Ботвоудалитель

Вы здесь

1Описание и работа

1.1 Назначение изделия
1.1.1 Ботвоудалитель предназначен для срезания и удаления полегшей ботвы на полях с посевами лука, моркови, картофеля и других сельскохозяйственных культур перед их уборкой.
1.1.2 Ботвоудалитель является навесной сельскохозяйственной машиной и агрегатируется с тракторами тягового класса не ниже 1,4 (МТЗ-80/82).
1.1.3 Ботвоудалитель по климатическому исполнению предназначен для эксплуатации в районах с умеренным климатом “У”, на открытом воздухе,
категория 1 ГОСТ 15150-69 “Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды” с жесткими условиями хранения и транспортирования по ГОСТ 9.014-78 ”ЕСЗКС. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования”.

1.2 Технические характеристики
1.2.1 Основные технические характеристики и параметры ботвоудалителя приведены в таблице 1
Т а б л и ц а 1 - Технические характеристики и параметры
Наименование параметра Единица
измерения Значение
параметра
1 Тип ботвоудалителя - навесной
2 Ширина захвата поля мм 1500
3 Максимальная скорость транспортирования км/ч 35
4 Максимальное давление в гидросистеме МПа (кг/см2) 20 (200)
5 Габаритные размеры
- длина
- ширина
- высота мм
2700
1870
1100
6 Производительность,
- за час основного времени
- за час сменного времени
га/ч

0,68
0,54
7 Полнота уборки ботвы, не менее % 80
8 Высота среза ботвы мм от 80 до 250
9 Рабочая скорость движения км/ч от 4,4 до 6,5
10 Масса кг 600
11 Ежесменное оперативное время технического обслуживания ч 0,12
12 Удельная суммарная оперативная трудоемкость:
- технических обслуживаний
- устранения последствий отказов чел.•ч/ч

0,05
0,04
13 Наработка на отказ ч 200
14 Срок службы лет 10
15 Полный ресурс ч 2600
16 Коэффициент готовности 0,98

1.3 Содержание цветных металлов в ботвоудалителе:
- меди 146 г
- алюминиевых сплавов 18,5 г
1.4 Устройство и принцип работы
1.4.1 Ботвоудалитель поставляется в готовом для работы виде и состоит из следующих основных частей:
- остова с устройством для навески на трактор и защитным кожухом крыльчаток режущих;
- трех вертикальных валов с крыльчатками режущими;
- конического редуктора;
- системы клиноременных передач от редуктора к валам крыльчаток;
- трехколесного шасси с синхронизаторами подъема-опускания задних колес;
- гидравлической системы подъема-опускания остова относительно шасси;
- отражателя;
- верхней, задней и боковых крышек.
1.4.2 Остов представляет собой жесткую сварную конструкцию из квадратных труб и листового металла. В нижней части находится защитный кожух, ограждающий три крыльчатки режущие и направляющий воздушный поток, который уносит срезанную ботву. В правой боковой части кожуха имеется горловина для выхода воздушного потока, на которой имеются места для установки отражателя. В средней части имеется силовая балка с тремя вертикальными цилиндрическими корпусами для установки валов с крыльчатками, в верхней части этой балки имеются места для установки натяжных роликов. Рядом с силовой балкой имеется рамка для установки и закрепления конического редуктора. На углах остова имеются три вертикальные квадратные трубы для установки в них снизу выдвижных колесных стоек квадратного сечения, кроме того, на квадратных трубах имеются места для установки синхронизаторов подъема-опускания правых (переднего и заднего) колес, и для установки гидроцилиндра гидравлической системы. Сверху и сзади остова имеются места для крепления верхней и задней крышек. Таким образом, остов является конструкцией, на которую устанавливаются и крепятся все остальные части ботвоудалителя. Кроме того, в передней части остова на консольных балках имеются элементы для крепления изделия к заднему трехточечному навесному устройству трактора.
1.4.3 Вертикальные валы имеют различную длину и установлены в цилиндрических корпусах остова на радиальных шариковых подшипниках, которые защищены от попадания в них грязи лабиринтными уплотнениями (уплотнения и подшипники заполнены густой консистентной смазкой, а в корпусах остова имеются масленки для нагнетания смазки). Нижние концы валов находятся на одном уровне и на них установлены крыльчатки режущие. Передача крутящего момента от вала на крыльчатку производится через торцовую шпонку, которая одновременно удерживает крыльчатку на валу. Торцовые шпонки крепятся к валам болтами, которые стопорятся от самоотвинчивания отгибом уголков пластины стопорной ВШАИ741134.226. Крыльчатка режущая состоит из ступицы с двумя лопастями. Ступица имеет отверстие для плотной посадки на вал и торцовый шпоночный паз, Лопасти имеют аэродинамический профиль и угол атаки, обеспечивающие, при вращении крыльчатки, возникновение воздушного потока, поднимающего полегшую ботву. На каждой лопасти установлены ножи таким образом, что режущая кромка ножа является передней кромкой лопасти, а внутри лопасти имеется балансировочный груз, который можно перемещать винтом вдоль лопасти, сбалансировав, таким образом, крыльчатку относительно оси вращения. Нож и балансировочный груз фиксируются прижимом со специальными гайками, которые зажимаются ключом ВШАИ 303658.021. На верхних концах валов установлены цанги со шкивами. Передача крутящего момента со шкива на вал через цангу производится через призматическую шпонку и болты зажима цанги. Применение в конструкции цанги позволяет исключить люфт шкива на валу и обеспечить вертикальную регулировку положения шкива. Шкивы всех валов имеют по два ручья клиноременной передачи профиля В(Б) ГОСТ1284.1-89 “Ремни клиновые приводные нормальных сечений. Основные размеры. Методы контроля” и расположены на разных уровнях по высоте, вследствие того, что валы имеют различную длину.
1.4.4 Конический редуктор является одноступенчатым повышающим обороты редуктором с конической прямозубой передачей. Первый вал редуктора, с колесом зубчатым, расположен горизонтально, а его шлицевой хвостовик (для подключения карданного вала) направлен вперед (к трактору). Второй вал – вал-шестерня, расположен вертикально, а на верхнем его конце установлена цанга со шкивом, причем конструкция и передача крутящего момента аналогичны п.1.4.3. Шкив редуктора имеет шесть ручьев клиноременной передачи профиля В (Б) ГОСТ1284.1-89 “Ремни клиновые приводные нормальных сечений. Основные размеры. Методы контроля”, и эти ручьи расположены на одних уровнях с соответствующими ручьями шкивов вертикальных валов, что обеспечивает работоспособность системы клиноременных передач. Оба вала редуктора установлены в стальном сварном корпусе на конических роликовых подшипниках. Смазка зубчатой передачи и подшипников первого вала производится посредством масляной ванны, смазывание подшипников вертикального вала-шестерни производится густой консистентной смазкой, для нагнетания которой имеется масленка в верхнем стакане корпуса редуктора. Кроме того, в верней части корпуса имеется пробка-клапан со щупом-указателем уровня масла. Пробка-клапан обеспечивает сброс избыточного давления внутри корпуса при нагреве редуктора, и в тоже время обеспечивает герметичность редуктора. В нижней части редуктора имеется сливная пробка.
1.4.5 Система клиноременных передач представляет собой три пары клиновых ремней профиля В (Б) ГОСТ1284.1-89 “Ремни клиновые приводные нормальных сечений. Основные размеры. Методы контроля.” различной длины, которые передают вращение со шкива редуктора на шкивы трех вертикальных валов, причем натяжение ремней, приводящих средний вал, осуществляется перемещением редуктора посредством натяжного винта, а натяжение ремней, приводящих два крайних вала, осуществляется перемещением натяжных роликов, установленных на ведомых ветвях этих передач. Натяжной ролик представляет из себя шкив с двумя ручьями профиля В (Б) ГОСТ1284.1-89 “Ремни клиновые приводные нормальных сечений. Основные размеры. Методы контроля”, установленный на радиальных шариковых подшипниках на оси кронштейна, который имеет пазы для крепления на остове. Подшипники роликов закрытые и заполнены густой консистентной смазкой.
1.4.6 Трехколесное шасси – это три стойки квадратного сечения, которые вставлены в соответствующие квадратные трубы остова. В нижней части каждой стойки имеется кронштейн, на котором крепится ось колеса. Таким образом, каждое колесо имеет возможность вертикального перемещения относительно остова. Колеса с пневматическими шинами (с внутренним давлением 0,25 МПа) установлены на своих осях, на конических роликовых подшипниках, заполненных густой консистентной смазкой. Задние стойки с колесами связаны синхронизаторами с передней колесной стойкой, каждый синхронизатор состоит из торсиона с двумя кривошипами. Торсионы горизонтально крепятся (через подшипники скольжения) к верхним частям остова, причем передний кривошип торсиона связан с кронштейном задней колесной стойки посредством шатуна с осями, а задние кривошипы торсионов связан с кронштейнами задних колесных стоек посредством шатунов-талрепов с осями, торсионы между собой связаны тягой. Таким образом, вертикальные перемещения передней стойки вызовут (через шатуны и передние кривошипы) поворот торсионов и (через задние кривошипы и шатуны-талрепы) такое же перемещение задних стоек, что позволяет синхронизировать вертикальное перемещение задних колес относительно переднего.
1.4.7 Гидравлическая система представляет собой гидравлический контур для управления гидроцилиндром. Гидроцилиндр крепится на кронштейне передней стойки остова цилиндрической частью, а на кронштейне передней колесной стойки штоковой частью. В гидравлическом контуре имеется гидрозамок, удерживающий гидроцилиндр в установленном положении независимо от внешней нагрузки, и дросселирующая шайба, уменьшающая скорость подъема-опускания колесной стойки. Гидравлический контур имеет два гидравлических шланга с разрывными муфтами, для подключения к гидросистеме трактора. Таким образом, гидросистема и шасси с синхронизатором позволяют производить плавное подъем-опускание остова относительно земли, при этом плоскость резания будет перемещаться параллельно земле, что позволяет оперативно, из кабины трактора, регулировать высоту срезания ботвы.
1.4.8 Отражатель - это крышка, прикрывающая горловину кожуха остова, может фиксироваться в трех положениях: открытым на угол 45º - для распыления ботвы по полю, открытым полностью – для чистки и закрытом – для транспортирования ботвоудалителя.
1.4.9 Верхняя, задняя и боковые крышки являются защитной облицовкой и снимаются при ремонте и техобслуживании.
1.4.10 Принцип работы ботвоудалителя заключается в следующем. От вала отбора мощности трактора (далее ВОМ) через карданный вал передается вращение на первый вал редуктора, затем через систему клиноременных передач вращение передается на три крыльчатки режущие, закрепленные на вертикальных валах. При этом образуется восходящий поток воздуха, поднимающий полегшую ботву. Происходит срезание и частичное измельчение ее ножами, после чего ботва уносится потоком в горловину кожуха. В зависимости от того закрыт или открыт отражатель, ботва укладывается в колею или распыляется по полю.
1.4.11 При подаче масла под давлением из гидросистемы трактора в поршневую полость гидроцилиндра остов вместе с крыльчатками режущими поднимается над уровнем земли, при подаче в штоковую полость – опускается. Таким образом, можно установить необходимую высоту крыльчаток режущих от земли, и регулировать тем самым высоту срезанной ботвы.

1.5 Маркировка
1.5.1 На ботвоудалителе установлена табличка с маркировкой по
ГОСТ12969-67 “Таблички для машин и приборов. Технические требования”. Место крепления таблички – на остове ботвоудалителя спереди.
1.5.2 На ботвоудалителе также нанесены предупреждающие, указательные знаки и символы согласно требованиям конструкторской документации.

1.6 Упаковка
1.6.1 Изделие упаковано в два грузовых места по чертежам завода-изготовителя.
1.6.2 Эксплуатационные документы упакованы в пакет из полиэтиленовой пленки по ГОСТ 10354-82 “Пленка полиэтиленовая. Технические условия”.

2 Комплектность

2.1 В комплект поставки ботвоудалителя входит:
2.1.1 Ботвоудалитель БУН – 1500 1шт.
2.1.2 Комплект инструмента, запасных частей и принадлежностей:
- ключ ВШАИ.303658.021 1шт.;
- пластина стопорная ВШАИ.741134.226 3шт.;
- нож ВШАИ.762411.002 6шт.;
- скребок ВШАИ.304164.001 1шт.
2.1.3 Паспорт (с гарантийным талоном) ВШАИ.271342.000 ПС 1шт.
2.1.4 Руководство по эксплуатации ВШАИ.271342.000 РЭ 1шт.

Регион: 
Населенный пункт (город, село, поселок): 
Мозырь
Контакты (телефон, ICQ, Skype и др.): 
Тел.+3 75 29 126 82 17 Email:rubin.mikhail2012@yandex.ru