Копилка - плетение..

Вы здесь

Аватар пользователя lena_elen

Помещаю часть материала , что есть у меня.. и предлагаю поместить имеющиеся у вас также..
В.В.Попов

Раздел: 
Файлы: 
ПредпросмотрВложениеРазмер
pletenie_ivy.doc1.04 МБ
Аватар пользователя lena_elen
Не в сети
Заходил: 3 года 9 месяцев назад
Испания
: Валенсия
Регистрация: 15.08.2009 - 22:53
: 1179

Послойное плетение. Это такой вид плетения, при котором работу совершают несколькими прутьями через одну стойку (рис. 18,а). Для послойного плетения тре¬буются прутья одинаковые по длине и толщине. Начинать следует плести пер¬вым прутом с комелька. Прут не прижи¬мают. Его ведут по косой, несколько при¬поднято. Им оплетают четыре стояка и выводят наружу. Каждый последующий прут вплетают от нового стояка, располо-женного слева от предыдущего. Таким об¬разом доходят до первого исходного сто¬яка. Концы всех прутьев при этом будут находиться снаружи (рис. 18,6). Теперь берут безразлично какой из заплетенных прутьев и обводят им следующий стояк. Другой пустой стояк соответственно опле¬тают последующим слева прутом. Плетение ведут по кругу, пока последний не сомкнет¬ся, то есть пока мы не сплетем целый слой прутьев. Так выплетают слои второй, тре¬тий... до конца плетения. Плетение еще можно осуществлять, закладывая за сто¬як не по одному пруту, а сразу по два.
В начале и в конце плетения концы прутьев следует заводить в середину кор¬зины

Аватар пользователя lena_elen
Не в сети
Заходил: 3 года 9 месяцев назад
Испания
: Валенсия
Регистрация: 15.08.2009 - 22:53
: 1179

Плетение рядами. При этом способе плетение начинают самыми короткими прутьями. Прутом оплетают стояки до тех пор, пока прут не заканчивается. Вер¬шинный конец прута длиною в 8 — 10 см выводят спереди или снаружи. Второй прут закладывают за следующий стояк, расположенный справа от предыдущего. Затем третьим прутом начинают плести от третьего стояка опять с правой стороны и т.д. (рис.19). Начиная с пятого прута вплетаемый прут закладывают не за сто¬як, а заостренным концом вставляют не¬посредственно в само плетение. Подроб¬нее об этом будет рассказано ниже
Ажурное плетение. Кроме сплошного густого плетения, о котором в основном шла речь, существует еще ажурное, с от¬крытыми ячейками. Этот вид плетения широко используется при изготовлении плетеной мебели, а также три изготовле¬нии декоративных корзинок, подносов, вазочек и т.п. Применяется как простое ажурное плетение, так и сложное, кото¬рое может повторить всевозможные ри¬сунки кружев, тканей... На рисунке 20,й — ж показаны образцы простого ажурного плетения. Для прочности в определенных местах ажурное плетение скрепляют ве¬ревочкой в два или три прута (рис. 21). При использовании пластины (одна из двух половин расколотого прута вдоль) последнюю скрепляют лентой. С наруж¬ной стороны прутья в ажурном плетении для прочности скрепляют или более тол¬стыми прутьями, или пластиной. Толстые прутья или пластину обвивают следую¬щим способом. В середине плетений для обивки используют ленту (рис. 22), а об¬резаемые концы прутьев вместе со сто¬яками основы обвивают перекрестной об-вивкой через прут (рис. 23).
ОСТАЛЬНОЙ МАТЕРИАЛ И ФОТО В ПРИЛОЖЕНИИ..

Аватар пользователя lena_elen
Не в сети
Заходил: 3 года 9 месяцев назад
Испания
: Валенсия
Регистрация: 15.08.2009 - 22:53
: 1179

Плетение рядами. При этом способе плетение начинают самыми короткими прутьями. Прутом оплетают стояки до тех пор, пока прут не заканчивается. Вер¬шинный конец прута длиною в 8 — 10 см выводят спереди или снаружи. Второй прут закладывают за следующий стояк, расположенный справа от предыдущего. Затем третьим прутом начинают плести от третьего стояка опять с правой стороны и т.д. (рис.19). Начиная с пятого прута вплетаемый прут закладывают не за сто¬як, а заостренным концом вставляют не¬посредственно в само плетение. Подроб¬нее об этом будет рассказано ниже
Ажурное плетение. Кроме сплошного густого плетения, о котором в основном шла речь, существует еще ажурное, с от¬крытыми ячейками. Этот вид плетения широко используется при изготовлении плетеной мебели, а также три изготовле¬нии декоративных корзинок, подносов, вазочек и т.п. Применяется как простое ажурное плетение, так и сложное, кото¬рое может повторить всевозможные ри¬сунки кружев, тканей... На рисунке 20,й — ж показаны образцы простого ажурного плетения. Для прочности в определенных местах ажурное плетение скрепляют ве¬ревочкой в два или три прута (рис. 21). При использовании пластины (одна из двух половин расколотого прута вдоль) последнюю скрепляют лентой. С наруж¬ной стороны прутья в ажурном плетении для прочности скрепляют или более тол¬стыми прутьями, или пластиной. Толстые прутья или пластину обвивают следую¬щим способом. В середине плетений для обивки используют ленту (рис. 22), а об¬резаемые концы прутьев вместе со сто¬яками основы обвивают перекрестной об-вивкой через прут (рис. 23).
ОСТАЛЬНОЙ МАТЕРИАЛ И ФОТО В ПРИЛОЖЕНИИ..

Аватар пользователя lena_elen
Не в сети
Заходил: 3 года 9 месяцев назад
Испания
: Валенсия
Регистрация: 15.08.2009 - 22:53
: 1179

а ЗДЕСЬ ИЗ ИСПАНСКИХ АРХИВОВ.

Аватар пользователя lena_elen
Не в сети
Заходил: 3 года 9 месяцев назад
Испания
: Валенсия
Регистрация: 15.08.2009 - 22:53
: 1179

тоже..

Файлы: 
ПредпросмотрВложениеРазмер
ficha2450.pdf129.39 КБ
Аватар пользователя lena_elen
Не в сети
Заходил: 3 года 9 месяцев назад
Испания
: Валенсия
Регистрация: 15.08.2009 - 22:53
: 1179

..

Файлы: 
  • laborpacom6.jpg
  • custodio1.jpg
  • carameloflores_222.jpg
  • laborpacom2.jpg
  • caramelo1_500.jpg
Аватар пользователя Львовна
Не в сети
Заходил: 1 день 16 часов назад
Украина
: Каменец-Подольский
Регистрация: 09.02.2010 - 23:27
: 17187

Ёперный театр!!!!)))) Красота какая однако. Прочла только часть статьи,завтра попробую дочитать. Лена,спасибо,очень интересно.

Olena

Аватар пользователя lena_elen
Не в сети
Заходил: 3 года 9 месяцев назад
Испания
: Валенсия
Регистрация: 15.08.2009 - 22:53
: 1179

КОРЗИНА ПЛЕТЕНАЯ ПО ЯГОДУ,
ПО ГРИБЫ...

Корзины из всех плетеных изделий на¬иболее распространены. Искусство плете¬ния корзин восходит к глубокой древно¬сти. Корзинами пользовались и в древнем Египте, и в Греции, и в Древнем Риме. В Киевской Руси в IX — XI веках среди 200 насчитывавшихся ремесел значилось и корзиноплетение. Москва с ее прилегаю¬щими болотисто-речными и лесными ок¬рестностями исстари являлась одним из центров плетения из ивового прута. Рас¬пространено это ремесло было и в других русских городах: Костроме, Ярославле, Вологде, Пскове, Новгороде, Твери, Ту¬ле, Звенигороде, Нижнем Новгороде... Читатель уже обратил внимание, что ис-кусство корзиноплетения было распрост¬ранено именно в тех городах и близлежа¬щих деревнях, которые расположены на крупных и менее крупных реках. Пра¬вильно! Это связано с ивушкой плакучей, с ивушкой зеленой, над рекой склонен¬ной. Именно она — основная поставщица сырья для корзиночников.

Ивушка и инструменты для корзиноплетения

Ива — название весьма и весьма об¬щее для целого рода растений. К ивовому семейству относятся ветла, шелюга, таль¬ник, верба, лоза, ракита, осокорь. Встре¬чаются ивы в виде деревьев, вымахиваю¬щих в высоту до 30 — 40 метров, а также в виде кустарника. Всего на территории на¬шей страны насчитывается до 150 разно-видностей ив. Из них корзиночных, если так можно выразиться, 10 — 12 видов. Кстати, ивой пользуются не только кор-зиночники. Ивовую кору применяют при дублении кож, а из коры отдельных раз¬новидностей ив изготавливают лекарства. Употребляют ивовые ветви на корм ов¬цам, козам, кроликам. В безлесных мест¬ностях иву используют как строительный материал.Но, конечно, для корзиночников ее главная ценность состоит в том, что она как подручный материал для пле¬тения незаменима. И не только для пле¬тения корзин. Каких только нельзя пред¬метов домашнего обихода изготовить из ивового прута. Практически здесь нет никаких ограничений. Это и всевозмож¬ные хозяйственные корзинки, корзины-сундуки, корзины-чемоданы, колыбе¬ли, санки, абажуры, подсвечники-кан¬делябры, вазы, шкатулки, сумки, кашпо, сухарницы, конфетницы, подносы, декоративные тарелочки, всевозможные су¬вениры, рыболовные принадлежности и т.д.
Для плетения в принципе пригоден любой вид ив. Но наибольшее предпочте¬ние следует отдавать тем ивовым кустар¬никам, которые растут на песчаных бере¬гах рек, открытых и ветру и солнцу. Как правило, прутья этих ивовых кустарни¬ков не бывают очень длинными. За лето они вырастают на 100 — 120 см. Но зато они очень гибки, с малой побежалостью, прямолинейные, с небольшой сердцевиной. Для плетения применяют однолет¬ние и многолетние ивовые побеги. Иво¬вые прутья либо ошкуривают, либо остав¬ляют неошкуренными. Заготавливать ивовый прут можно в любое время года. Но обычно его заготавливают в основном весной, летом (в июле — августе), поздней осенью, ранней зимой. Летнюю заготовку производят тогда, когда нижние листья прутьев начинают желтеть, что свидетельствует о начале древеснения стебля (для средней полосы это обычно период конца июля — начала августа). Коли лето жаркое, стебли созревают быстрее. Поэ¬тому заготовку ивы делают пораньше. В дождливое лето — попозже. Для заготов¬ки лучше выбирать солнечные дни, так как в этом случае ошкуренные, или око¬ренные, прутья тут же можно подсушить.

Итак, для плетения пригодны стебли-прутья толщиной у корня до 15 мм, а так¬же ивовые палки 15 — 40 мм в диаметре. Желательно, чтобы ивовые прутья были прямыми, гибкими, с малой побежало¬стью, со здоровой древесиной, маленькой сердцевиной, однородной окраски, с глад¬кой поверхностью.
Рачительный корзинщик срезает прутья так, чтобы на пеньке оставались 2 — 3 почки для будущих побегов. Для за¬готовки ивового прута нужны соответст¬вующие инструменты. Это, во-первых, остро отточенный нож из хорошей стали (рис. 1), щемилка (рис. 2). Для дальней¬шей работы потребуются шаблон, колун¬ки, шофы, шмолы, изер, жамки, ножов¬ки, пилы, плоскогубцы, круглогубцы, бо-корезы, различные шилья, а также ножи разнообразной формы и предназначения (рис. 3,4,5,6,7).
Рассмотрим поподробнее предназначе¬ние инструментов. С помощью щемилки (рис. 2, а,б) металлической или деревян¬ной прутья ошкуривают, или окоряют. Работу эту лучше совершать в матерча¬тых перчатках. Прут зажимают где-то посередине щемилкой, которую держат в левой руке. Правой рукой прут тянут на себя. Затем то же самое повторяют со вто¬рой половиной прута. Благодаря колункам (рис. 2, в) прутья расщепляют на три или четыре части, которые называют шинками. Для этого прут необходимо надколоть ножом на три или четыре части, а затем, вставив в надрезы соответст¬вующий колунок, прут ведут на себя, получая шинки. В свою очередь, шинки можно строгать на ленты, используя либо специальные приспособления, напомина¬ющие шоф и шмол, либо используя по¬следние. При помощи шофа мы получаем ленты заданной толщины: 0,3 — 0,5 мм. Шмол используют для острожки лент по ширине. Жамки изготавливают из сталь¬ной пластины. Их используют для вы¬прямления или сгибания ивовых палок. В длину жамки от 25 до 40 см. Они имеют с одной стороны круглое отверстие (диаметр 3 — 5 см) для сгибания палок, а с другой прямоугольный вырез для надла-мывания палок (ширина выреза 2,5 — 5 см). Следует заметить, что в основном жамки используют при изготовлении плетеной мебели. Корзиночный нож (рис. 1, б) уни¬версален. Им и заготавливают прутья, об-резают последним концы, срезают сучки, строгают и т.д. Нож-горбач (рис. 1, а) ис¬пользуют при обрезке концов прутьев в самих изделиях. Садовый нож (рис. 1, в) в основном нам нужен при заготовке прутьев. Серповидным ножом (рис. 1, г) также нарезают прутья и палки, но более толстые.
Изер служит для сгущения плетения и выравнивания рядков в изделиях. Его де¬лают из конусообразной стальной пласти¬ны толщиной 3 — 5 мм. На конце он зато¬чен наподобие отвертки. Размеры изеров, как и жамок, по длине 20, 25, 30 см. Ши¬рина пластин у рукоятки 1,5; 1,8; 2 см, на конце — 0,6; 0,7; 0,8 см. Впрочем изеры, как и жамки, чаще требуются при изго¬товлении плетеной мебели. При плетении корзин необходимы еще шилья, жела¬тельно трех размеров (рис. 7). Понадо¬бятся нам еще деревянные клинья для крепления ручек к корзинам, рабочий та¬бурет с поднимающейся крышкой и с ящиком для инструментов, корыто дли¬ной до 2,5 м для вымачивания прутьев и палок, бак высотой до 2,5 м для проварки тех же прутьев и палок. Помимо всего прочего, корзиноплетелыцик использует в своей работе различные болванки, ра¬мы, шаблоны, приспособления. Напри¬мер, для овальных корзин потребуются обручи из ивовых палок (рис. 8,а). Для прямоугольных корзин — соответствую¬щая рама (рис. 8,6). Для плетения мусор¬ной корзины круглой и шестиугольной формы необходим соответствующий шаб¬лон (рис. 9,а). Для продуктовой корзинки используют шаблон овальной формы (рис. 9,6). Специальный разборный шаб¬лон (рис. 9,в) применяют, когда необхо¬димо сплести корзину, у которой верх шире низа. Универсальное приспособле¬ние (рис. 10) используют для плетения сферических изделий (ваза, абажур и т.п.). В этом приспособлении, заменяя вставки 1 и трубки 2, можно получить шаблон разных размеров.
Подготовка ивовых прутьев

Как мы уже говорили, ивовые прутья заготавливать можно в любое время года. Прутья, которые предназначены для око-рения, обычно заготавливают весной до озеленения и летом в конце июля во вре¬мя сокодвижения. Неокоренный прут за¬готавливают поздней осенью или в начале зимы, когда прутья голы, без листвы, приготовились к зимовке. Сортируют сре¬занные прутья по длине, толщине (помо¬гает шаблон — см. рис. 3), а также по ка¬честву. Прутья принято считать коротки¬ми, если их длина не превышает 100 см. По толщине у комля они должны быть 5 — 7 мм. Средние прутья равны соответст¬венно по длине 100 — 150 см, по толщине 8 — 10 мм. Длинные прутья имеют длину 150 — 200 см и более, толщину у комля — 15мм.
Окоренные прутья подсушивают, как правило, на солнце тут же при заготовке в течение 3 — 4 часов (рис. 2). Потом свя¬зывают в пучки и досушивают 2 — 3 дня. Неокоренные либо сразу пускают в дело, либо окоряют после варки в течение 30 — 60 минут (дольше варить нет смысла, так как древесина темнеет).
Соотношение размеров прутьев в за¬висимости от того, на что мы собираемся их использовать в изделии, примерно сле¬дующее. Для стояков (прутья, составляю¬щие каркас корзинок и прочих изделий) подбирают прутья с небольшой сердцеви¬ной, прямые, недлинные. Их подбирают такой длины, которая соответствовала бы высоте выбранной нами корзины, вазы и т.д., плюс припуск, загодя оставляемый на закрепление стояка в донышке или на обруче при заплетении ободка. Итак, диа¬метр стояка обычно в 2 раза больше диа¬метра прутьев, идущих на стенки, или почти равен им. Диаметр Обручевой пал¬ки в 2 — 2,5 раза толще диаметра стояка. Диаметр прута, идущего на ручку корзи¬ны, больше диаметра стояка в 1,5 — 2 ра¬за. Число стояков при сплошном плетении должно быть нечетным, при ажурном — четным. Расстояние между стояками дол¬жно быть равно примерно сумме 5 — 6 их диаметров. Длина стояка у круглой кор¬зины обычно составляет 1,5 диаметра са¬мой корзины плюс 12 см. Длина стояка у овальной корзины равна 1,5 ширины кор¬зины плюс ее длина. Обруч круглой кор¬зины по длине равен 3,14 ширины корзи¬ны плюс удвоенная разница между дли¬ной и шириной изделия, а также еще плюс 12 — 15 см. Длина прута, идущего на плетение стенки, обычно составляет 0,7 — 0,8 длины обруча. Длина самой ручки корзины обычно равна 3,14 радиуса ее плюс 15 см. Длина оплетки ручки превы¬шает длину самой ручки примерно в 2,5 раза.
Размеры эти примерные. На практике они могут быть другими. Но знание этих соотношений позволит лучше подгото¬виться к работе. Необходимый материал заготавливают заранее. Прутья в процес¬се работы должны быть гибкими (то есть они должны сгибаться на 180° не лома¬ясь). Если они сухие, то их замачивают.
Обычно корзины и другие крупные из¬делия делают из целых прутьев. Изделия мелкие плетут, как правило, из расщеп¬ленного прута (шин) или выструганной ленты.

Отбелка, окраска, обжиг, лакировка

Для того чтобы добиться окраски в бе¬лый однотонный цвет, а также для предо¬хранения от преждевременного гниения плетеные изделия отбеливают. Заметим, что естественная отбелка происходит с окоренными прутьями, которые подсуши¬вают на солнце. Искусственную отбелку осуществляют при помощи серы. Берут 60 г серы на 1 м . В специальный ящик или камеру помещают выплетенное изделие и жестяную банку с серой. Последнюю поджигают. Камеру плотно закрывают. Через 3 — 6 часов изделие отбелено. Мож-но также отбеливать парами серной кис¬лоты. В камеру на двое суток помещают из¬делие и открытый сосуд с серной кисло¬той.
Применяют для отбеливания специ¬альный раствор. Для его приготовления берут 1 часть хлорной извести, 15 частей воды, разбавленной 1 — 2%-ной серной кислотой.
Понятно, что все эти химреактивы не¬безвредны для здоровья человека. Поэто¬му при работе с ними нужны известная осторожность, а также резиновые перчат¬ки для предохранения рук.
Для окраски используют анилиновые красители. Предварительно, чтобы окра¬ска была более крепкой, устраняют дейст¬вие имеющихся в иве дубильных веществ. Для этого изделия погружают на корот¬кое время (10 — 15 минут) в раствор квас¬цов или поташа. Краску лучше раство¬рить в горячей воде (на 10 литров расхо¬дуют 3 — 4 пакетика необходимой кра¬ски). Необходимо также добавить на 10 л воды 2 — 3 столовые ложки уксуса. В окра¬шивающем растворе прутья или все изде¬лие целиком нужно выдержать 1 — 3 часа. Для прочности окраски вместо раствора квасцов и поташа приготавливают мыль¬ный раствор (расходуют 100 г мыла на 4 л горячей воды).
С давних времен для окраски плете¬ных изделий используют естественные растительные красители. Желтый цвет получают, приготавливая отвар вереска, багульника, березовых листьев, шафрана, шелухи лука. Для окраски в зеленый цвет готовят отвар из волчьих ягод и уксуса. Коричневый цвет дает отвар из веток ко¬ры черной ольхи или побегов и листьев крушины, а также волчьих ягод. Синий цвет дает отвар плауна. Отдельные дета¬ли плетеных изделий (особенно при про¬изводстве мебели) для придания послед¬ним красивого колорита подвергают крапчатому обжигу. Выжигают также це¬лые узоры. Крапчатый обжиг получают таким образом. Мастер в меру своего ху¬дожественного вкуса обрызгивают поверх¬ность палок и пластин раствором глины. Затем изделие обжигают на горелке. По¬том глину сбивают. Узоры предваритель¬но рисуют карандашом. Затем выжигают рисунок узора раскаленным железным прутом.
Для предохранения плетеных изде¬лий, а также для того, чтобы придать им характерную блестящую отделку, их ла¬кируют. Для этого используют мебельные нитроцеллюлозные лаки НЦ-218, НЦ-222, НЦ-223, НЦ-224. Эти лаки быстро сохнут (в течение часа), делают поверх¬ность прозрачной и блестящей. Следует заметить, что эти лаки не очень водостой¬ки. Поэтому их целесообразно применять для изделий, преимущественно храня¬щихся в помещениях. Хорошую водостой¬кость дают лаки полиэфирные беспара-финовые ПЭ-232, ПЭ-247, ПЭ-250.
Многие плетельщики отдают предпоч¬тение естественности, поэтому лаками и красителями стараются не пользоваться. Впрочем, как и в любом произведении ис¬кусства, говоря словами нашего великого поэта А.С.Пушкина, важны соразмер¬ность и сообразность. А последние подска¬зать мастеру могут его чутье, интуиция, наконец, талант.

Виды плетения

Прежде чем приступить к плетению корзин или каких-либо других ивовых из¬делий, познакомимся с несколькими ос¬новными видами плетения.
Первый вид плетения самый распрост¬раненный. Это так называемое простое плетение (рис. 11). Его осуществляют ли¬бо одним прутом (рис. 11 ,а), ведя послед¬ний по пологой спирали, огибая поочеред¬но стояки, либо двумя, которые в гори¬зонтальной плоскости располагаются один над другим, огибая также поочеред¬но стояки спереди и сзади (рис. 11,6). Этим способом выплетают в основном стенки изделий. В замкнутых необъем¬ных фигурах прут наслаивают кругооб¬разно, ведут его слева направо, вокруг по¬следней стойки делают поворот и плетут в противоположном направлении. В изделиях, в которых плетение простым спосо¬бом ведут по периметру (например, в овальных или круглых корзинках), число стояков должно быть нечетным. Лишь при нечетном количестве стояков прут, описав весь периметр, выйдет к начально¬му стояку с противоположной стороны. При продолжении плетения каждый сто¬як будет схвачен с двух сторон, что фик-сирует конструкцию, делает ее прочной. Одного прута при плетении, естественно, не хватает. Возникает необходимость его срастить со следующим прутом. Сращи¬вать необходимо комель к комельку или вершинку к вершинке, то есть концы сра¬щиваемых прутьев по диаметру должны быть одинаковыми. Лишь в этом случае изделие будет и прочным и красивым. При сращивании концы прутьев оставля¬ют на нерабочей нелицевой поверхности изделия (у декоративных изделий, корзи¬нок это, как правило, внутренняя сторо¬на). Существуют в основном два способа сращивания прутьев. При первом способе прутья 1 и 2 заводят за один общий стояк. Эти прутья удобнее обрезать (рис. 12,а). Можно обрезание выступающих на 10 — 15 мм концов совершить после заплетки 1 — 2 последующих рядов. При втором способе сращивания прутья зачищают по косой на расстояние, указанное на рисун¬ке 12,6. Этот способ сращивания сложнее, но зато плетение будет получаться более чистым и красивым.
Простое плетение двумя концами ря¬довое (рис. 11 ,б) применяют, когда у нас количество стояков четное.
Плетение веревочки. Веревочкой пле¬сти можно при наличии как минимум двух прутьев (рис. 13). Два прута закла¬дываем за соседние стояки (рис. 13,а). За¬тем прутом 1 обводим спереди стояк 2 и сзади стояк 3. Этот прут 1 выводим между стояками 3 и 4 (рис. 13,6). Прутом 2 обво¬дим спереди стояк 3 и сзади стояк 4. Этот прут также выводим наружу, но уже между стояками 4 и следующим 5. При этом сами прутья 1 и 2 перевиваются между собою (рис. 13,в) наподобие вере¬вочки, крепко охватывая каждый стояк. Обычно веревочку применяют в начале плетения, когда за один проход необходи¬мо зафиксировать стояки в нужном поло¬жении. Применяют этот способ также в том случае, когда один вид плетения тре¬буется отделить от другого. При плетении веревочкой необходимо следить за тем, чтобы прутья 1 и 2 в диаметре были оди¬наковыми, жесткость обвивки их вокруг стояков также должна быть ровной. При сращивании застругивать прутья следует на длину не одного шага, а двух. Помимо этого, прутья сращивают не на одном сто¬яке, а с отступом на 1 — 2 шага.
Сплетенные рядом две веревочки, но в разных, противоположных направлени¬ях, образуют так называемую елочку (рис. 14).
Плетение веревочки в три прута ис¬пользуют также при начале плетения, в том случае, когда один вид плетения не¬обходимо отделить от другого и, наконец, когда заканчивают плетение. Порою этим способом плетут все изделие при желании получить отменно красивую вещь (прав¬да, вес и расход прутьев в этом случае увеличивается в 1,5 раза). Рассмотрим этот способ плетения подробнее (рис. 15). За три соседних стояка закладывают три прута (рис. 15,а). Первым прутом огиба¬ют спереди 2 и 3 стояки, 4 стояк огибают сзади. Первый прут выводят наружу меж¬ду 4 и 5 стояками. Обратите внимание: второй и третий прутья остаются под пер¬вым прутом (рис. 15,6). Второй прут по¬вторяет ту же операцию. Им спереди об¬ходят 3 и 4 стояки, а сзади 5 стояк. Выво¬дят его наружу между 5 и 6 стояками (рис. 15,в). В свою очередь, этот прут ос¬тавляет под собой прутья 3 и 1. Третьим прутом обходят спереди стояки 4 и 5 и сзади 6 стояк. Выводят его наружу между 6 и 7 стояками. Опять предыдущие прутья (в данном случае 1 и 2) третий прут при маневрировании между стояками остав¬ляет под собою (рис. 15, г).
«Елочку» можно получить двумя вере¬вочками в три прута, сплетенными на¬встречу друг другу-
Существует еще плетение веревочки в четыре прута и в пять прутьев (рис. 16,а,б). Четырьмя прутьями веревоч¬ку можно плести двумя способами. При первом способе каждым прутом спе¬реди огибают три стояка, а сзади один. При втором способе (рис. 16,а) каждый прут огибает два стояка спереди и два сзади. В этом случае плетение как снару¬жи, так и изнутри будет выглядеть одина¬ково.
Как плести веревочку из пяти прутьев, видно из рисунка 16,6.
Плетение в шашку. Со стороны это плетение имеет вид кирпичной кладки. Плетение ведут полосами простым спосо¬бом, обходя каждым прутом последова¬тельно по два стояка спереди и сзади. Когда прутья первой полосы образуют шашки достаточной высоты, начинают плести вторую полосу. Прутья этой вто¬рой полосы, начиная с первого рядка, за¬кладывают между стояками, находивши¬мися в первой полосе в одной шашке. Да¬лее плетут также, обходя по два стояка спереди и сзади. Только теперь в одну шашку будут вплетены два стояка, кото¬рые в предыдущей полосе находятся в смежных шашках-ячейках. И наоборот — будут разъединены два стояка, находив¬шиеся в предыдущей полосе в одной ячей¬ке. Третью полосу плетут точно так же, как первую. А четвертую — как вторую и т.д.
Плетение в шахматку. По сути, это тоже плетение в шашку, так как плетение ведут полосами. Но разница состоит в том, что квадраты или кирпичики выпле¬тают из прутьев разного цвета. И еще: плетение все время ведут через два сто¬яка, не разъединяя стояки при переходе от одной полосы к другой. Как плести в шахматку, этим старинным видом плете¬ния, предельно наглядно показано на ри¬сунке 17.
Плетение полотнища из лент. Огово¬римся, полотнища из лент потребны глав¬ным образом при производстве плетеной мебели, например крышки стола. Употре¬бимы эти полотнища при плетении пря¬моугольных подносов, сухарниц и т.п. При плетении корзинок из ленты, шинок, пластин (половина прута) пользуются те¬ми же плетениями, применимыми и для цельного ивового прута. О плетении по¬лотнища из лент мы коротко расскажем в данной статье исключительно ради того, чтобы читатель имел полное представле¬ние о существующих видах плетения. Итак, на какой-либо замкнутой поверх¬ности, например на крышке стола, рас-кладывают в ряд ленты. Они послужат осно¬вой. Концы лент с одной стороны прикреп¬ляют к крышке стола. Теперь в эту основу поперек вплетают ленты. Плетя через од¬ну ленту, получим простой рисунок по¬лотна. Если же плести через две ленты, а две стянутые ленты первого ряда во вто¬ром разъединять, получим рисунок «пар-кетиком». Порядок закладывания лент в основу можно видоизменять, делать раз¬нообразным. В результате можно плести полотнище в виде ковровых дорожек