ГОРДЕЕВ УЗЕЛ. Кому выгоден закон о розничных рынках?

Перейти к полной версии/Вернуться
1 сообщение
01.04.2008 - 04:00
: 19663

Еще недавно многие оптово-розничные рынки отличались от мест несанкционированной и нерегулируемой торговли разве что забором да охранниками на входе. Но в настоящее время даже таким "народным торжищам" приходится отвечать на вызовы времени. Соседство с супермаркетами и торговыми сетями заставило сельхозрынки приобрести черты вполне европейские и отказаться от "национального колорита", всего того, что еще недавно шокировало и отталкивало покупателя: отсутствие надлежащего контроля качества, грязи, обсчета, обвеса и пр. Рынки, которые не хотят или не могут меняться, стремительно теряют покупателей.

ТОРГОВЛЯ: ОТ ЭВОЛЮЦИИ К РЕВОЛЮЦИИ

Рынки как место встречи производителя и конечного покупателя существовали издавна. Как только человечество отказалось от натурального обмена, на рынках появились профессиональные торговцы (купцы). В настоящее время, как и сотни лет назад, непосредственный производитель не имеет ни времени, ни навыков для участия в торговом
процессе. С зарождением капиталистических отношений производители достаточно сильно дистанцировались от покупателей, постепенно сняли с себя торговые функции, которые
естественным образом перетекли к торговцам. В результате - каждый стал заниматься своим делом.

С начала 90-х годов прошлого века, в отсутствие более продвинутых форм, оптово-розничные и бывшие "колхозные" рынки занимали большую, но шаткую нишу, где представляли некий особый формат - "торговый центр под открытым небом". В крупных городах зачастую население ходило на эти так называемые "оптовые рынки" отовариваться в розницу всеми видами
товаров, здесь же осуществляли закуп мелкие бизнесмены для своих многочисленных на тот момент киосков.

По данным опроса, проведенного в 2001 году в Москве АМИ "ВЕТРА-маркетинг", среди наиболее значимых факторов, привлекавших потребителей, были низкие цены (главный
фактор) и уверенность, что на рынке можно найти более качественный и свежий товар, чем в магазинах, а среди минусов - грязь на территории
рынка, обвес, обсчет и просроченный товар. Наиболее значимым преимуществом магазинов в сравнении с рынками оказались чистота и уют, вторым по значимости - более высокий
уровень обслуживания и возможность получить консультацию.

Реально работающих сельхозкооперативов единицы

В стремительно разрастающихся современных российских мегаполисах с их дорогой землей и дефицитом времени у потребителей рынки оказались лишними и на сегодняшний день активно вытесняются розничными торговыми сетями и магазинами шаговой доступности.
Раньше инвестиции в строительство рынков являлись выгодным краткосрочным вложением, но в условиях стабильной экономики и повышения уровня жизни граждан ряд
рынков оказались вне игры из-за смены приоритетов у потребителей. Кроме того, рынки постоянно сотрясают скандалы, связанные с нелегальной
эмиграцией, санитарным контролем, криминальными разборками, а значит, и неизбежным вмешательством государства. В итоге оптово-розничная торговля не выдерживает натиска ритейла.

Председатель российской Госдумы Борис Грызлов
призвал воздержаться от излишней драматизации ситуации с птичьим гриппом

И хотя у торговых сетей тоже не все безоблачно, их агрессивная политикавызывает стабильно напряженные отношения с производителями и раздражение со стороны государства (министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев не раз сетовал, что торговые сети подавляют другие
формы торговли и диктуют условия производителям, а такая процедура, как плата за вхождение, стала обычным делом), другого пути развития, по всей видимости, не предвидится.

Отечественные сельхозпроизводители не торопятся занять
освободившиеся торговые места на рынках

Сегодня магазины восприняли практически все положительные качества рынков, единственное, в чем рынок может до сих пор конкурировать с магазинами, - это низкая цена и, как считают чиновники российского Минсельхоза, свежая продукция непосредственно от производителя. По мнению генерального директора
птицефабрики "Евродон" (Ростовская область) Вадима Ванеева, конкуренция рынков и сетей усилится "по мере расширения торговых сетей, крупные производители будут переключаться на сетевых клиентов (в крупных городах это происходит уже сейчас), потому что это удобно с точки зрения дистрибьюции и логистики".

Алексей ГОРДЕЕВ... Герман ГРЕФ...
Алексей ГОРДЕЕВ

министр сельского хоз-ва РФ
Герман ГРЕФ

министр экономического развития и торговли РФ
Алексей ВОЛОЖАНИН... Вадим ВАНЕЕВ...
Алексей ВОЛОЖАНИН

глава фермерского хозяйства ФЕРМЕР.RU
Вадим ВАНЕЕВ

генеральный директор птицефабрики "Евродон"
Как известно, по новому законодательству, сельхозрынки должны управляться специальными управляющими компаниями, торговать на них вправе только россияне, причем не менее 20% продукции должно быть произведено в непосредственной близости от рынка.


"От введения новых мер по регулированию рыночной деятельности ни один рынок не пострадает, - заверил министр экономического развития Герман Греф депутатов Государственной Думы, которые поделились с ним опасениями относительно
сохранения ассортимента товаров на рынках. - Мы надеемся, что ни один рынок не закроется, но все они должны быть перемещены в рамки закона". Тем не менее глава МЭРТа признал, что "пока сложно оценить, насколько организационно это выполнимо".

По официальной статистике, на рынках торгуют 1,2 млн человек. С учетом нелегалов эта цифра может быть и вдвое выше. В настоящее время уже можно констатировать, что отечественные сельхозпроизводители не торопятся занять освободившиеся торговые места на рынках.

Практика показывает, что рынки все же закрываются. Так, руководитель департамента потребительского рынка и услуг Москвы Владимир Малышков недавно заявил, что в Москве действует целая программа по закрытию рынков: "У нас было 240 рынков, мы закрыли 138 в течение 5 лет. Сегодня из 113 оставшихся рынков
осталось только 102". Тем не менее, он подчеркнул, этот процесс касается так называемых "смешанных рынков", сельхозрынки закрывать не планируется.

ТОРГОВЛЮ - В УМЕЛЫЕ РУКИ

"Нам нужно развивать инфраструктуру села, нужно развивать инфраструктуру аграрного производства. Мало вырастить корову, мало снять урожай, нужно еще продать. И это основная проблема", - отметил первый заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев.

По словам Алексея Гордеева "учитывая то, что более 50% всей сельскохозяйственной продукции производится именно в личных подсобных хозяйствах, проблема приобретает
особую важность".

"Фермеру намного проще не стоять самому за прилавком, а привозить и продавать свою продукцию торговцам. Причин такой выгоды несколько: это экономия времени и средств - не надо платить за аренду торгового места, холодильника, электричества, зарплату реализатору", - рассказывает руководитель фермерского хозяйства ФЕРМЕР.RU Алексей Воложанин (Свердловская область). Рынок, созданный в отрыве от реальных нужд сельхозпроизводителя, не улучшит ситуацию, необходим надежный механизм закупа продукции по фиксированным ценам, считает Алексей Воложанин.

Необходимость создания структуры, отвечающей за сбыт сельскохозяйственной продукции, давно волновала государственные умы, как результат - на свет появились сельхозкооперативы. Правда, зачастую только на бумаге. В действительности реально работающих сельхозкооперативов единицы, и их появление обусловлено не столько государственной программой, сколько реальной потребностью в кооперации и регулировании производственно-торговых отношений.

Торговля, осуществляемая через посредника, устраивает всех, и единственный, кто испытывает неудобства от подобной схемы, - это конечный потребитель, для которого возрастает цена.

Для оптово-розничных рынков необходим новый формат: производители
должны напрямую выходить к потребителям со своей продукцией и торговать, арендуя необходимые площади на оптово-розничных рынках

"Для того чтобы решить проблему сбыта продукции фермерских и личных подсобных хозяйств, надо просто ее упорядочить, разобраться в том, что сегодня происходит, создать прозрачные правила игры и предложить выгодные условия торговли для собственников хозяйств. Рынок должен перестать быть местом, где торгуют сомнительного качества продукцией, и предлагать уникальный «суперсвежий товар от производителя», – замечает Вадим Ванеев.

Но на деле все оказывается гораздо сложнее. По данным санкт-петербургского КЭРППиТ, за 9 месяцев 2006 г. на сельхозрынках Петербурга было реализовано продукции на сумму 10,7 млрд рублей, что составляет лишь 11% розничного товарооборота продовольственных товаров города. На рынках Екатеринбурга в 2005 – 2006гг. реализовано не более 1,5% всего общего объема такого востребованного горожанами товара, как мясо. Низкая пропускная способность рынков, даже при самых благоприятных условиях, ставит под угрозу сохранение данного торгового формата.

ЛИШНИЕ ЛЮДИ?

В попытке преобразовать торговую систему рынков государство решило прибегнуть к беспрецедентным мерам - ограничить доступ иностранцев на рынки и привлечь для реализации сельскохозяйственные кооперативы. Причинами подобного решения названы гипертрофированная роль посредников и необоснованно высокий процент иностранцев на отечественных рынках. По словам Алексея Гордеева, Минсельхоз настоял на том, что "организация торговли на сельскохозяйственных рынках должна приоритетно принадлежать сельхозпроизводителям, исключая посреднические структуры". Таким образом предполагалось решить проблему сбыта сельхозпродукции, вытеснить импорт и предоставить
конечному потребителю продукцию по реальным ценам, без посреднических накруток.

Надо сказать, что предпосылки к подобным действиям существовали уже очень давно: кроме отсутствия российского гражданства у приезжих торговцев зачастую отсутствуют и документы, разрешающие торговлю
продовольственными товарами.

Кроме того, нелегалы, как заявляют чиновники из правоохранительных органов, нередко оказываются вовлеченными в теневой и криминальный бизнес, что наносит ущерб экономике в целом. Фактическая монополия иностранцев на торговлю давно вызывала раздражение и негативную реакцию
у весомой части россиян.

Даже если доля рынков в общем обороте снизится, они все равно останутся в нише реализации сельскохозяйственной продукции, не требующей переработки

Тем не менее еще на стадии рассмотрения закон вызвал неоднозначную реакцию. Весьма сомнительной с точки зрения Конституции РФ выглядит ч.6 ст.22 Федерального закона "О
розничных рынках…", которая вступила в силу 15 января 2007 года: "Сокращение Правительством Российской Федерации допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках, является основанием для прекращения трудового договора, заключенного с иностранным работником, или досрочного расторжения гражданско-правового договора, заключенного с иностранным работником. Досрочное расторжение указанного гражданско-правового договора осуществляется без обращения в суд". Недаром уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин недавно заявил: "Я считаю, что это решение сомнительно и нуждается в проверке на соответствие Конституции".

Так кому же выгоден новый закон? Практическую пользу ни одному из участников экономического процесса он не несет, за исключением руководства нынешней потребкооперации, а вот трудностей создает немало. В настоящее время вместо притока отечественных сельхозпроизводителей рынки получили доселе не виданные пустые прилавки, потребители - повышение цен, а государство - негативную реакцию из-за рубежа. В конечном счете от практики реализации закона не выиграл никто.

В сущности, государство выдало мертворожденный закон. Примечательно, что его лоббировал лично министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, не исключено, что министра кто-то "подставил", причем,
по всей видимости, из ближайшего окружения.

ДРУГОЙ ФОРМАТ

И все-таки говорить о полном исчезновении рынков как формата пока преждевременно хотя бы потому, что во многих российских регионах такая форма торговли вполне востребована;
обычно это депрессивные регионы, где развитие крупных магазинов и торговых центров пока еще экономически неоправданно.

Списывать со счетов оптово-розничную торговлю рано, считает генеральный директор птицефабрики "Евродон" Вадим Ванеев, "во-первых, баланс оборота сдвигается в сторону торговых сетей очень
медленно. Даже если доля рынков в общем обороте снизится, они все равно останутся в нише реализации сельскохозяйственной продукции, не требующейпереработки. В небольших городах мелкооптовые площадки еще долго
будут оставаться аналогом торговых сетей".

В свою очередь президент Уральского мясного союза Вадим Медовиков считает, что для оптово-розничных рынков необходим новый формат: производители должны напрямую выходить к потребителям со своей
продукцией и торговать, арендуя необходимые площади на оптово-розничных рынках. В то же время руководство рынков должно обеспечить соответствующие торговые площади и современную инфраструктуру. По его мнению, нынешнее руководство потребкооперации и потребсоюзов дискредитировало себя: собственность, которой они управляли с начала 90-х годов ХХ века, была разбазарена. А ведь именно на потребкооперацию предполагается сделать ставку при
реализации Федерального закона "О розничных рынках…". "Задача управления рынками им явно не по плечу", - считает Вадим Медовиков.

Можно констатировать, что рынкам, если они хотят сохраниться, особенно в крупных городах, придется модернизироваться. В противном случае они окажутся на обочине экономической жизни.


СПРАВКА МР ("МЯСНОГО РЫНКА")

Птичий грипп - это инфекция, вызываемая вирусами птичьего гриппа (avian influenza). Эти вирусы возникают естественным образом у птиц и могут вызывать тяжелое заболевание со смертельным исходом у некоторых видов одомашненных птиц, включая кур, уток и индеек. Вирус птичьего гриппа штамма H5N1 был обнаружен в 2003 г. в Юго-Восточной Азии и вместе с перелетными птицами проник в Европу, Африку и на Ближний Восток. От вируса погибло более 200 млн. пернатых. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2005 - 2006 гг. около 250 человек заразились вирусом, в основном вследствие контакта с больной птицей.


Фото

Материал любезно предоставлен отраслевым еженедельником "МЯСНОЙ РЫНОК"
http://wwww.holodilshchik.ru/index_holodilshchik_issue_3_2007_MR_Node.htm