблюдается стабилизация в этой сфере. Ежегодный прирост поголовья и производства мяса и молока составляет 5–10%. Но, несмотря на это, сегодня состояние отрасли выглядит далеко не оптимистично. О негативных факторах, влияющих на развитие животноводства, недавно в Парламенте и на выездной коллегии в Усть-Каменогорске подробно рассказывал министр сельского хозяйства Ахылбек Куришбаев, там же были предложены пути выхода на новые рубежи. Хотелось бы поделиться своим мнением по поводу некоторых из них, пишет Казахстанская Правда.
В частности, говорилось о низком удельном весе в стадах племенных животных, о неудовлетворительной работе ветеринарно-санитарной службы. Общепризнано, что развитие животноводства зависит в основном от трех факторов: кормовая база и кормление, технология содержания и селекционно-племенная работа. В последние годы в связи с высокими ценами на рынке зерна в полевом севообороте удельный вес зерновых доходил до 85%. Это привело к сокращению площадей под кормовые культуры и в конечном счете к дефициту кормов для скота. Обеспеченность грубыми и сочными кормами в сельхозпредприятиях и фермерских хозяйствах составляет на одну условную голову 6–7 ц вместо 14–15 ц по норме.
Не лучше и ситуация с пастбищами. Так, на одно сельхозпредприятие в среднем приходится 4 700 га, на одно крестьянское хозяйство – 176 га. При этом отдаленные пастбища не обеспечены водопоем, так как большинство имеющихся в прошлом колодцев вышли из строя и не могут быть использованы. Такие незначительные размеры площадей не могут обеспечить поступательного развития животноводства. Нам необходимо создать устойчивую кормовую базу. Для чего важно принять целевую программу стимулирования производства сои и других высокобелковых кормовых культур, кукурузы на зерно; обеспечить сельхозтоваропроизводителей на лизинговой основе необходимой техникой по производству, заготовке и переработке кормов; создать условия для развития сети семеноводческих хозяйств по производству, размножению и реализации семян кормовых культур; оказать содействие в создании и функционировании специализированных структур, включая сервис-центры по производству, заготовке и переработке кормов; стимулировать восстановление и развитие комбикормовой промышленности.
Вместе с тем считаю, что надо организовать специальное управление в составе Минсельхоза, которое бы занималось мониторингом и улучшением состояния пастбищ. Ведь у нас произрастает только полыни около 200 видов. Если наши коровы и бычки будут питаться такими травами, то мы будем получать экологически чистое мясо, не имеющее конкурентов в мире.
Теперь о селекционно-племенной работе. Холдинг «КазАгро» представил мастер-план, согласно которому в ближайшие 5 лет предлагается закупить за рубежом 72 000 голов племенного скота мясного направления. Очень хорошие намерения. Мы не против завоза высокопродуктивных животных из-за рубежа. Но к этому мероприятию надо тщательно готовиться. Прежде всего необходимо определить конкретно, в какие хозяйства они будут завезены, обеспеченность их кормами, причем качественными, их сбалансированность по макро- и микроэлементам, в каких условиях эти животные будут содержаться, план дальнейшего их использования.
Высокопродуктивный скот надо завозить в те хозяйства, которые имеют все необходимые условия и могут 100% гарантировать сохранность скота. Завезенные животные должны ежесуточно наравне с грубыми кормами получать около 40% концентратов с содержанием сырого протеина не менее 20%. Необходимо помнить, что животные, выращенные в одних условиях, в других получают в определенной степени стресс по всем параметрам живого организма. В результате при плохих условиях содержания и кормления в организме происходит так называемая модификационная, в худшую для производства сторону, изменчивость, то есть мы не получим от этих животных того, что хотим. Завоз скота из-за рубежа необходимо осуществить для улучшения генетического потенциала пород, то есть для определенных целей, а не в массовом порядке, как говорят, для производства мяса. В мире много примеров, когда импортные животные не всегда выдерживают стресс при перевозке на новые места. Например, в России из 105 тыс. голов завезенных коров через год осталось всего 36%.
Кстати, Глава государства Нурсултан Назарбаев во время рабочей поездки в Алматы на встрече со студентами, преподавателями и учеными-аграриями поставил вопрос о том, зачем тогда нужна наша наука, если мы завозим зарубежные породы? Ведь наши им ничем не уступают, подчеркнул Президент. Более того, они уже адаптированы к условиям Казахстана. Как отмечают канадские эксперты, закупка скота странами СНГ осуществляется крайне неорганизованно и, можно сказать, безграмотно. Это в первую очередь касается отбора животных у продавца с учетом индексной, линейной оценки животных, то есть закупаемый скот должен отвечать стандарту этой породы по всем параметрам.
Вместе с тем многие зарубежные ученые считают, что улучшать племенные качества и повышать продуктивность скота намного эффективнее биотехнологическим методом, крупномасштабным применением эмбрионов высокопродуктивных животных. Он применяется на поголовьях от всего случного контингента: в США – 58%, в Японии – 84%, в Аргентине, Бразилии и Мексике – соответственно 86, 87, 90%. По расчетам ученых, стоимость такой пересадки с учетом получения приплода и выращивания теленка до продажи составляет 1,5–1,9 тыс. долларов. Эта сумма намного меньше той, по которой закупают и привозят живой скот, – 4–5 тыс. долларов.
Основа воспроизводства животных – маточное поголовье. Мы должны заботиться о нем. Но здесь нужен определенный критерий. Мы же не можем субсидировать коров, содержащихся в домашнем хозяйстве, численность которых не превышает 3–4 головы. Поэтому для того, чтобы получить субсидии от государства, таким хозяйствам следует объединиться в кооперативы, которые должны иметь свою программу количественного и качественного развития. Здесь скот должен осеменяться искусственно, пройти идентификацию и войти в информационно-аналитическую систему. Тогда это станет мультипликатором для проведения других мероприятий: строительства в каждом сельском округе пунктов по забою скота, искусственного осеменения животных, своевременного проведения ветеринарно-санитарных мероприятий. МСХ сейчас как раз работает в этом направлении.
Такая всесторонняя поддержка животноводства приведет к материальной заинтересованности сельхозтоваропроизводителей и дальнейшему развитию отрасли. Важным моментом в этом деле является то, что племенная служба, как и ветеринарная, должна полностью контролироваться и регулироваться государством. Только при таком подходе к этой важной проблеме мы можем провести крупномасштабную работу по качественному совершенствованию стада с тем, чтобы планомерно повышать продуктивность животных и обеспечить мясом, молоком не только внутренние потребности страны, но и поставлять экологически чистую, высококачественную продукцию животноводства на экспорт. На это нацелена работа недавно созданного при АО «КазАгроИнновация» Научно-инновационного центра по животноводству и ветеринарии.
На сегодня искусственным осеменением по республике охвачено около 30% случного контингента КРС. Удельный вес племенных животных в стадах у нас не растет и находится в пределах 5–8%. Следить за положением дел в этой сфере должны местные исполнительные органы – сельские акиматы, но они не в полной мере контролируют ситуацию. Так же дело обстоит и с идентификацией животных. В 2007 году был издан специальный приказ МСХ об идентификации. Его исполняют сельские акиматы и ветврачи. Без паспорта ни одно животное не должно идти даже на убой. Но пока решение этого вопроса двигается очень медленно. Есть и хорошие примеры. Например, в Алматинской области за последние годы идут прирост поголовья и увеличение производства молока и мяса. Из-за того что областной акимат взял этот вопрос на свой контроль, создан селекционно-племенной центр, который заготавливает семя высокопродуктивных быков и реализует его.
Параллельно прорабатывается возможность создания еще четырех зональных племенных центров. Сколько бы их ни было на мой взгляд, они должны действовать по единой государственной программе. Племенная работа должна быть под контролем государства. Хозяйства частные, но дело это – государственной важности.
Копмахамбет ЕЛЕМЕСОВ, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик НАН РК, лауреат Государственной премии РК