ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ

Вы здесь

Аватар пользователя Радомир

(ВЕЛИКИЙ ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ)
— Святодень, посвящённый
Велесу Сивому Яру (Велесу
Зимнему). О сию пору Велес
«сшибает рог Зиме», в
деревнях празднуют Коровий
праздник (ибо Велес не
только Бог Мудрости, но ещё
и Скотий Бог — Владыка
всякого живота), творят
обереги на скот и двор,
просят у Велеса
покровительства да защиты,
а скоту да добру всякому —
приплоду. Вещие волхвы,
вдохновенные сказители,
буйные скоморохи чтут
Велеса — Премудрого Бога,
своего Вышнего
Покровителя — особо:
волхованиями да
прорицаниями,
воспеваниями да
славлениями, а паче того —
обретаемыми в радениях
Духовными прозрениями... В
пору двоеверия на Руси 11
лютеня/февраля отмечали
день святого Власия —
покровителя скота,
«Коровьего Бога».
О сём в народе говорили:
«Власьев день — Коровий
праздник», «Власий —
сшиби рог с Зимы», «У
Власия и борода в масле
[1]». Сразу после Власия
начинались суровые
Власьевские морозы.
Вскоре после Власия
отмечали Онисима
Зимобора (Онисима Овчара)
— 15 лютеня/февраля. В
этот день «зиме время
вспять поворотить»; ночью
«окликали» звёзды, чтобы
овцы лучше ягнились, а
поутру бабы «зорнили
пряжу» — выставляли
первый моток пряжи «на
зорю», дабы вся пряжа
(равно как и судьба, которую
«прядёт» Богиня Макошь)
была бела, чиста и крепка.
[1] Масло (равно как и
молоко) издревле входило в
требы, приносимые Велесу.
Велесовы дни месяца
лютеня/февраля
1. Месяц лютень —
Кологодный удел Велеса
В Лета Вращении месяцу
лютеню (февралю)
покровительствует Велес —
Вещий Бог. О сию пору
выделяют два Велесова
Святодня:
1. Большой (Великий)
Велесов день — 11 лютеня;
2. Предшествующий ему
Малый Велесов день — 3
лютеня.
Также Велесу посвящены
семь дней — вторые
Велесовы, или Волчьи,
Святки (Малые Зимние
Святки[1]) — между Велесом
Малым (3 лютеня) и
Велесом Великим (11
лютеня):
3 лютеня — Велес Велес
Волчий Сват (или Велес
Сбруйник),
4 лютеня — Велес
Студёный,
5 лютеня — Велес Корович
(или Велес Коровятник),
6 лютеня — Велес Телятник,
7 лютеня — Велес Лукавый,
8 лютеня — Велес
Серповидец,
9 лютеня — Велес Житный
Дед,
10 лютеня — Велес
Зимобор,
11 лютеня — Велес сшиби
рог с Зимы.
Вскоре после них
празднуются:
15 лютеня — Велес Овчар,
16 лютеня — Ярило-с-
Вилами и Именины
Кикиморы (Марин день).
2. Празднование
Велесовых дней в эпоху
двоеверия
В эпоху двоеверия на Руси
отмечали:
3 лютеня — Симеон и Анна,
а тако же Малый Власий
(«Семён с Анной сбрую
починяют», «Власий коней
седлает») — по поверьям,
на Власия Домовой
«заезжает» лошадей, и
чтобы этого не допустить, на
ночь к лошади привязывали
кнут, рукавицы и онучи;
4 лютеня — Никола
Студёный[2] («На Студёного
Николу снегу навалит гору»,
«Никола Студный — Волчий
Сват, маковый закат») —
время «звериных свадеб»;
5 лютеня — Агафья
Коровятница («На Агафью
Коровья Смерть по сёлам
ходит»[3]) — в деревнях
творили обереги на скот;
6 лютеня — Вукол Телятник
(«На Вукола телятся жуколы
[4]»);
7 лютеня — святой Лука
(«Пришёл Лука — пеки
пороги с луком») — луковым
духом отгоняли болезни и
всякую нечисть;
8 лютеня — Захарий
Серповидец («На Захария
Серповидца гляди серпы на
лето», «Захарию Серповидцу
молятся бабы-жницы»);
9 лютеня — Никифоры-
Панкраты («Пришёл
Панкрат — хлебом не
богат», «На Панкрата Зима
убегает тёмными ночами»,
«На Никифора лапти
плетут»);
10 лютеня — Прохор («На
Прохора Зима заохала»,
«Пришли Прохор да Влас —
никак, скоро весна у нас»).
11 лютеня — день святого
Власия — покровителя скота
(«Власьев день — коровий
праздник», «Власий —
сшиби рог с Зимы», «У
Власия борода в масле»).
Сразу после Власия
начинались суровые
Власьевские морозы.
Вскоре — 15 лютеня —
отмечали Онисима
Зимобора, или Онисима
Овчара — покровителя овец
(«На Онисима Овчарника
Зима становится безрогой»,
«На Онисима Зимобора —
Зиме время вспять
поворотить»).
16 лютеня — отмечали
Маремьяну Праведную, или
Меремьяну-Кикимору, как её
называли в народе. В этот
день особливыми
подношениями старались
задобрить Кикимору, чтобы
она не путала пряжу и не
проказила по ночам. Тако
же в народе говорили: «На
Маремьяну Ярило — с
вилами». Ибо, по поверьям,
о сию пору Младой Ярило —
Сын Велесов — «воздевает
Зиму на вилы».
3. Празднование
Велесовых дней в
современном Родноверии
Большой Велесов день —
11 лютеня — широко
празднуется большинством
современных
Родноверческих Общин. Это
один из наиболее значимых
Святодней в году, и о нём
уже написано немало.
Подробнее об Уряде
празднования Велесова дня
— см., напр., наши: «Коло
года», «Велесов день»,
«Славление Велеса»[5] и
др. Малый Велесов день — 3
лютеня — празднуется
более узко и
преимущественно теми
Общинами, которые
почитают Вещего Бога своим
Вышним Покровителем.
Каждый человек, чтящий
обычаи Предков и живущий
по Родовому Искону,
предстоя пред Велесом во
Святодень Его, может в
первую очередь обращаться
к тому Лику Вещего Владыки,
который наиболее
соответствует складу его
души. Так, например, для
людей, живущих
преимущественно плотскими
интересами (Труженическое
Сословие), Велес — Скотий
Бог — является, прежде
всего, Владыкой Живой
Природы, а также
Покровителем животного
(«скотьего») начала в самом
человеке, связанным с
физическим выживанием,
продлением своего Рода и
т.п. Для тех «деловых»
людей, жизненные интересы
которых сосредоточены
преимущественно на
обретении богатства и
мирской выгоде (Купеческое
Сословие), — Велес
является, прежде всего,
Богом-Подателем богатства,
Покровителем торговли,
выгодных сделок и т.п. Как
писал один из крупнейших
исследователей
Славянского Язычества и
культуры Древней Руси
академик Б.А. Рыбаков:
«Вплоть до средневековья
слово "скот" означало не
только домашних животных,
но и имущество, деньги,
богатство. Слово
"скотолюбие" означало
"корыстолюбие"; "скотник"
— финансовый чиновник,
стоящий между посадником
и старостой; "скотница" —
казна»[6].
Для тех, в чьей жизни
главными целями является
не материальная выгода, а
Честь и Слава (Воинское
Сословие), — Велес
является, прежде всего,
Грозным Разрушителем
Препятствий (Велес —
Третий Лик в Великом
Сварожьем Триглаве,
объединяющем Сварога-
Творца, Перуна-Охранителя
и Велеса-Разрушителя всего
сущего), Могучим Богом, с
Чьим Именем связаны
такие понятия, как Воля,
Власть, Величие и т.п. И,
наконец, для тех, в чьей
жизни Духовные цели
главенствуют над всеми
остальными (Жреческое
Сословие), — Велес
является, прежде всего,
Духовным Началом (как во
Всемирьи, так и внутри
самого человека),
владычествующим над
животной («скотьей»)
природой, Вещим
Наставником, ведущим
следующих Его Стезями по
Духовному Пути
Самопознания...
Слава Роду! [2005–2009]
[1] Первыми Велесовыми
Святками (Большими
Зимними Святками)
называются двенадцать
дней (точнее, вечеров)
начиная с кануна Коляды и
до Водокреса (6 сеченя/
января), не считая дня
празднования Коляды (25
стуженя/декабря-месяца).
[2] В эпоху двоеверия
большинство черт Велеса
было перенесено на образ
самого почитаемого на Руси
святого — Николая
Угодника. Скотьи же
функции Велеса «принял»
на себя святой Власий.
[3] Так, например, в
селениях Нижегородской
губернии бытовало поверье,
что на Агафью ходит по
сёлам Коровья Смерть в
виде старой женщины с
руками, как грабли, и морит
скот.
[4] В.И. Даль в своём
«Толковом словаре живого
великорусского языка»
пишет следующее: «Жукола,
жуколка — чёрная корова.
На свят. Вукола (6 февр.)
телятся жуколы». Цит. по
изд.: Толковый словарь
живого великорусского
языка Владимира Даля. 3-е,
испр. и знач. доп. изд. под
редакцией проф. И.А.
Бодуэна де Куртенэ. Т. 1. —
С-Пб., М.: Изд. товарищества
М.О. Вольф, 1903. С. 1366.
[5] Влх. Велеслав. Книга
Велесовых Радений.
Духовные практики и обряды
Русско-Славянского
Родноверия. — М.:
«Велигор», 2008. С. 235-269,
345-350, 761-767.
[6] Рыбаков Б.А. Язычество
древних славян. — М.:
«Наука», 1981. С. 425.
Велесов день
Велесе зимний во шкуре
сивой, Со турьим рогом, с
белой дорогой, Храни во
поле, храни во боре, Отведи
горе, а дажди доли, Во Ночи
Года — оберег Роду! Гой,
Вещий Сиве! Гой, Пастырь
зиме! Велесу — слава! Гой!
ВЕЛЕС СИВЫЙ — ЗИМНИЙ.
Отмечается 11 лютеня/
февраля-месяца.
Во Святодень сей, по
поверьям, Велес сшибает
один рог Зиме, творит оберег
скоту — гонит Коровью
Смерть и даёт силу людям
пережить грядущие
Велесовы (Власьевские[1])
морозы (как правило,
весьма и весьма суровые),
после коих зима заметно
идёт на отступ. В народе об
эту пору примечают: если
вместе с Велесовым днём
наступает оттепель, то весна
ожидается тёплая; если же
нет, то Морена-Зима ещё
долго будет крепка во праве
своём...

Раздел: