Табачная стилистика
Просматривая журналистские материалы моего знакомого бразильского корреспондента Алтину Машаду, я наткнулся на старинную притчу индейцев Амазонии *кабоклу* о табаке, который издавна имел среди народов данного региона магическое и религиозное значение.
Древнее предание рассказывало о том, что во времена прихода европейцев на континент, названный впоследствии Америкой, один белый миссионер увидел индейца, идущего по берегу реки. Местный индеец-кабоклу нёс в руках вязку сахарного тростника и несколько листков табака. Голова его была обрамлена золотыми украшениями. Белый нацелил своё ружье и выстрелил в индейца, чтобы завладеть его скарбом. Но, прежде чем умереть, кабоклу успел бросить проклятие в адрес белого миссионера. Посмотрев на своего убийцу, он произнёс : - Сахарный тростник, который услащал мой рот, сделает так, что у тебя выпадут зубы; табак, который меня лечил и давал силы для переходов, принесет болезни в твои внутренности и твою грудь; золото, которое украшало мою голову, сведёт тебя с ума!». Так и повелось с тех пор…
Табак всегда и во все времена был культурой политической и элитарной. Так, за более чем 5000-летнюю историю своего существования и возделывания в самой Южной Америке, общедоступным табак для курения для широких слоёв местного населения стал не более 200 лет назад. Издавна курение табака было привилегией высших слоёв общества и шаманов, которые посредством *пития* табачного дыма находили общий язык с духами. В эпоху рыночной экономики и коммерциализации всех сторон жизни табак стал суперприбыльным товаром.
В данной связи, резко контрастируют запреты на курение в общественных местах и порой доходящая до абсурда антитабачная компания с той прибыльностью, которую имеют транснациональные табачные корпорации, что на фоне всего происходящего, наряду с уничтожением табачной отрасли в каждой конкретной стране, выглядит как профанация и подмена понятия о вреде и пользе не самого табакокурения, а культуры табака, как таковой. В этом плане, примечателен, найденный мной иск Бразильского профсоюза фермеров-табаководов к известной мировой табачной корпорации, предъявленный в местный суд. По статистической информации, приведенной в иске, 6-ти часовой заработок ведущего менеджера данной корпорации равнялся годовому доходу рядового бразильского фермера.
Наряду с этим, данная работа не преследует целью ни рекламу табака, не затрагивает интересы самих табакопроизводителей, равно как и не имеет и прямых коммерческих целей. Табачная тема возникла в моём сознании после того, как при обследовании в очередной раз ассортимента табачного киоска я понял, что разницы в фабричных сигаретах практически нет никакой. Разница состоит только в яркости рекламы и цене, которая не отражает качество товара, а при современном развитии технологий по соусированию и ферментации товар похожий на табак можно произвести и из табачного ствола путем высокотемпературной вытяжки, так и из любого ароматизированного псевдотабачного органического сырья.
В данной связи, я ввожу понятие табачной стилистики, как элемента самовыражения, как интересного хобби и возможности самореализации каждого конкретного любителя табака. Выбор табачной смеси, способа курения и самой культуры курения также актуален, как и актуальная стилизация личности путем выбора своего гардероба, подбора галстука или костюма.
Не каждый может себе позволить курить дорогие табаки и сигары, не может позволить себе дорогие бриаровские трубки, но усердие и творчество доступно любому и каждому при определенном уровне сноровки и упорства в освоении темы выращивания табака и компановки табачных купажей под свою натуру и вкус для курения табака в зависимости от настроения, от времени года и состояния души.
КЛАССИФИКАЦИЯ
Для выращивания, конечно, можно использовать любые семена табака, которые на многочисленных коммерческих сайтах проходят под названием *табак курительный*, хотя для меня это название не говорит ничего и не даёт понятие о характеристиках предлагаемого товара. Также, много путаницы и ошибочных выдержек при описании коммерческих табаков классов Кентукки, Берлея и тёмных американских сортов. Всё более-менее понятно с классификацией отечественных табаков, достаточно хорошо описанных в книге Сергеева * О выращивании табака в домашних условиях *. Но, подразделение сортов на скелетные, скелетно-ароматические и ароматические трудно применимо к классификации промышленных сортов, так сказать, мирового общепринятого уровня.
Табак – культура благородная и достойна, чтобы к ней обращались по Имени-Отчеству. У каждого табака есть свои фенотипные характеристики, которые влияют на многие факторы, начиная от выращивания и агро-технических характеристик, и, заканчивая способом сушки и ферментации. Так, например, слишком разреженные посадки ароматических табаков уже на стадии роста в поле влияют на качество ароматического сырья, а сильно стеснённые посадки широколистных сортов не дают ожидаемого выхода по производительности и делают лист более плотным.
Для поиска и прояснения темы табака пришлось потратить немало времени и черпать информацию из различных иностранных источников. В своей работе я использовал информацию о производстве табака в Аргентине, Испании, Бразилии, Колумбии, Венесуэле и США. Особую благодарность хотелось бы выразить коммерческому директору компании ПрофиГен-Бразил Вилсону Аренду за предоставленные семена и американскому фермеру-табаководу и просто хорошему человеку Дагу за описание и разъяснения по сути выращивания и использовании тёмных американских сортов табака.
Для лучшего понимания больше подходит американская классификация, хотя она и несколько сложнее. Первое, на что хотелось бы обратить внимание, так это на само определение светлых и темных табаков, что достаточно путано и противоречиво выглядит в описании отечественных коммерсантов. Отнесение к тому или иному подвиду по цвету листа в американской классификации сводится к расцветке самого нижнего яруса табачных листьев на растущем стволе, так как в процессе сушки и ферментации(старения) лист может приобретать самые различные оттенки, но саму коммерческую и специфическую ценность того или иного сорта определяют по цвету *живого листа*. Данный вопрос более подробно будет описан в разделе *Тёмный американский табак*.
Встречая различные обозначения табаков, не нужно пугаться мудрёных аббревиатур, так как многие промышленные сорта выведены определенными институтами табака, или компаниями, которые и определили и вкладывали конкретные фенотипные характеристики в тот, или иной сорт в зависимости от потребности рынка и заказчика. Вот основные из них : Virginia – PVH ( ProfiGen Virginia Hibrid), K149, K326, Coker 282, McNair 944, NC( North Carolina)82; Burley – NC(North Carolina)3 Hybrid, TN(Tennesse)90, KY( Kentucky)907; Maryland 609 – MD609.
В США основная классификация происходит по типам табака ( светлые и темные ) и по типу сушки ( теневая, солнечная, паровая ). К основным типам табака относятся сорта Binder, Wrapper и Cigar Filler, а также Burley, Dark, Flue ( класс Вирджиния светлых сортов ), Maryland, One Sucker, Oriental, Rustica.
Табаки типа Берлей, как правило, относятся к светлым табакам, за исключением промышленного сорта KY907. К данному типу отнесены и другие сорта класса Кентукки KY14, KY10, KY17, KY15 и многие гибридные сорта класса *NC* и семенные сорта TN86 и TN90. Некоторые сорта Берлея носят имя своего разработчика, как например, Warner или Kelly Brownleaf.
К ориентальным ( восточным ) ароматическим табакам отнесены турецкие сорта Bafra, Basma, Balikesir, Celikhan, Izmir-Ozbas, Smyrna, иранский сорт Sherazi и американский Perique и другие.
Табаки типа Flue традиционно включают в себя светлые сорта класса Вирджиния. При этом, классификация относится, опять же, не району произрастания( то есть штат Вирджиния в США), а к типу табака – светлому паровой сушки, хотя данные табаки достойно выдерживаются и сушатся и в тени под навесом.
Табаки типа Maryland и One Sucker будут рассмотрены позднее, так как относятся к табакам специальной группы вспомогательных табаков, которые более интересны для составления трубочных смесей.
Табаки типа Rustica относятся к классу креольских(местных) табаков, и, необязательно означают махорку в нашем понимании. Многие производители семян специально выводят рустированные сорта Берлея и Вирджинии, способные давать промышленные урожаи в неблагоприятных почвенно-климатических условиях. Некоторые сорта табака вполне реально выращивать и на солончаковых, и на песчаных грунтах с нулевым содержанием чернозёмов. Многие сорта Рустики – махорки относятся к техническим культурам и выращиваются, в основном, для производства лимонной кислоты. Креольские сорта Рустики в странах Латинской Америки являются обычным курительным или ритуальным табаком с различным содержанием никотина в зависимости от способа выращивания и уборки. К данному типу относится и Виргинский табак, широко распространённый в Бразилии и странах бассейна Амазонии, используемый местным населением для производства *fumo-de-corda* - специально ферментированного и ароматизированного скрученного в канат табака.
Данная классификация для меня, в частности, позволяет определиться с выбором семян под посадку для подбора табачной стилистики ( мешки) после сушки и ферментации табачного листа. Само понятие ферментации означает ни много, ни мало процесс старения табачного листа, в результате которого, табачный лист и становится тем продуктом, который и становится пригодным к курению. В латино-американских странах этот процесс носит название *cura*, что в прямом переводе означает – лечение, или выдержка, как выдерживается и вино по аналогии, когда в процессе брожения происходят определенные химические трансформации, позволяющие получить продукт надлежащего качества и вкусовых характеристик.
Огромное спасибо,за статью. Сразу сложилась более- менее ясная картина в отличии от распространенной в сети путаницы. Особенно рад за "рустиков" всегда считал ,что пренебрежение к махорке наиграно по причине незнания предмета.
Не нужно воспринимать всё буквально. Жизь намного шире , чем она видится. В этом году вырастил два урожая табака и растёт третий, но нет уже возможности собирать. Табак классный и с ним нужно разговаривать, как с человеком.
Всем удачи и терпения.
Сергей