Изменение политической системы и реформирование социально-экономических отношений в Российской Федерации, к сожалению, негативно отразились на отечественном сельском хозяйстве. В ходе институциональных преобразований были ликвидированы колхозы, совхозы, которые являлись селообразующими предприятиями и осуществляли строительство и обслуживание объектов жилья, коммунальной и бытовой инфраструктуры в сельских населенных пунктах.
Эти обстоятельства не могли не отразиться на условиях жизнедеятельности и качестве жизни сельских жителей. Старение и высокая смертность селян, проблема занятости трудоспособного населения, невозможность в отдельных населенных пунктах получения нормального образования и медицинских услуг, недостаточное коммунально-бытовое обслуживание напрямую повлияли на демографическое состояние в селах и деревнях.
Сегодня уже всем ясно, село или деревня, где нет аграрного производства обречены на вымирание или на жалкое влачение своего существования. Вот почему органы государственной власти и местного самоуправления Свердловской области понимая свою долю ответственности и искренно озабоченные дальнейшей судьбой жителей сельских населенных пунктов приняли решение разработать комплексные социально-экономические меры по урегулированию жизни селян.
Так, 30.03.2007 года Правительство Свердловской области приняло Постановление №265-ПП «О повышении роли сельских и поселковых администраций в социально-экономическом развитии Свердловской области и усиления взаимодействия органов государственной власти Свердловской области в решении социально-экономических вопросов в сельских территориях». В этом постановлении определенно – считать основными задачами сельских и поселковых администраций муниципальных образований в Свердловской области – совершенствование организационной работы, стимулирование общественной активности населения для решения актуальных вопросов социально – экономического развития сельских территорий, создание положительного социального климата в сельских населенных пунктах.
Но сама по себе активизация работы органов местной власти без материального подкрепления задачи решить не в состоянии. Понимая эту проблему, Губернатор Свердловской области Э.Э.Россель принял решение о создании областной целевой стратегической программы социально-экономического развития территорий сельских населенных пунктов в Свердловской области, получившей название «Уральская деревня». Для подготовки Концепции этой программы, Указом губернатора была образована комиссия из глав муниципальных образований, ученых, руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, а так же ответственных работников областных министерств, которые прямо или косвенно связаны с социально-экономическим развитием села.
К основным объектам Программы «Уральская деревня» в Концепции были отнесены
· граждане, проживающие в сельских населенных пунктах
· работники сельскохозяйственных организаций и предприятий
· индивидуальные и коллективные предприниматели в аграрной сфере в отраслях несельскохозяйственной деятельности
· органы государственной исполнительной власти
· органы местного самоуправления
Субъектами-исполнителями концептуальных мероприятий и целевой Программы определены:
· органы законодательной и исполнительной государственной власти Свердловской области
· органы местного самоуправления (городские округа, муниципальные районы)
· сельскохозяйственные товаропроизводители и другие субъекты аграрной сферы
· несельскохозяйственные организации и предприятия
· отраслевые союзы и ассоциации в аграрной сфере
· профессиональные союзы, общественные организации
· население сельских территорий
Концептуально Программа должна предусматривать решение трех основных проблем.
Первая связана с тем, что сельские населенные пункты – это среда обитания определенной части российских граждан. В 1843 сельских населенных пунктах Свердловской области проживает 743824 человека и все они имеют конституционное право на достойные условия жизни.
Во-вторых, как и прежде, жители сельских населенных пунктов составляют ядро сельского хозяйства, их основная задача – обеспечить биологически полноценными, качественными и экологически безопасными продуктами питания население Свердловской области. А это означает, что нужны новые научно-технологические подходы к развитию сельского хозяйства. Потребуются кадры специалистов с современными знаниями аграрной экономики. Очень важным является рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, и, прежде всего, пашни; сохранение водных источников и других природных ресурсов; в целом экологизация сельскохозяйственной деятельности на территории области.
Положение опорного края державы и сегодня обязывает обеспечить непрерывный рост индустрии. Бурными темпами развиваются и будут развиваться металлургия и машиностроение, энергетика и строительство, торговля и другие отрасли современной экономики.
Роль города Екатеринбурга, как одно из ведущих деловых центров Евразии с каждым годом усиливается. Происходит небывалая концентрация людских и технических ресурсов на территории Екатеринбургско-Тагильского, Каменско-Уральского, Первоуральско-Ревдинского индустриальных узлов. Новый импульс получает развитие промышленности в связи с освоением недр на Севере области по Программе «Урал промышленный – Урал полярный». Все это объективно будет влиять и на сельскую жизнь.
По этой причине меняется роль современной уральской деревни. Иметь качественные продукты питания и чистую воду каждый день, условия для активного отдыха, занятий спортом и туризмом на экологически чистых и транспортно доступных территориях в выходные дни – это база для здорового образа жизни горожанина, его реабилитации от техногенных нагрузок на производстве и городской суеты.
И это третье направление развития уральской деревни. Она становится полноценным участником процесса гармоничного развития территории и может выполнить значительную часть задач, связанных с проблемой НАРОДОСБЕРЕЖЕНИЯ в крупнейших промышленных центрах.
Сельский образ жизни формирует самобытную культуру, крестьянскую мораль и этику, а также духовность и национальные традиции российского народа. Все это должно быть сохранено.
Таким образом, в решении задач социально-экономического развития сельских населенных пунктов по Программе «Уральская деревня» все усилия должны быть направлены на реализацию трех основных блоковых направлений:
1. Создание условия для обеспечения качества жизни сельских жителей путем развития жилищного строительства, коммунально-бытового обслуживания (газифицирование, отопление, водоснабжение и т.д.), решения проблем в области медицинского обслуживания, образования, культуры и других социально значимых сферах. В конечном счете, социальное развитие должно максимально выровнять уровень жизни в сельских населенных пунктах с городскими.
Это сложная и самая затратная часть Программы «Уральская деревня», но без ее решения все дальнейшие шаги будут иметь ничтожные результаты.
2. Развитие аграрной экономики. Деревня, село изначально было не только местом жительства определенной части российских граждан (впрочем как и во всех странах мира), но сельские жители-крестьяне, занимаясь сельскохозяйственной деятельностью на протяжении веков, обеспечивали продуктами питания населения страны, а так же сырьем многие промышленные производства. Именно крестьяне, а ныне (поскольку в современном обществе нет деления на классы) работники сельскохозяйственных организаций и предприятий, индивидуальные предприниматели и просто жители сельских населенных пунктов обеспечивают продовольственную, а в конечном счете, и национально-государственную безопасность страны. В Концепции Программы «Уральская деревня» было определено, прежде всего, разработать четкую стратегию развития именно областной аграрной экономики. Как и определял задачу губернатор Россель Э.Э., необходимо составить перечень объектов сельскохозяйственного производства по каждому из 1843 сельских населенных пунктов. Это важно, чтобы любой сельский житель зал, где будет размещен крупный животноводческий комплекс, где будет зерноводство, где кормопроизводство, а где будут функционировать малые формы хозяйствования. Кроме основного производства, важно предусмотреть его диверсификацию. Как, например, это сделано дирекцией ГУПСО птицефабрика «Среднеуральская». Это предприятие на основной площадке имеет мясоперерабатывающие мощности, 39 фирменных магазинов «Курико» по всей Свердловской области, а так же 14 тыс.га пашни в Артемовском городском округе для производства собственного кормового зерна. Создав агрофирму «Артемовский» расширило диверсификационную составляющую за счет молочного животноводства, овцеводства, коневодства, рыболовства. Здесь также имеется колбасная фабрика, элеватор для хранения зерна с комбикормовым заводом и другие структуры. Такой подход позволяет с одной стороны, реально увеличить объем производимого в области продовольствия, и, в связи с этим, уменьшить количество импортных продуктов питания. С другой стороны, обеспечить трудовую занятость сельского населения и повысить его благосостояние за счет роста заработной платы.
3. Развитие несельскохозяйственных видов деятельности. Определившись с аграрной экономикой, с количеством трудоспособного населения, занятого в этой сфере, возникает следующая задача – вовлечь сельских жителей в несельскохозяйственные виды деятельности. Ведущей отраслью в этой области является лесное хозяйство и лесопереработка. Перспективным видом несельскохозяйственной деятельностью является и разработка недр для заготовки и реализации общераспространенных нерудных материалов, и прежде всего торфа.
Создание программы – начало осмысления нового этапа в возрождении Уральской деревни.
Сегодня село должно стать территорией здорового образа жизни не только для крестьян, но и для жителей индустриальных центров. На сельских территориях необходимо создавать туристические базы и спортивные сооружения, гостиницы, охотничьи и рыболовные базы и другую инфраструктуру.
Мощная сельскохозяйственная техника облегчает труд селян и высвобождает множество рабочих мест. Да и сельскохозяйственные работы требуют больше мужских рук, а рабочие места для женщин должны создаваться в сфере обслуживания. Рекреативная функция уральской деревни будет возрастать с каждым годом. Это явление пока не понято и не осмыслено до конца, но совершенно ясно, что роль современной деревни сегодня далеко выходит за рамки традиционного крестьянского труда в поле и на ферме.
Нынешняя провинция должна дополнять мегаполисы, крупные индустриальные центры. Мы не внедряем на практике здоровый, с точки зрения экологии образ жизни. Современного молодого человека все меньше будут увлекать перспектива труда на загородном садовом участке, который он получит в наследство от своих родителей. Занятому деловому человеку требуется выехать на природу не тогда, когда пришла пора и уборки урожая, а тогда, когда у него появилось свободное время. Бизнесмен, менеджер, работник офиса и заводского конвейера всегда должен иметь возможность выехать на экологически чистую территорию, где его примут и обслужат, создадут условия для отдыха и реабилитации.
Само понятие сервис все глубже проникает в нашу повседневную жизнь. Но «деревенский», оздоровительно-профилактический сервис в природных, экологически чистых условиях не получил пока ни осмысления, ни распространения. Гостиничный сервис разного уровня (отели, дачи, палаточные городки) сегодня просто может быть востребованным в деревне, и это новая функция для сельских территорий, сопутствующая сельскохозяйственному производству. Услуги дадут дополнительные рабочие места и заработки для сельских жителей и создадут комфортные условия для реабилитации горожанам. И это далеко не исчерпывающий перечень направлений для возможной организации трудовой и хозяйственной деятельности жителей сельских населенных пунктов.
27 ноября 2007 года было принято постановление №476-ПП Правительства Свердловской области «О комплексной программе социально-экономического развития территорий сельских населенных пунктов в Свердловской области на период 2008-2015 годов «Уральская деревня»».
Это программа носит четко ведомственный характер, ибо в нее включены разделы из действующих в Свердловской области целевых программ, касающиеся сельских территорий (например, образование, здравоохранение, культура, газификация, дороги и т.д.).
Программа «Уральская деревня» носит комплексный интегрированный характер, так как целенаправленно объединяет усилия всех министерств и ведомств на решение главной задачи – возрождения и дальнейшего позитивного развития сельской экономики и повышение качества жизни сельских жителей. Задачи, поставленные в этой части Программы «Уральская деревня» можно с уверенностью сказать, что будут в основном выполнены в сроки и в указанном объеме и в сфере здравоохранения, и образования, и культуры, и жилищно-коммунального хозяйства и т.д.
В целях придания Программе «Уральская деревня» соответствующей юридической силы, на наш взгляд, необходимо принять закон Свердловской области «О социально-экономическом развитии Уральской деревни». Это позволит, с одной стороны, объединить усилия направленные на финансирование и реализацию Программы органов законодательной и исполнительной власти Свердловской области. С другой стороны – повысить уровень ответственности всех исполнителей Программы за конкретные результаты своей деятельности по социально-экономическому развитию Уральской деревни.
Необходимо организовать проведение ежеквартального мониторинга реализации программы. Эту функцию может исполнять созданная распоряжением Губернатора Свердловской области №113-РГ от 10.07.07 Э.Э. Росселя рабочая группа.
Базовым условием развития сельских территорий является эффективное местное самоуправление. Программа «Уральская деревня» должна заложить основы саморазвивающейся системы местного самоуправления. Миссия местного самоуправления на селе сегодня состоит в самоорганизации местного сообщества, в воспитании у сельских жителей активной гражданской позиции, уверенности в своих силах, в возрождении чувства любви к земле, к своим корням, к своей культуре, обычаям и традициям.
Но местное самоуправление – это и организация хозяйственно-трудовой деятельности, развитие сельской экономики, формирование на территории сельских населенных пунктов приемлемых условий и форм хозяйствования.
Полноценная реализация мероприятий, определенных Программой «Уральская деревня», в значительной степени будет зависеть от качественной работы органов местного самоуправления и, в первую очередь, местного сельского самоуправления. В связи с этим, в современных условиях остро встает вопрос о подборе кадров и оценке деятельности руководителей местных органов власти. Очевидно, что руководители органов местного сельского самоуправления должны быть образованными людьми, они в совершенстве должны владеть знаниями в области аграрной экономики, юриспруденции, аграрного и иного предпринимательства в других социально-экономических сферах.
Однако территориальная сельская администрация в настоящее время кроме того, что в массе своей отдалена от населения, она ничем не распоряжается и не управляет и полностью зависит от субсидий и субвенций.
Сегодня сложилась такая ситуация, когда главным заказчиком и оператором по распределению финансовых средств на социальное развитие села является Минсельхоз Российской Федерации и его структуры в субъектах РФ. Фактически получается, что планирование, финансирование и реализация комплекса социальных мероприятий происходит без участия или с минимальным участием органов местного сельского самоуправления.
Минсельхозпрод области отчитывается за создание и функционирование в основном закупочных, заготовительных и кредитных сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Но другими видами потребительских кооперативов серьезно ни кто не занимается, и это отражается на трудовой занятости и экономике сельских жителей. В связи с этим необходимо передать органам местного самоуправления функции по организации сельскохозяйственных потребительских кооперативов и других структур малого и среднего предпринимательства и создать в каждом муниципальном образовании специальную службу по организации этой деятельности.
Для полноценного правового обеспечения реализации областной Целевой Программы социально-экономического развития сельских территорий «Уральская деревня» необходимо устранить юридические пробелы, нестыковки и изменить очевидные проблемные нормы в существующем федеральном законодательстве, а также принять новые законы в Свердловской области и Постановления Областного Правительства необходимо внести в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» №131-ФЗ от 6 октября 2003 года (с послед. изм. и доп.) в статью 14 норму об обязанностях органов местного самоуправления по развитию экономики, в том числе аграрной, малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования. Ввести понятие «местное сельское самоуправление» с определением прав и обязанностей этой формы местной власти. Внести норму об обязанностях органов местного самоуправления по созданию и развитию в сельских населенных пунктах сельскохозяйственных потребительских кооперативов. О содействии в экономическом развитии личных подсобных хозяйств граждан и других форм трудовой занятости сельского населения.
* Внести в федеральный закон №101-ФЗ от 24июля 2002года (в ред.от 18.07.05) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и федеральный закон № 78 ФЗ от 18.06.01 (в ред.от 04.12.06) «О землеустройстве» нормы о проведении работы по межеванию земельных участков, выделенных в счет земельной доли гражданам для занятий сельскохозяйственной деятельностью за счет средств федерального бюджета.
* Принять областной закон «О регулировании лесных отношений в Свердловской области», в котором с учетом полномочий субъекта РФ с 01.01.08 года в части государственного управления лесами предусмотреть нормы о лесопользовании жителей сельских населенных пунктов, сельскохозяйственных организаций и предприятий, субъектов малого и среднего предпринимательства в сельской местности.
* Сохранить механизм кредитования строительства жилья, определенный Постановлением Правительства Свердловской области №453-ПП от 24.05.07 «О порядке предоставления государственный поддержки за счет средств областного бюджета на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности».
Но при этом:
установить основным критерием для рассмотрения заявлений молодых специалистов о предоставлении государственной поддержки за счет областного бюджета на строительство или приобретение жилья наличие трудового договора с сельскохозяйственной организацией, предприятием или крестьянским (фермерским) хозяйством (равно как и с организациями образования, здравоохранения, культуры ОВД); отменить норму о постоянном проживании в сельской местности, ибо этот факт не позволяет переехать на работу в сельскую местность из других муниципальных образований области, из городов и иных субъектов Российской Федерации; устранить норму, требующую подтверждения количества жилой площади, приходящейся на гражданина – молодого специалиста по его прежнему месту жительства. В связи с новыми условиями организации аграрного производства, его концентрацией и диверсификацией, необходимо разрешить строительство и приобретение жилья в городских поселениях, где есть весь набор социальных, коммунально-бытовых и иных услуг. Предусмотреть норму о том, что администрация муниципального образования обеспечивает выделение земельных участков, подбор строительной организации-подрядчика и по согласованию с застройщиком – молодым специалистом – проекта жилого дома, организует его строительство и ввод в эксплуатацию;
Потребуется ревизия законодательства и подзаконных актов, регулирующих весь спектр отношений по социально-экономическому развитию сельских территорий и внесение изменений и дополнений в законодательство и иные нормативно-правовые акты. Это будет способствовать полноценному решению задач, определенных Программой «Уральская деревня».
Изложенные в настоящей статье меры, принятые органами государственной власти Свердловской области могут представлять научно – практический интерес для многих регионов страны.
Автор: Воронин Б.А.
д.ю.н. профессор
зав.кафедрой права
Уральской ГСХА