Каток кольчато-зубчатый ККЗ-6 (КЗК) предназначен для дробления комьев, разрушения почвенной корки, прикатывания почвы, уплотнения на глубину до 7 см подповерхностного и рыхления на глубину 4 см. поверхностного слоев почвы. После прикатывания поверхность поля покрыта мульчированным слоем почвы, что способствует сохранению влаги.
Предпосевное прикатывание производится для задержания влаги в почве, измельчения крупных комьев земли и выравнивания поверхности поля, а также для уплотнения почвы, что особенно необходимо перед посевом сельскохозяйственных культур. Данная операция снижает проскальзывание и прогрузание опорно-приводных колес сеялки, что повышает равномерность посева и стабилизирует глубину заделки семян.
Послепосевное прикатывание - необходимая операция для влагозадерживания и обеспечения контакта семян с почвой. Такой контакт создает благоприятные условия для получения более раннего и дружного прорастания семян, что имеет существенное значение в повышении урожайности при посеве в засушливых и поврежденных ветровой эрозии районах.
Каток предназначен для использования во всех почвенно-климатических зо-нах, кроме зоны горного земледелия.
Рабочими органами катка являются диски и кольца зубчатые. Взаимное пе-ремещение колец относительно дисков позволяет самоочищаться секциям катка от налипания влажной почвы.
Конструкция катка позволяет его безопасное транспортирование по дорогам общей сети за счет возможности его перевода в положение дальнего транспорта (рисунок 3) с помощью гидравлической системы трактора, управляемой с рабочего места тракториста.
Агрегатирование катка осуществляется с тракторами класса 1,4….2,0, обору-дованными исправной гидросистемой.
При эксплуатации катка рукоятка секции распределителя трактора и поло-жением гидроцилиндра подъема центральной рамы.
При необходимости проведения прикатывания посевов с твердостью почвы менее 0,9 МПа рекомендуется использовать катки других марок (с меньшей степе-нью уплотнения).
Изделия, с которыми взаимодействует каток
Каток агрегатируется с тракторами тягового класса 1.4-2,0 (МТЗ-80 (82), МТЗ-1221, ЛТЗ-60, ЛТЗ-150 и др.)
Каток представляет собой прицепную машину, состоящую из центральной рамы 2 (рисунок 1) к которой шарнирно присоединены крылья 3 и 4 при помощи штырей 13. Сница 1 присоединена к центральной раме 2. При помощи гидроцилин-дра 7 осуществляется перевод катка из транспортного положения в рабочее и об-ратно.
Каток ККЗ-6 (КЗК) имеет три секции катков. Боковые секции 5 жестко крепятся в кронштейнах крыльев 3 и 4, а средняя секция 6 установлена на раме 2 шарнирно. При работе катка часть нагрузки от общей массы сницы и центральной рамы пере-дается на опорные колеса 10.
Принцип работы катка. При движении катка секции рабочих органов пере-катываются по поверхности поля, вследствие чего происходит измельчение комков, выравнивается микрорельеф и уплотняется почва, что способствует подтягиванию влаги семенам. Конструкция рабочих органов позволяет разрыхлить верхний и уплотнять нижележащие слои. При перекатывании катков по поверхности поля диски секции должны находиться в зажатом состоянии, при этом кольца зубчатые имеют радиальный зазор 20 мм, что позволяет им свободно вращаться и радиально перемещаться на ступицах дисков - это обеспечивает самоочистку секций катка от налипания влажной почвы.
Каток качественно производит измельчение комьев, стабильно выдерживает глубину обработки и равномерно уплотняет поверхностный слой почвы.