Андрей Нещадин: Финансовый кризис: последствия для российского АПК и первоочередные стабилизационные меры

Перейти к полной версии/Вернуться
1 сообщение
01.04.2008 - 04:00
: 19665

1. Введение
Нынешний финансовый кризис по праву можно считать наиболее глубоким и драматичным за последние несколько десятилетий развития мировой экономики.
Основная глобальная причина кризиса - особенности циклического развития мировой экономики. Большинство экономически развитых стран, в первую очередь США и страны Западной Европы, после пика технологического и экономического развития в конце 20 века входят в новый цикл - в цикл снижения темпов экономического роста, а, по мнению многих экспертов, и даже в рецессию. Например, сегодня в США по показателям темпов роста ВВП, индексам деловой активности, потребительского доверия и пр. отмечается значительный спад. Спад реального сектора экономики давит на эффективность финансового сектора. Таким образом, проблему циклического развития в разрезе сегодняшнего кризиса можно с уверенностью охарактеризовать как структурную трансформацию мировой экономки в преддверии нового роста за счет грядущего в недалеком будущем нового технологического уклада.
Если говорить о причинах субъективных, то главная - это экономика США, ее значение в мировых экономических процессах и ее современное состояние. Существовавшая в течение десятилетий экономическая система практически была моновалютной, с одной доминирующей составляющей - американским долларом, имевшим статус основной резервной валюты. Это вызывало практически безграничную потребность в ее эмиссии, печатный станок работал без остановки. По мере роста мировой экономики потребность возрастала, станок работал все активней. При этом крупная (доминирующая) долларовая компонента в валютных резервах ведущих экономических держав (в том числе и России) сделала эти страны заложником происходящих в экономике США процессах.
Следует отметить, что в последние два десятилетия правительство США уже не контролировали ситуацию, и долларовую массу, находящуюся в обращении, что, кстати сказать, и вполне объяснимо. Эмитент мирового платежного средства не может единолично обеспечивать его устойчивость и отвечать за возможные последствия. При этом, что никто сегодня не может дать точную оценку величине долларовой массы в обращении, но, тем не менее, признано, что ее величина в несколько раз превышает величину реальных активов, функционирующих и перераспределяемых в рамках мировой торговли и мирового экономического сотрудничества. Понятно, что долго так продолжаться не могло.
Сегодня на финансовом рынке торгуются преимущественно не реальные ценности, а деривативы (производные финансовые инструменты - опционы, фьючерсы, форварды), используемые для получения спекулятивной прибыли. Происходит своего рода "раздутие" финансовых обязательств, величина которых значительно превышает сумму реальных сделок. Мировой рынок деривативов по праву можно считать центром современного финансового кризиса.
Крупнейшие американские инвестиционные банки все эти годы действовали практически безнадзорно, без вмешательства Федеральной резервной системы, и, в результате, в какой-то момент была пропущена "точка невозврата". Более того, даже до середины сентября 2008 года европейские и американские финансовые власти и институты смотрели на кризис достаточно поверхностно, недооценили его глубины и возможных последствий. И вот ряд крупнейших инвестиционных банков (бывшие ориентирами для инвесторов и участников финансового рынка) либо стали банкротами (Lehman Brothers), либо были перепроданы или перепрофилированы (Merrill Lynch, Goldman Sachs и пр.). Все это явилось прямым следствием неверной оценки негативных процессов, начавшихся в мировой финансовой системе.
В последние годы имело место "головокружение от успехов", эйфории от динамики роста мирового финансового рынка, которой не мешали ни колебания курса евро-доллар, ни резкий рост цен на энергоносители. При этом на фоне особенностей циклического развития мировой экономики, стагнации, либо снижения темпов ее роста, избыток финансового капитала попадал не в реальный сектор экономики, а в финансовый, вследствие чего формировался "финансовый пузырь". Ну, а пузырь, как ему и следует, лопнул.

2.Российские особенности кризиса.
Россия доказала, что теперь она часть мировой рыночной экономики, так как финансовый кризис коснулся и ее.
Что касается финансового кризиса в Росси, то здесь перечень причин также весьма обширен. Безусловно, влияние внешних факторов, и ситуации на иностранных финансовых рынках очевидно. Однако масштаб снижения капитализации российского финансового рынка несоизмерим со снижением с этих рынков в других странах мира.
Для сравнения индекс РТС в России снизился примерно на 72%, в то время как аналогичные индексы в США - только на 35%., в Китае снизились на 49%, в Индии - на 40%, Бразилии на 50%. Таким образом импортные причины падения капитализации можно оценить примерно в 35%, но остальные 37% - это российские причины.
Однако по последним опросам "Левада-Центра", большинство российских предпринимателей и граждан - 54% склонно считать, что причины финансового кризиса кроются только в общемировых экономических процессах, а влияние внутренних российских факторов не столь значительно. При этом до 42% опрошенных считают, что российская экономика устойчива и кризисные явления - дело краткосрочное и легко преодолимое.
Но, помимо внешних мировых факторов, как видно из приведенных цифр в российских реалиях доминируют внутренние факторы. К ним надо отнести следующие:
1) "Голландская болезнь", и перегрев экономики деньгами, когда нефтедоллары и кредиты по низким ставкам развратили предпринимателей и государство, убеждением, что такое положение продлится еще довольно долго и в этой ситуации возможно финансирование высокорисковых инфраструктурных проектов, приобретение активов под залог этих же активов и так далее.
2) Низкий рост производительности труда по сравнению с ростом доходов, опережающий рост финансового сектора по сравнению с ростом реального сектора российской экономики. За период 2000-2007 год оборот розничной торговли вырос в 4,6 раза, среднедушевые доходы населения - в 5,5 раза, кредиты физическим лицам в 72,5раза, при этом рост ВВП -72%, а промышленного производства 64,%.
3) Высокая корпоративная задолженность. Задолженность крупнейших компаний за несколько лет возросла со 100 млрд. долларов до более чем 500 млрд. Причем более половины этих долгов - долги корпораций и финансовых организаций с государственным участием. При этом валютные резервы ЦБ росли ежегодно примерно в тех же величинах, что и корпоративная задолженность. При этом сумма возврата кредитов за Ш и 1У квартал 2008 и 2009 год составляет более 200 млрд.долларов.
4) Снижение инвестиционной привлекательности и отток капитала из России. На российском фондовом рынке нерезиденты составляли до 70% от всех участников рынка. Поэтому именно с российского рынка, в силу его непредсказуемости и рискованности иностранными инвесторами деньги выводились в первую очередь. Сыграли свою роль конфликты вокруг отношений ВР и ТНК, Евросети, Метчела и Южно-Осетинский конфликт.
5) Отсутствие в России реальных источников долгосрочных инвестиций. Более половины суммы всех банковских кредитов российским предприятиям - это кредиты до 1 года. Т.е. деньги связанные не с инвестиционными целями, а с текущим пополнением оборотного капитала. Долгосрочное кредитование на срок более 3 лет составляет не более 20%.При этом и у самих банков в условиях кризиса ликвидности нет долгосрочных источников. Российская финансовая система все предыдущие годы была не способна генерировать длинные деньги. Поэтому основными источниками инвестиций выступали либо иностранные кредиты, либо собственные средства российских компаний, у кого они конечно были.
Однако сегодня основной вопрос - какова глубина и продолжительность кризиса для России. Большинство экспертов склоняются к тому, что мировой кризис еще "не достиг дна" и будет продолжаться. При этом даются довольно различные прогнозы по замедлению темпов роста мировой экономики и сокращения цены на нефть, сырье и материалы.
В России пока есть только отдельные признаки резкого ухудшения состояния экономики, но есть опасения в том, что финансовый кризис серьезно скажется на реальном секторе экономики и на основных макроэкономических показателях. Пока дать точный прогноз крайне сложно, попробуем дать предварительную оценку последствиям финансового кризиса.

3.Последствия кризиса для российской экономики.
Россия зависима в первую очередь и от уровня спроса на сырье и материалы первой стадии обработки на мировых рынках, и спроса на энергоносители, которые мы поставляем преимущественно в западные страны. Поэтому спад мировой экономики будет в значительной мере влиять на развитие российской экономики. Снижение притока иностранного капитала, падение цен на нефть скажется и на изменении российских базовых макроэкономических показателей. По всей видимости, нас будут ожидать два-три довольно тяжелых года, однако экономической катастрофы не будет.
Скорее всего нас будет ожидать:
- падение цен на нефть. При этом при значении цены на нефть менее 70 долларов за бочку, возникнут проблемы с инвестированием в этот сектор и возможное замедление в реализации проектов по увеличению добычи и строительству энергомассопроводов.
- 2008 год станет последним годом, когда налоговые поступления от ТЭКа формировали более 50% бюджета страны.
- произойдет сокращение темпов роста российской экономики при росте экономики в 2007 году на 8,7%, за 9 месяцев 2008 года рост составил 4,9% к соответствующему периоду прошлого года, а в 2009 году он составит не более 5%.. Пока сокращение происходит за счет сворачивания "Белых слонов", - или имиджевых проектов, и в первую очередь в строительстве. Так что - девиз "Москва - мировой финансовый Центр" придется на время отложить.
- Инфляция в ближайшие два-три года составит двухзначную цифру - по итогам 2008 года не менее 14%., что скажется на сжатии спроса со стороны населения, так как компенсационные выплаты не будут успевать за темпами инфляции, а объем потребительских кредитов и ипотеки будет сокращен.
- 2008 год станет последним годом прироста трудоспособного населения - в дальнейшем нас ожидает только его сокращение, что создаст невозможность реализации экстенсивных проектов и трудности для Пенсионного Фонда.
С одной стороны ситуация требует повышения кредитной ставки из-за высокой инфляции, но спад экономики не позволяет этого делать. Поэтому в перспективе ожидается стагфляция - экономический спад на фоне высокой инфляции.

4. Последствия кризиса для АПК и возможные первоочередные меры.

Кризис ликвидности банков негативно отражается на финансовых показателях сельхозпредприятий, ведёт к стагнации в АПК, свёртыванию и отмене программ модернизации предприятий, стимулирует инфляцию, снижает покупательскую способность населения по продуктам питания.
В наиболее сложном положении оказались многие ведущие производители мяса, молока и зерна, которые активно участвуют в реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы. Они инвестировали значительные, в том числе и привлеченные, средства в создание современных индустриальных агрокомплексов и сейчас вынуждены замораживать реализацию намеченных ранее инвестпрограмм. Так, Группа компаний "Агрохолдинг" из-за финансового кризиса была вынуждена "заморозить" реализацию инвестиционных проектов на общую сумму 5 млрд. рублей, в которые уже вложено 1,7 млрд. рублей. ГК "Русские фермы" отложила строительство молочной фермы на 10 тыс. голов; "Моссельпром" - проекты молочной фермы на 1,2 тыс. голов и свинокомплекса на 4,8 тыс. голов; "Мираторг" - строительство логистических центров по 6-8 тыс. т хранения, комбикормового завода, зернового проекта и проекта по индустриальному производству мясного КРС. Ухудшились финансовые показатели агрохолдингов "Разгуляй", "Черкизово", "Ставропольский бройлер", "СВ-Поволжское", ульяновской мегафермы "Октябрьская". Для СПК "Елгань" в Кировской области объёмы проплат по кредитам сравнялись с объёмом выручки от реализации молока, цена на которое в течение года упала вдвое. Достаточно много предприятий не могут расплатиться за электроэнергию или исполнять свои обязательства по облигационным займам.
Общая сумма заёмных оборотных средств, требующихся предприятиям АПК в четвёртом квартале 2008 года, составляет более 850 млрд. рублей, в том числе 300 млрд. рублей - сельскохозяйственным предприятиям и 550 млрд. рублей - предприятиям пищевой промышленности. Кроме того, платежи предприятий АПК по долгосрочным банковским и облигационным займам в октябре-декабре 2008 года составляют, по достаточно приближённой оценке, более 100 млрд. рублей. К примеру, только ГК "Сибирский аграрный холдинг" для реализации начатого в 2007 году проекта увеличения производства зерна и строительства федеральной сети хлебозаводов необходимо 5,5 млрд. рублей. "Продимекс" для завершения процесса модернизации сахарных заводов в течение следующих двух лет требуется 2,2 млрд. рублей.

4.1. Меры по улучшению финансового положения предприятий АПК
Долговую нагрузку ряда крупнейших предприятий агросектора можно охарактеризовать как рискованную. Основную часть работы по кредитованию АПК по-прежнему выполняет "Россельхозбанк". Многие коммерческие банки и банки с государственным участием (особенно жёстко действует "Сбербанк") в условиях острой нехватки ликвидности сворачивают кредитование прежде всего предприятий АПК. По этой причине для большинства сельхозпредприятий доступ к кредитованию затруднён. Всё сложнее становится получить кредиты не только на развитие (особенно для проектов с длительными сроками окупаемости), но и на пополнение оборотных средств. Резко возросли процентные ставки и залог.
Банки сокращают лимиты и сроки кредитования, выставляют требования досрочного погашения ранее выданных кредитов, отказывают в пролонгации кредитов (Ярославская, Тверская, Калужская, Кировская области - РСХБ). Ставки в рублях повышены в среднем с 10-12% до 18-22%.
Негативные явления наблюдается и на рынке долговых обязательств: банки и инвесткомпании практически в полном объёме предъявляют к погашению облигации эмитентов - предприятий АПК (Новосибирская область).

Показательно, что банки не делают исключений для вполне благополучных и высокодоходных сельхозпредприятий, которых в отрасли достаточно много, в том числе для агрохолдингов в свиноводстве и птицеводстве. В этих подотраслях сохраняется достаточно высокая рентабельность, в частности, в связи со снижением цен на корма и высоким спросом на их продукцию. Даже, если компания получает прибыль, в сегодняшних условиях это далеко не всегда означает, что ее кредит будет пролонгирован.
В то же время при сбыте продукции предприятия АПК сталкиваются с неплатежами розничных сетей и увеличением отсрочки платежей за поставленную ими для реализации продукцию до 60 и даже до 90 дней, что приводит к резкому сокращению оборотных средств у сельхозпредприятий.
В создавшейся ситуации необходимо выработать пакет первоочередных антикризисных мероприятий, который позволил бы поддержать ранее достигнутые темпы развития АПК.
В этих целях предлагается:
- Обязать все банки, получающие государственную поддержку для сохранения ликвидности, включая "Внешэкономбанк", принимать активное и полноценное участие в реализации инвестиционных проектов в сфере АПК.
- Компенсировать предприятиям АПК, участвующим в реализации Национального проекта с 2009 года не 2/3 ставки по кредитам, а 100% по ставке рефинансирования за счёт федерального бюджета, сохранив при этом софинансирование из бюджетов субъектов Российской Федерации.
- Зафиксировать на дату подписания процентную ставку по действующим кредитным договорам, заключённым в рамках приоритетного Нацпроекта "Развитие АПК", без права со стороны банков ее повышать.
- Рассмотреть возможность пролонгации до 15 лет сроков действия кредитных договоров, заключенных для реализации инвестиционных проектов в рамках Госпрограммы.
- Предусмотреть возможность выделения целевых кредитов на льготных условиях (по ставке ниже уровня инфляции) через Россельхозбанк рентабельным крупным животноводческим, свиноводческим, птицеводческим и перерабатывающим комплексам на пополнение их оборотных средств, а также зерновым хозяйствам под нереализованное зерно для оплаты его хранения с целью последующей реализации при более благоприятной конъюнктуре.
- Изыскать возможность пролонгации кредитов, выданных производителям и переработчикам сельхозпродукции, сроки которых заканчиваются в течение ближайших 6 месяцев.
-. Рассмотреть возможность выкупа через ВЭБ или другие госбанки с государственным участием обращающихся на фондовом рынке акций и облигаций предприятий АПК на сумму до 100 млрд. рублей.
- Рефинансировать через Внешэкономбанк или другие банки с государственным участием текущие зарубежные кредиты АПК.
- Оказать банкам необходимую господдержку с тем, чтобы они могли выдавать сельхозпредприятиям длинные кредиты на срок до 15 лет.
- Объявлять объемы государственных закупок зерна и закупочные цены на зерно не позднее мая каждого календарного года, оговорив, что в дальнейшем эта цена может быть пересмотрена только в сторону увеличения. Предусмотреть возможность использования в качестве основного залога "залог будущего урожая".
- Согласиться, что в случае снижения общей ставки НДС, сельхозпроизводители вправе рассчитывать на пропорциональное понижение действующей для них льготной ставки этого налога и сельхозналога. Рассмотреть возможность включения в Перечень продукции, облагаемой льготной ставкой НДС, некоторых видов переработанной сельхозпродукции (рыбопродукты, майонез).

4.2 Регулирование импорта
Сохраняются опасения, что финансовый кризис может еще больше подстегнуть импорт продовольствия, поскольку отечественные производители из-за сокращения кредитования замораживают часть проектов по развитию производства. По этой причине особое место в системе мер по поддержанию отечественного производителя в условиях кризиса должна занять таможенно-тарифная политика.
По тарифным квотам на импорт мяса в 2009 году политическое решение принято, но остаётся важный этап согласования конкретных объёмов квот, который должен проходить при обязательном участии союзов и ассоциаций сельхозпроизводителей.
В этой связи предлагается:
- пересмотреть в сторону уменьшения тарифные квоты на импорт свинины и мяса птицы на 2009 год, взяв по мясу птицы за основу параметры, согласованные в Меморандуме, подписанном 29 июля с.г. между ассоциациями российских участников мясного рынка и Союзом экспортёров мяса домашней птицы и яиц США;
- изменить, с учётом реалий сегодняшнего дня, страновое распределение тарифной квоты на 2009 год по говядине, предусмотрев выделение отдельных квот для крупнейших стран-экспортёров (Бразилия, Аргентина);
- выработать параметры режима квотирования импорта мяса на 2010 год.
- предусмотреть повышенные ставки пошлин на ввоз в Россию мяса сверх установленных квот (мясо птицы - 85%, свинина - 65%).
- В связи с присоединением Украины к ВТО, принять меры таможенно-тарифного характера для недопущения возможности недобросовестной конкуренции со стороны импортируемой из этой страны сельхозпродукции.

4.3 Меры в области технического регулирования
В интересах поддержания баланса спроса и предложения на рынке, предлагается утвердить Технический регламент "О требованиях к сельскохозяйственной птице, мясу птицы, продуктам их переработки, их производству и обороту", оговорив при этом, что наиболее чувствительные для отечественных производителей положения ТР (ограничения по хлоросодержащими реагентам и использованию воды для инжектирования) вступают в силу спустя 2-3 года после его подписания.
Принятие ТР целесообразно синхронизировать с отменой Постановления Главного санитарного врача России N 33 от 02.06.2008 "О производстве и обороте мяса птицы", предусматривающего полный запрет с 1 января 2009 г. на использование для обработки тушек птицы растворов, содержащих хлор, выше требований СанПин России для питьевой воды. Публикация этого документа уже привела к задержкам с заключением контрактов на поставку импортного мяса птицы в первом квартале 2009 года, вызвала напряжение на рынке и может способствовать росту цен на мясо птицы в конце текущего-начале следующего года. Принятие ТР и отмена упомянутого Постановления будет служить гарантией сохранения возможности для поступления на рынок мороженого мяса птицы из США на переходный период, пока отечественное производство не в состоянии в полном объёме покрыть спрос на этот товар.

4.5. Проблемы рыбохозяйственных предприятий
Рыбное хозяйство России в условиях финансового кризиса испытывает те же негативные последствия от роста цен на ГСМ, что и сельскохозяйственные предприятия, не получая при этом субсидий из федерального бюджета или из бюджетов местных органов власти.
В связи с этим предлагается:
- приравнять рыбохозяйственные организации к сельхозпроизводителям и распространить на них налоговый режим АПК в форме единого сельхозналога;
- решить вопрос о выделении организациям морского рыбного промысла субсидий на компенсацию части затрат на топливо для рыбопромысловых судов и процентов по кредитам на строительство, модернизацию рыбопромыслового флота и перерабатывающих производств, а также на материально-техническое снабжение и снаряжение судов.

4.6. Меры по защите интересов населения
Необходимо рекомендовать региональным и муниципальным властям, а также крупным предприятиям:
- увеличить объёмы закупок для государственных, региональных и муниципальных нужд у отечественных производителей;
- поощрять открытие магазинов по торговле социально значимыми товарами (мясо, молоко, зерно, сахар, масло растительное) с минимальными торговыми надбавками;
- выделять для этих целей помещения с низкой арендной платой и льготными условиями оплаты услуг ЖКХ;
- вернуться к системе продуктовых наборов для пенсионеров и малоимущих граждан, которые должны реализовываться через такие магазины;
- разработать предложения по стимулированию покупательского спроса пенсионеров, студентов, малоимущих граждан через продуктовые талоны.

5.Долговременные меры поддержки АПК
Если влияние кризиса будет ощущаться значительное время и приведет к резкому сокращению темпов роста российской экономики и сокращению потребительского спроса, потребуется разработка и реализация дополнительных мер, в том числе и институциональных для обеспечения изменения структуры и обеспечению роста всего сектора АПК как единого кластера.
Изменения, которые произошли на мировых рынках продовольственных товаров за последние полтора года, показывают, что мы помимо финансового кризиса столкнулись не с кратковременным кризисом, а с тенденциями, которые будут длительное время определять характеристики мирового рынка.
К долговременным тенденциям можно отнести:
- сокращение мировых запасов зерна, в связи с ростом потребления зерна для откорма скота и производства биотоплива;
- рост мировых цен на зерновые, введение отдельными государствами ограничения на экспорт зерновых, вплоть до полного запрета экспорта.
- рост потребления мяса и молочных продуктов за счет роста доходов населения в отдельных странах Восточно-Азиатского региона;
- угрозы пандемии скота и птицы причиной которых могут стать ящур , коровье бешенство, вирус H5N1;
- рост цен на мясо и молочные продукты, связанное с ростом цен на зерновые и запретом на импорт мяса и мясопродуктов из отдельных стран.

Не смотря на дотации, рост цен на продукты питания в странах ЕС составил в 2007 году от 10-12 % (Франция, Германия) до 30-35% (Польша, Эстония, Латвия, Румыния). Первый квартал 2008 года подтвердил эту общемировую тенденцию - рост цен на продовольствие продолжается, причем темпами более высокими, чем в 2007 году. Страны ЕС пересматривают свою аграрную политику, отменяя стимулирование производства биотоплива, рассматривая новые принципы субсидирования аграрного комплекса.
Рост цен на мировом продовольственном рынке явление не случайное, а долговременный тренд, который может сделать сельскохозяйственную отрасль в России экономически выгодной и экспортноориентированной. Поэтому государству необходимо пересмотреть политику государственной поддержки отрасли и применить опыт по стимулированию развития, который наработан в нефтяном кластере.
Сложившиеся политические и экономические мировые процессы изменяются сроки и условия вступления России в ВТО. В значительной степени это коснется условий по государственному регулированию и поддержки АПК. Это вызывает необходимость рассмотреть с этих позиций три группы внешнеэкономических и связанных с ними внутренних проблем регулирования рынка сельхозпродукции и поддержки АПК:
- Проблемы пошлин и квот на импорт продукции АПК;
- Стимулирование экспорта сельхозпродукции
- Стимулирование притока зарубежных инвестиций и технологий.

5.1.Проблемы- пошлин и квот на импорт продукции АПК;
Как показывает имеющийся опыт двухсторонних переговоров на уровне бизнес-сообществ, достижение соглашения по взаимоприемлемым объемам импорта продукции вполне реально. При этом интересы российского населения могут быть соблюдены и сокращение импорта не приведет к резкому повышению цен и снижения объемов потребления продуктов питания. Этот вывод в значительной мере, помимо достигнутых договоренностей, является результатом встречи в РСПП российских и американских предпринимателей июле этого года.
Однако, учитывая необходимость в увеличении потребления белковых продуктов и в первую очередь мяса, рыбы и молочных продуктов, ставить вопрос о введении запретительных пошлин и резкого уменьшения квот по всем видам продукции было бы на наш взгляд преждевременно.

Пока Россия не в состоянии полностью обеспечить себя мясом собственного производства и зависит от импорта в значительной мере. Причем, если по производству мяса птицы мы выходим на мировой уровень, то свиноводство не в состоянии в ближайшее время полностью обеспечить страну своей продукцией. Если говорить о говядине, то производство ее в объеме потребления по физиологическим нормам задача довольно далекого будущего, достаточно отметить, что в России почти не осталось крупного рогатого скота пород мясного направления. Вся говядина (97%) получается от комбинированных и молочных пород КРС.
По всей видимости долговременный прогноз может быть следующим:
- по производству мяса птицы, при условии дальнейшего развития и интенсификации производства зерновых, как кормовой базы, в обозримом будущем мы сможем стать не экспортерами, а импортерами мяса птица. Традиционная структура питания населения определяет, что, не смотря на значительный рост потребления мяса птицы, ее доля в структуре потребления мяса не превысит в будущем 36-37%. Поэтому переход сельского хозяйства к экспорту мяса птицы весьма реален.
- по производству свинины, выход отечественного производства на объемы полностью покрывающих потребности населения в этом виде мяса, реален через 5-6 лет, при условии государственного стимулирования развития свиноводства. При этом доля свинины в общем объеме потребления мяса будет составлять около 40%
- производство говядины в силу многих обстоятельств потребует значительного времени и ее доля в структуре потребления мяса будет сокращаться до 25 - 23 %.
В этой ситуации учитывая финансовый кризис и возможное падение спроса необходимо сохранение квотирования импорта мяса как минимум до 2011 года. Однако нужно действовать разумно, поскольку слишком жесткие защитные меры, которые предлагают ряд депутатов Государственной Думы могут привести к росту цен, снижению объема потребления мяса населением, снижению экономической эффективности переработчиков, активизации "левого" импорта и пр. Не надо забывать, что первичным является обеспечение роста потребления населением мяса и молочных продуктов, хотя бы до уровня 1989 года. И интересы потребителя должны быть учтены. Хотя корректировки квот, исходя из ситуации на мясном рынке по мере роста собственного производства и развития кризиса, необходимы не реже 1 раза в полугодие. Необходимо планомерное и согласованное с основными поставщиками уменьшение квот на импорт мяса птицы и свинины, с одновременным сохранением квот на импорт говядины. В 2011 году, после преодоления кризиса возможно рассмотрение вопроса перехода от квотирования к введению импортных пошлин.

5.2. Стимулирование хранения и экспорта сельхозпродукции
Стимулирование экспорта и хранения сельхозпродукции является одной из важнейших методов поддержки АПК применяемых в развитых странах.
В "нормальной" - т.е. контролируемой ситуации, разница цен на сельхозтовары в период массового сбора и в обычное время составляет не более 15%-20%,. В нашей стране в сезон урожая или "большого молока" зерно и молоко производители вынуждены "сдавать" за цену в полтора-два раза меньшую, чем она будет стоить на рынке всего через два месяца. Причем эта цена оказывается ниже той, что способна покрыть затраты и оставить маржу для простого, либо расширенного воспроизводства сельхозпроизводителя. Причина - отсутствие доступной для всех хозяйств инфраструктуры хранения и переработки. Вполне рыночные страны Франция и Германия львиную долю дотаций в сельском хозяйстве направляют на инфраструктуру хранения, обеспечивая тем самым ровные и справедливые для производителя цены.
Колхозы и совхозы в советское время, сдавая зерно на элеватор - государству, имели право получить часть зерна, сданного сверх плана поставок, обратно в виде комбикормов (с учетом разницы в ценах). Фактически это зерно сдавалось на ответственное хранение с правом обмена на комбикорма. Сегодня элеваторы страны находятся практически в монопольном владении менее чем десятка частных компаний, которые и контролируют на самом деле (в отличие от государства) зерновую отрасль. Сдать зерно на хранение на элеватор производители не могут. Только продать по той цене, которую установит монополист.
Государство может взять контроль над рынком зерна даже без особых репрессий по отношению к нынешним монополистам. Просто начать закупки в госрезерв по цене на уровне той, что должна сложиться на рынке к осени (сегодня это примерно около 7 руб. за килограмм). Но при этом производитель должен иметь возможность, сдав зерно на элеватор по этой цене, выкупить его, если появилась возможность продать дороже, оплатив, разумеется, хранение. В результате хозяйства под залог зерна сразу получат деньги для того, чтобы расплатиться с работниками, поставщиками и кредиторами. А на рынке будут пресечены спекуляции - ниже государственной цены хозяйства зерно продавать не будут. Не будет возможности продавать дороже - зерно останется у государства, которое распорядится им само. Правда, чтобы действительно повлиять на рынок цена и объем выкупа должны объявляться до сбора урожая. В этом году государство только в начале августа объявило, что закупки на его нужды составят 5 миллионов тонн, а по какой цене сообщило в конце августа.
К сожалению, агропромышленный комплекс воспринимается сейчас лишь как сельхозпроизводство, а не как кластер в целом. В то же время производители продовольствия, зависят не только от ситуации на мировых рынках, но и от возможностей структуры логистики и транспортной инфраструктуры, и, самое главное - получить доступ к своему потребителю. В настоящее время в России в 2 раза меньше торговых площадей на душу населения, чем в других развитых странах. Торговые сети нуждаются в средствах на расширение площадей. Возможности для привлечения инвестиций на финансовых рынках сворачиваются, поэтому им приходится развиваться за счет производителей, навязывая им услуги по рекламе и мерчендайзингу в качестве "платы за доступ на полку". В результате нарушается нормальный ход торговли и на пути от поля к прилавку значительная часть маржи концентрируется у ритейлеров. Помочь разрешить эту проблему должен был безуспешно разрабатываемый МЭРом, а теперь - заново перерабатываемый Министерством промышленности и торговли Закон о Торговле. Причем, из-за невозможности в предыдущее время, найти компромисс между поставщиками - торговлей и потребителями его будущее весьма туманно.
Кризис на рынке продовольствия подталкивает страны к закрытию своих рынков и возведению таможенных и других барьеров. Но, вводя заградительные пошлины, мы должны четко осознавать: чего мы хотим достигнуть. В случае экспорта древесины - стимулировать глубокую переработку. В случае нефти - перераспределить сверх-доходы нефтедобытчиков. А в случае продовольствия? - Пошлиной на экспорт зерна мы удерживаем цены на хлеб (да и на мясо - чтоб вырастить килограмм говядины необходимо 15 кг. зерна) внутри страны за счет производителя. И тем самым отбираем у себя возможность стимулировать производителя за счет экспорта продукции на международный рынок. По хорошему, взяв эти деньги у экспортера - посредника государство должно вернуть их производителю через субсидии на хранение или стимулирование производства зерна.
Поддержать сельхозпроизводство можно и другими, кстати, признаваемыми ВТО средствами. В частности строительством новых зерновых терминалов в портах (сейчас у нас только один - в Новороссийске), регулированием тарифов РЖД и обеспечением необходимого количества подвижного состава для транспортировки зерна, в связи с ростом объемов перевозки. Кстати, железнодорожные тарифы могут остановить экспорт зерна эффективнее налоговой системы. Казахстан, например, закрыл свой рынок не с помощью заградительных пошлин, а прекратив перевозки зерна через границу.
Идея превращения Федерального агентства по регулированию продовольственного рынка в государственную торговую компанию, которая в ближайшие три года по мнению аналитиков сможет контролировать 40-50% экспорта зерновых , по заявлению официальных лиц и руководителей сельскохозяйственного сектора США и Евросоюза "вызывает беспокойство". Это вызвано опасениями, что "Москва хочет превратить продовольствие в дипломатическое оружие, как нефть и газ". Однако для стабилизации внутреннего рынка и обеспечения "нормального хода торговли" - это вполне разумный шаг.

5.3. Стимулирование притока зарубежных инвестиций и технологий.
Для расширения производства зерна и другой сельхозпродукции в России есть возможности - до 20 млн. га пахотных земель заброшены и не обрабатываются, незначительное число хозяйств использует современные технологии и значительное число хозяйств не могут соблюсти технологии даже советского периода.
Чтобы быстрее ввести пустующие земли в оборот имеет смысл, так же, как в свое время в нефтяной и газовой промышленности, дать дорогу иностранным инвестициям, и даже организовывать концессии на условиях раздела продукции. Например, приглашать в Сибирь, на Урал, в Нечерноземье (но не Дальний Восток) китайские предприятия, выделять им землю, агроспециалистов, зерно для посадки, с тем, чтобы они поставляли свою рабочую силу и сельхозтехнику. Китайские рабочие трудились бы у нас с марта - по октябрь, после чего отправились домой с половиной полученного урожая. Однако, используя накопленный опыт по разделу продукции и концессиям при освоении нефтяных месторождений необходимо определить в этом вопросе государственные и национальные приоритеты.
Британская компания "Heartland Farms", активно скупающая землю в черноземном поясе, по заявлению их руководителей, весьма успешно производит сахарную свеклу, ячмень, пшеницу, рапс По их мнению, российский земельный массив используется неудовлетворительно, но при вложении новых технологий и инвестиций способен прокормить Европу и другие страны мира,
Сегодня по заявлению Finacial Taimes, британские компании активно скупают или сами или через подставные организации земли в черноземном поясе, считая, что при значительных инвестициях и применении новых технологий этот бизнес может стать фантастически прибыльным. И этот процесс по всей видимости будет только развиваться не в пользу российского бизнеса.
Вопросы стимулирования поставок техники и технологий не имеющих аналогов в России для ускоренного развития ряда отраслей применяются уже значительное время и необходимо применить наиболее эффективные методы для стимулирования всего кластера АПК, включая производство, транспортировку, хранение и переработку.

5.4.Укрупнение сельскохозяйственных предприятий и агрохолдингов.
Анализ результатов финансово-экономической деятельности сельхозпредприятий показывает неоспоримое преимущество крупных сельхозпредприятий и холдингов. В результате кризиса спасти все предприятия АПК не удастся, явно многие мелкие и средние малоэффективные предприятия будут на грани банкротства. Поэтому в этой ситуации (по аналогии с банками) целесообразно стимулировать методами господдержки их слияние и поглощение в целях образования крупных сельхозпредприятий и агрохолдингов вертикального и горизонтального типа. При этом агрохолдинги могут взять на себя функции кооперативов для оказания услуг мелким хозяйствам на договорной основе по осуществлению забоя скота, ветеринарного обслуживания, краткосрочного кредитования по залог будущего урожая, обеспечению переработки и сбыта продукции.

Приведенные выше меры далеко не полные, и требуют дополнительного рассмотрения и дополнения в целях создания условий для реализации Национальной программы АПК, сохранения роста сельскохозяйственного производства и обеспечения необратимости происходящих в отрасли позитивных процессов.
Кризис может и должен стать отправной точкой для качественно нового, инновационно ориентированного этапа развития и управления отраслью.

Источник: 
www.viperson.ru