Вы здесь

Федеральный закон об органическом сельском хозяйстве - обсуждаем каким он должен быть

Перейти к полной версии/Вернуться
12 сообщений
: Екатеринбург
13.08.2008 - 20:46
: 19921

Приглашаем всех к обсуждению проекта федерального закона «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации». Ниже по тексту выложены в файлах комментарии и предложения экспертного сообщества, которые поступили в адрес Союза органического земледелия.

Предложения продолжают приниматься по электронной почте Союза органического земледелия: 9099905209@mail.ru


: Екатеринбург
13.08.2008 - 20:46
: 19921

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я детально ознакомилась с проектом Закона и хочу отметить его важность и своевременность. Мы долго ждали этого и надеемся, что принятие Закона поможет многим сторонникам развития экологического производства воплотить в жизнь давно зародившиеся мечты и планы.

Мне довелось проходить обучение этомy направлению в западноевропейских странах и США, а также поработать в регионе, поэтомy давно yже сложилось представление о том, как это может быть в России.

Работая над текстом, я постаралась использовать свои опыт и знания и отметить положения, которые, на мой взгляд, вызывают некоторые сомнения и заслуживают наибольшего внимания.

Прежде чем остановиться на своих предложениях, позвольте мне отметить некоторые теоретические положения, лежащие в основе экологического производства, которые, как мне кажется, нельзя не учитывать при разработке данного Закона.

Органическое производство сельскохозяйственной продукции - это одна из нескольких систем ведения экологического сельского хозяйства (биодинамическая, органо-биологическая и интегрированная), которые развиваются уже много лет в европейских странах и США. В основе всех этих систем лежат принципы биологизации и экологизации сельскохозяйственного производства, на основании которых разработаны альтернативные технологии производства и переработки продукции и экологические методы хозяйствования.

Экологические методы хозяйствования представляют собой систему мер, обеспечивающих максимальное вовлечение в технологический процесс биологических факторов производства с учетом экологического состояния земельных ресурсов, и направлены на улучшение качества продукции и окружающей среды.

В своих работах мы придерживаемся следующего определения. Экологическое сельское хозяйство – это качественно новая система хозяйствования, предполагающая создание условий для обеспечения взаимосвязи экологических и экономических процессов в сельском хозяйстве с целью повышения конкурентоспособности продукции, устойчивого развития сельскохозяйственного производства при минимальном использовании техногенных и активизации биологических факторов в производственных процессах, эффективном использовании материальных и трудовых ресурсов сельской местности. Это одно из направлений диверсификации экономики села и расширения источников формирования доходов у сельского населения, обеспечивающее устойчивое развитие эколого-экономической системы отдельного сельскохозяйственного предприятия и региона в целом. Именно эти задачи должен помогать решать закон.

Известно, что ведение каждой из систем экологического сельского хозяйства, в т.ч. органической, основано на требованиях стандартов, отражающих особенности технологий производства и переработки продукции. Именно эти требования определяют необходимость законодательного закрепления понятий, четко отражающих эти особенности.

Учитывая эти положения, предлагаю следующие изменения в определениях основных понятий (статья 2):

1 органическое сельское хозяйство – это система ведения сельского хозяйства, основанная на принципах экологизацции производства, направленная на сохранение благоприятного экологического состояния всех основных компонентов агроландшафта и обеспечение его устойчивого развития.

2 производство органической продукции - это производство высококачественной, безопасной, физиологически полноценной продукции, основанное на исключении средств химизации из технологического процесса, организация которого осуществляется в строгом соответствии с требованиями стандартов в области органического сельского хозяйства и представляющее совокупность видов деятельности по выращиванию, сбору и переработке продукции;

3.органическое сырье – это сырье растительного и животного происхождения, полученное в результате производства, соответствующего стандартам органического производства без применения средств химизации или из дикорастущих растений.

4.органическая продукция - продукция, предназначенная для употребления человеком в пищу, использования в качестве корма для животных, посадочного и посевного материала, произведенная в соответствии с требованиями стандартов (предварительных или национальных стандартов по производству органической сельскохозяйственной продукции) российской системы сертификации органической продукции.

5 органические пищевые продукты - пищевые продукты, произведенные в соответствии с требованиями стандартов в области производства органической продукции, содержащие в своем составе не менее 95 % пищевых ингредиентов органического происхождения от массы всех ингредиентов (за исключением пищевой соли и воды);

6) переходный период от традиционного сельскохозяйственного производства к органическому ведению сельского хозяйства (период конверсии) – определенный промежуток времени, в ходе которого происходит постепенное освоение технологи производства и переработки органической продукции (сырья) и организация производства в соответствии с требованиями стандартами;

7) производитель органической продукции – физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство органической продукции в соответствии с требованиями стандартов органического производства и сертифицированное в российской системе органической сертификации

Некоторые положения следующих статей также требуют уточнения

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о производстве органической продукции и международные договоры

1.​ Законодательство Российской Федерации о производстве органической продукции основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации в области производства органической продукции, и состоит из настоящего Федерального закона, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Международные договоры предполагают сертификацию по стандартам той страны, с которой заключается договор или это должны быть промежуточные стандарты?

В тексте закона ничего не говорится о международных стандартах

Статья 4. Основные направления государственной политики в области производства органической продукции

Государственная политика в области производства органической продукции направлена на создание благоприятных условий для:

1) увеличения экспорта органической продукции;

2) развития внутреннего рынка органической продукции и удовлетворения потребностей населения Российской Федерации в органической продукции;

3) внедрения экономического стимулирования производства и реализации органической продукции, а также других мероприятий, направленных на повышение качества продукции

На мой взгляд, основные направления государственной политики в области производства органической продукции должны формироваться исходя из целей экологического сельского хозяйства - повышение эффективности функционирования предприятий за счет специализации их на производстве органической продукции; формирование рынка отечественной высококачественной продукции; создание условий для воспроизводства почвенного плодородия и рационального использования земельных ресурсов; обеспечение устойчивого развития сельскохозяйственного производства и сельских территорий. Экспортные возможности, конечно, имеют большое значение для увеличения доходов предприятий и отрасли в целом, но, как мне кажется, они не должны быть приоритетным направлением в государственной политике и стоять первым пунктом в статье 4.

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере производства и оборота органической продукции

1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере производства и оборота органической продукции относятся:

1) разработка и реализация государственной политики и международное сотрудничество в сфере производства и оборота органической продукции;

2) принятие государственных и федеральных программ в сфере производства и оборота органической продукции и обеспечение их реализации;

3) обеспечение федерального государственного надзора (контроля) за производством и оборотом органической продукции;

4) регистрация производителей и переработчиков органической продукции;

5) регистрация органической продукции;

6) содействие продвижению органической продукции на мировой рынок.

2. В порядке реализации полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, и в целях реализации настоящего Федерального закона Правительство Российской Федерации:

1) определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства органической продукции, и устанавливает порядок проведения этими органами государственного контроля (надзора);

2) устанавливает порядок и условия государственной поддержки производства органической продукции;

3) устанавливает до принятия международного правового акта, принимаемого на основании международных соглашений Российской Федерации и регламентирующего производство органической продукции, обязательные требования к производству органической продукции на территории Российской Федерации;

4) устанавливает порядок и условия регистрации производителей органической продукции;

5) устанавливает порядок и условия регистрации органической продукции;

6) устанавливает порядок использования материалов, веществ и продуктов при производстве органической продукции.

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере производства и оборота органической продукции

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере производства и оборота органической продукции относятся:

1) принятие государственных программ субъектов Российской Федерации в сфере производства и оборота органической продукции;

2) содействие продвижению органической продукции.

Различные почвенно-климатические условия регионов России определяют специализацию и производственное направления деятельности предприятий, а также специфику технологий производства сельскохозяйственной продукции, поэтому наряду с национальными необходима разработка региональных стандартов производства органической продукции с учетом конкретных агроландшафтов. Эту функцию могут выполнять и yже выполняют организации или союзы по развитию экологического сельского хозяйства, которые созданы или создаются в регионах. Поэтому, мне кажется, завязывать все на государственные органы не целесообразно.

Из этих двух статей закона вытекает полная централизация управления производством и реализацией органической продукции, что, на мой взгляд, значительно усложнит массовое развитие рынка органической продукции, особенно в регионах. Как показывает наш опыт, для производителей экологической продукции важно произвести конкурентоспособную продукцию и продать ее по цене, обеспечивающей доход, и, которая была бы доступной для населения региона. В каждом регионе есть потребность в качественной продукции и возможности для развития органического рынка сельскохозяйственной продукции.

Хотелось бы понять, какая роль отводится действующим в России союзам и ассоциациям производителей экологической продукции и сертификационным организациям, которые работают давно и имеют специалистов и определенный опыт, а также тем, которые недавно созданы и начинают работать в регионах.

Статья 8. Условия производства и оборот органической продукции

4. Производство органической продукции должно осуществляться обособленно от традиционного сельскохозяйственного производства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Технологические требования к производству органической продукции, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. ( Что здесь имеются ввиду - стандарты или технологии в соответствии с этими стандартами)

Не совсем понятно, как может установить Правительство порядок обособленного производства органической продукции? Такой порядок предусмотрен стандартами, где четко прописывается как, где и почему это производство должно быть обособлено. Это прописано в европейских, американских стандартах и в стандартах IFOAM, есть они и в существующих российских стандартах.

Кроме того, технологии производства продукции растениеводства разрабатываются под каждую культурy в зависимости от почвенно-климатических условий региона, и они уже есть, по ним работают многие экологические хозяйства. Что имеется в виду в данной статье – утверждаются стандарты или технологии в соответствии с этими стандартами

Статья 14. Условия перехода к органическому ведению сельского хозяйства

1. Условия перехода от традиционного сельскохозяйственного производства к органическому ведению сельского хозяйства устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. При переходе к органическому ведению сельского хозяйства должны соблюдаться следующие условия:

1) в течение переходного периода применяются все правила, установленные международным правовым актом, принятым на основании международных соглашений Российской Федерации, ратифицированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Российской Федерации для производства органической продукции;

2) при частичном осуществлении органического производства и частичном нахождении в переходном к органическому производству состоянии хранение органически произведенной продукции и продукции, произведенной в переходный период, а также содержание животных должны осуществляться раздельно;

3) продукцию, произведенную в переходный период, запрещается реализовывать и маркировать как органическую продукцию.

К этой статье необходимо сделать пояснения.

п.1 Переход к экологическому производству зависит от многих факторов. В первую очередь от экологического состояния сельскохозяйственных угодий и возможности предприятии осваивать данное производство. Без оценки такого состояния нельзя вести речь о переходе. Поэтому, какую функцию возьмет на себя Правительство, тоже не понятно. Разные возможности и, соответственно, разные условия перехода у крупнотоварного и мелкотоварного производства. Здесь, на мой взгляд, необходимо четко определить какие конкретно функции возлагаются на Правительство и есть ли вообще смысл Правительству этим заниматься !

п.3 В международной практике, как мне пришлось убедиться самой, продукция, произведенная в период конверсии, продается с надписью на этикетке - «предприятие находится в конверсии по освоению экологического производства». И такие предприятия имеют моральное и юридическое право реализовывать свою продукцию несколько дороже, так как они несут начальные издержки по освоению технологий. Поэтому, я считаю, что этот пункт лишает возможности производителей компенсировать затраты уже в начале производства.

В целом, на мой взгляд, содержание закона должно быть приближено к условиям производства органической продукции и особенностям его организации, а также создания благоприятной среды для самих производителей органической продукции. Все это требует продолжения детального обсуждения.

С уважением,

д.э.н., к.с-х. н., профессор Великолукской ГСХА,

Никитина Зоя Вилениновна

: Екатеринбург
13.08.2008 - 20:46
: 19921

ДОПОЛНЕНИЕ
к письму министру экономического развития РФ Улюкаеву А.В.

В связи с вышеизложенным, обращаемся к Вам с просьбой рассмотреть

возможность внести изменения в классификаторы ОКВЭД и ОКПД:

1. Исключить из раздела ОКВЭД 24 «Химическое производство» все отрасли, связанные с производством органических удобрений (навоз,

компост, биогумус и т.д.) и перенести их в раздел «Сельское хозяйство».

2. Производство торфа, торфобрикетов, торфогуматов, торфогрунтов и

торфосмесей предназначенных для использования в сельском хозяйстве

перенести в раздел ОКВЭД А «Сельское хозяйство».

3. Производство микробиологических, бактериальных и микрогрибковых

органических удобрений, которые производятся непосредственно фермерами, ЛПХ, кооперативами, сельхозартелями и другими малыми

формами хозяйствования на селе, перенести в раздел ОКВЭД А

«Сельское хозяйство».

4. Дополнить подраздел ОКВЭД 01.25.82 «Разведение дождевых (калифорнийских) червей» следующими строками:

- разведение дождевых (калифорнийских) червей;

- производство биогумуса;

- производство органических удобрений на основе биогумуса;

- производство органических биогрунтов на основе биогумуса.

5. Соответствующие изменения внести в классификатор ОКПД, с тем,

чтобы эти классификаторы не противоречили друг другу.

: Екатеринбург
13.08.2008 - 20:46
: 19921

ООО Живое земледелие
комментарий к закону

Статья 18. Государственная поддержка производителей органической продукции

В качестве поддержки, необходимо поддержка производителей биологических удобрений, а выглядеть она должна в виде снижение требований при регистрации биопрепаратов и органических удобрений. Суть производства биоудобрений заключается в том, что каждый штамм который используется при производстве должен быть задепонирован — а это условие того, что ВКПМ (всероссийская коллекция промышленных организмов) просто не допустить к депонированию патогенный штамм, что позволяет уже на основании паспорта штамма с отметкой номера депонирования принять решения о безопасности продукта, никакой другой государственный орган не сможет более качественно проверить штамм, а то как сейчас происходит регистрация, так это идет проверка эффективности и подтверждение заявленным критериям урожайности или стрессоустойчивости, что несомненно в разных почвенных, климатических и прочих условиях будет разная.

Соответственно предлагаем упростить процесс регистрации биопрепаратов в качестве биоудобрений, до уровня обязательного прохождения депонирования штаммов в ВКПМ и получение в госорганах лишь справку о непатогенности, которая лишь подтверждает отчет о таксономической идентификации ВКПМ.

Что касается Биопестицидов, там ситуация чуть сложнее, потому что есть группы патогеннов, которые могут быть уничтожены только с помощью патогенных бактерий или грибов. Здесь уже надо проводить испытания более развернутые нежели отчет от ВКПМ, но в любом случае он должен быть иной чем происходит сейчас, кроме того в случае с биопестицидами риск неэффективности препарата высок и может привести к плачевным последствиям и потери урожая, здесь мы бы рекомендовали не столько госрегистрацию, сколько ответственность производителя, которая должна обязательно страховаться как к примеру деятельность аудиторов и регулироваться возможно это должно через СРО.

А что касается органических препаратов как переработанный птичий помет, гумус, органические отходы, на наш взгляд должно ограничиваться справками на наличие патогенной флоры, пестицидов, тяжелых металлов, т. е. Так же как на любые пищевые продукты. Единственно, конечно вопрос с сертификацией производства, так как техннолгий утилизации того же помета десятки, то по каким критериям такое производство сертифицировать кроме как ГОСТа на птичий помет, мы не знаем.

Хотя эти комментарии и пересекаются с пересмотром закона об Обращении агрохимикатов и пестицидов, но без этого возникнет проблема, которая будет заключаться в том, что без должного количества биоудобрений, органическое земледелие не будет развиваться в тех темпах которые от него ждут... но при регистрации в 1,5-3 года биоудобрений мы можем ждать достаточного предложения на рынке биоудобрений только через это время...

: Екатеринбург
13.08.2008 - 20:46
: 19921

Президенту Союза органического земледелия Я.Любоведскому

Тема: комментарии к Законопроекту об органическом сельском хозяйстве.

В Европе уже несколько десятков лет активно пропагандируется здоровый образ жизни. В России стремление к здоровому образу жизни лишь набирает силу. В последние годы в России отмечается растущий интерес к ЭКО, ОРГАНИК и БИО продуктам. На полки наших магазинов, как правило, такие товары попадают из Европы.
В числе основных причин такого отставания от Запада – отсутствие динообразного понимания понятия органической продукции и ее экологической безопасности, размытость позиции государства к этому продукту, отсутствие мероприятий по повышению экологической культуры населения. Недостаточно осведомлены не только потребители, - многие производители не имеют точного представления о том, что считать органическом продуктом, как правильно называть этот продукт и каким стандартам должна соответствовать экопродукция. Помимо этого появляется большое количество псевдоэкопродуктов, вызывая недоверие у потребителей, а неправомочное использование экомаркировок вводит в заблуждение потребителей.
Мы считаем, что при правильной подаче органическое производство может стать идеей аграрного возрождения России и стать частью национальной идеи. Подобная цель объединит интересы многочисленных регионов, движений и сообществ.

Мы считаем, что принятие федерального закона, регулирующего производство органической продукции является очень своевременным, и его нельзя откладывать.

Мы видим цели принятия данного закона в следующем:

​ выделение органической продукцию как вида продукции, подлежащего специальному регулированию

​ определение способов подтверждения органической продукции

​ определение способов и методов поддержки производителей органческой продукции

*​ защита потребителей от обмана и мошенничества на рынке, а также от использования необоснованной информации о продукции;

*​ защита интересов производителей органической продукции от лож​ного представления других сельскохозяйственных продуктов в каче​стве органических;(данный пункт особенно важен)

*​ обеспечение инспекции и соблюдения положений соответствующих стандартов органической продукции на всех этапах производства, подготовки, хранения, транс​портировки и сбыта;

*​ согласование положений, регламентирующих производство, сер​тификацию, идентификацию и маркировку органических пищевых продуктов;

*​ обеспечение международных руководящих принципов действия системы контроля за органическими пищевыми продуктами в по​рядке облегчения официального признания национальных систем в качестве равноценных для целей импорта;

*​ поддержка и совершенствование органических сельскохозяйствен​ных систем в каждом субъекте Российской Федерации в целях содействия охране окружающей среды на местном, региональном и фереральном уровнях.

В связи с эттим целеообразно ввести следующее понятие органического продукта:

«Тот или иной продукт будет рассматриваться в качестве органического, если на нем нанесены указания о том, что он получен методом органического производства, в случае которого в маркировке или информации о продукте, в том числе в рекламном материале или коммерческих документах, данный продукт или его ингредиенты описаны с помощью терминов «органический», «биодинамический», «биологический», «экологический» или аналогичных по содержанию слов или сокращенных названий, которые в той стране, где данный продукт поступаетв систему сбыта, указывают покупателю на то, что этот продукт или его ингредиенты были получены методами органического производства».

Согласно м/н регулированию органические продукты проходят подтверждение в системах добровольной сертификации. А в соответствии с ФЗ N 184 от 27.12.2002 "О техническом регулировании" статья 21. Добровольное подтверждение соответствия гласит: «система добровольной сертификации может создаваться юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Системой добровольной сертификации устанавливается перечень объектов, подлежащих сертификации, нормативных документов, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения работ и порядок их оплаты, определяются участники данной системы добровольной сертификации. Система добровольной сертификации может иметь знак соответствия.»

Замечения: в рассматриваемом законопроекте в ст.2 не дается определения сертификации органической продукции и маркировке органической продукции. Мы считаем, что имеется также попытка подменить органическую сертификацию – регистрацией. Вводимое законопроектом понятие «органическая продукция» должно соответствовать м\н пониманию и иметь соответствующую органическую маркировку.

Предложение: ввести понятие «органическая сертификация подукции», а также отметить, что органической сертификации подлежат как продукция, так и методы и средства сельскохозяйственного производства, переработки сырья, изготовления пищевых продуктов и их доставки к потребителю.

Ввести понятие «органическая маркировка пищевых продуктов» и определить его как основной способ передачи информации между изготовителем и продавцом продуктов, с одной стороны, и покупателем и потребителем, с другой об органическом способе производства маркированной продукции.

Предложение к Ст 2 Основные понятия» рассматриваемого законопроекта:

Ввести следующие понятия:

«Пищевые продукты должны относится к категории продуктов, полученных методами органического производства, только в том случае, если они поступают из системы органического сельскохозяйственного производства»

«Органической сертификации подлежат как методы и средства сельскохозяйственного производства, так и переработки сырья, изготовления пищевых продуктов и их доставки к потребителю»

«Органический» — термин, используемый в целях маркировки продуктов, изготовленных с соблюдением стандартов органичес​кого производства и должным образом сертифицированных органом или организацией сертификации.

«Органическое сельское хозяйство» — это единая система управления производством, которая позволяет поддерживать и улучшать санитар​ное состояние агроэкосистемы, в том числе биоразнообразие, биологический круговорот и биологическую активность почвы.

Настоящие положения должны применяться к следующим продуктам, на которые должна быть нанесена описательная маркировка, указывающая на метод органического производства:

а) непереработанным растениям или растительным продуктам, домашнему скоту и продуктам животноводства в той степени, в которой применимы принципы органического производства;

б) переработанным сельскохозяйственным культурам и продуктам животноводства, предназначенным для потребления человеком и изготовленным изорганических продуктов, маркированных как органические.

Включить следующее требование: На органических продуктах должна быть нанесена маркировка в соответствии со Стандартом производства органической продукции и Правилами функционирования системы добровольной сертификации органической продукции, разработанными уполномоченным органом и зарегистрированными в Ростехрегулировании.

Без внесения соответствующих изменений на наш взгляд данный законопроект не сможет способствовать развитию регионального законодатеьства в РФ в этой области и в целом росту и распространению органического производства в субъектах Российской Федерации .

Президент Фонда «Аграрная цивилизация» М.Д.Емтыль

: Екатеринбург
13.08.2008 - 20:46
: 19921

О проекте закона « Об экологическом земледелии...»

Уважаемый Яков Михайлович!

ООО «ЛуКа», г. Набережные Челны, РТ предлагает включить в проект вышеуказанного закона понятия:

1.Вермикомпост - универсальное высокогумусное органическое удобрение, полученное из органических отходов методом вермикультивирвания (переработки червями интенсивной популяции) Содержит в оптимальном соотношении макро и микроэлементы. Не содержит семян сорных растений и солей тяжёлых металлов.1 тонна вермикомпоста идентична 60 тоннам навоза. Урожайность в год внесения повышает на 35-70%.Ускоряет созревание культур на 2-3 недели. Технология приготовления и внесения в почву достаточно проста и нее требует приобретения спецтехники.

2. Промышленное вермипроизводство – промышленное производства по переработке органических отходов методом вермикультивирования.

Промышленное вермипроизводство по технологии ООО «ЛуКа» обеспечит:

-ведение производства на открытом и закрытом грунте

-100% обеззараживание (уничтожение любых патогенных микроорганизмов) в навозах и помётах

-получение в течение 2-3 месяцев из 1 тонны навоза 600 кг вермикомпоста 80% влажности и 100 кг массы червей.

- при достаточном применении (3-6 тонн на га) позволит отказаться от любых минеральных удобрений. При этом урожайность вырастает на 35-70% Заключение НПО «Нива Татарстана», в настоящее время НИИ МСХ РТ

-при длительном применении (2-3 года) исчезнет необходимость применения ядохимикатов.

-восстановление деградированных почв.

-повышение бонитета почв.

-резкое снижение затрат.

-уменьшение поступлении парниковых газов в атмосферу.

Убежден, что без применения вермикомпоста вышеуказанный закон со временем «затухнет», т.к. большинство неиспользованных сельхозугодий, на которые рассчитывают авторы закона, находятся вдали от крупных городов, не имеют развитой инфраструктуры (дорог, воды, техники). Производство в этих условиях будет чрезвычайно затратное, и продукция получится дорогой.

Мы же можем организовать вермипроизводство на любом действующем сельхозпредприятии, неважно в крупном холдинге или ЛПХ.

Необходимо только, чтобы Ваше ведомство озвучило эту проблему, а желающие вложить свои средства найдутся. Идея витает в воздухе!

С уважением Директор ООО «ЛуКа»
Богатов В.С.

: Екатеринбург
13.08.2008 - 20:46
: 19921

Третья редакция проекта ФЗ об органике с комментариями СОЗ

: Екатеринбург
13.08.2008 - 20:46
: 19921

Принципиальные моменты по концепции законопроекта можно посмотреть здесь

: Екатеринбург
13.08.2008 - 20:46
: 19921

Комментарии к федеральному закону «О производстве органической продукции», третья редакция
25 ноября 2013 года к.с.-х.н Доброхотов С.А.

Моё мнение. В связи с тем , что появился многостраничный документ Национальный стандарт РФ «Правила производства органической продукции», разработанный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, гармонизированный с регламентами ЕС можно уменьшить, убрать некоторые положения закона, дублирующие национальный стандарт. Разработчики 2-х российских документов должны встретиться, обсудить, что надо оставить в Проекте закона о производстве органической продукции, чтобы он соответствовал национальному стандарту

В законе должны остаться Положения о сертификации, маркировке, контролю за производством ОП (органической продукции), лишения статуса органического.

В связи с тем, что появился Национальный стандарт РФ «Правила производства органической продукции», гармонирующий с регламентами ЕС, открывающий путь российской продукции на внешний рынок критика СОЗ по этим положениям должна уменьшится.

Рассматриваю Проект закона по всем статьям.

1 статья. Можно оставить определение МСХ. Не знаю, как государство может гарантировать право вести органическое с/х. Оно принимает нормативно-правовые акты, которым должны следовать и в соответствии с ними работать производители. На дотации государстова, полностью покрывающие затраты, не чего рассчитывать, хотя на первое время они нужны. Надо сразу начинать вести работу в этом направлении.

Статья 2. Все определения органической продукции очень громоздки, не охватывают всех моментов Органического производства. Думаю определение должно быть кратким, как в регламентах. ЕС. Можно сказать, что органическая продукция – это продукция, произведённая или собранная (добытая) в экологически чистых местах, соответствующая Национальному стандарту «Правила производства органической продукции».

В первой статье должны остаться Положения с формулировкой СОЗ пункты 14, 16,17. Остальные положения и определения имеются в Правилах, они мало уместны в Законе.

Статья 3. Принимаю определение СОЗ и комментарии. Да, международные стандарты и нормы могут действовать только после их тщательной проверки и регистрации в надлежащем порядке …. чтобы не завести в Россию продукцию, не соответствующую Национальному стандарту. Наш стандарт более строгий, в нем больше ограничений по вредным веществам (смотрите мои комментарии к Национальному стандарту).

Статья 4. Основные направления государственной политики в области производства ОП. Принимаю расширенную трактовку СОЗ, со всеми пунктами.

Статья 5. Полномочия федеральных органов… Принимаю положения с комментария ми СОЗ по этим вопросам. На слушаниях отстаивайте свои позиции. Коррупционной и бюрократической деятельности вмсфере органического производства не должно быть..

Статья 6. Принимаю расширенное понимание Полномочий органов государственной власти от СОЗ. Отстаивайте их на общественных случаях.

Статья 7. Виды органической продукции показаны в Национальном стандарте. Но можно оставить их и в законе в соответствиями с пунктами, разработанными СОЗ. Конечно требования к прочей органической продукции (не продуктов питания) должны, в некоторых случаях, быть менее жёсткими.

Статья 8. Согласен, что она должна быть в редакции СОЗ. Порядок надзора и контроля…., а формулировки МСХ фактически дублируют положения Нац.стандарта. Очень хорошо сказано в пункте 4 … о информационном обеспечении и прозрачности для открытого пользования на сайтах МСХ.

Статья 9. Согласен с пунктами СОЗ. Делает акцент на сертификацию органической продукции.

Статья 10. Согласен с формулировками СОЗ. Однако, мне не понятно, будет ли ещё разрабатываться Технический регламент на органическую продукцию, не хватит ли 2-х документов. Что хотят показать в Техническом регламенте?. Кто будет разрабатывать этгт документ?.

Статья 11. Принимаю пункты, заявленные СОЗ. Хотя в 5 пункте можно сделать проще (выделе у вас красным). Надо убрать слова проведённой сертификации (выделено синим цветом) и в пункте 6 тоже проведённой сертификации. Это вносит путаницу в понятие сертификации, хотя это сложный процесс. Достаточно провести проверку, поставить на учёт, сообщить производителю (написать соответствующий акт, предписание) о не соответствии его производства с Нац. стандартам, предложить пути устранения недостатков и как работать дальше.

Согласен с СОЗ, что все документы должны выдаваться только на 1 год. Не известно, что может случиться за 5 лет (поменяется законодательство, препараты и др.). Хотя у производителей будет больше денежных затрат на подтверждение, но можно уменьшить стоимость процедуры перерегистрации (сертификации), зато качество органической продукции будет гарантировано.

Статья 12 . Согласен с определения ми СОЗ. Однако надо оставить пункт 4, разработанный МСХ. Не допускается государственная регистрация нескольких видов органической продукции под одним наименованием. Это правильнее, чем ваши доводы о ограничении органического рынка.

Статья 13 без изменения.

Статью 14 МСХ можно оставить, но о приостановке производства не может быть и речи. Просто хозяйство лишают статуса производителя органической продукции, соответственно маркировать продукцию, переводят в разряд обычного. А может производитель не хочет больше работать по принципам органического с/х (по экономическим или другим соображениям)? Далее - ваше предложение по статье 14 хорошее, я бы сделал её статьёй 15. Попробуйте добиться этого.

Статья 15. В соответствии с требованиями СОЗ. Постарайтесь отстоять их.

Статья 16. Согласен с добавкой СОЗ (синим цветом).

Статья 17. В соответствии с трактовкой СОЗ. Пункт 3 в проекте МСХ надо убрать.

Статья 18. Пункт о государственной поддержке конечно нужен.

Статья 19. Согласен с расширенной формулировкой, добавлениями и комментариями СОЗ. Постарайтесь, чтобы вас поняли и приняли вашу трактовку этой статьи.

Статьи 20 и 21 согласен с вами. Однако пункт 3 в статье 20 лишний, я бы не старался его отстаивать.

Дальше. Статья 25, да на органической продукции должны быть особые знаки отличия (напечатано синим цветом в вашей редакции).

Статья 32. Не согласен полностью, что надо накладывать штрафы на производителей продукции - от этого продукция не будет более органической, качественной. В регламентах ЕС об этом ничего не говорится. Это будет лишним. При невыполнении предписаний органов сертификацию продукция производителя должна терять статус органической, ему запрещается её маркировать как органическую, производитель переводится в другую категорию (не продляется сертификация). Об этом тоже сообщается на соответствующих сайтах. Это будет большее наказание, чем какие- то - пресловутые штрафы. Возможно, что это будет жестко, но примерно то, что лишение прав водителя за нарушение некоторых правил движения. Штрафы в органическом производстве это отступления от Национального стандарта, которыми можно откупиться, в ущерб качества, на страдания потребителя продукции.

Если производитель одумается, он будет стремиться к органическому производству, восстановления соответствующего статуса, после прохождения процесса сертификации.

: Екатеринбург
13.08.2008 - 20:46
: 19921

Комментарии к федеральному закону
Лагутин Александр Анатольевич Заместитель Председателя Центрального совета ОМОО «РССМ»

Статья 9. Требования к органической продукции

- отсутствие загрязнения продукции нитратами;

Продукты не могут быть полностью без нитратов, это как у человек в крови есть сахар, когда много, то это уже сахарный диабет, так и здесь, есть оптимальное содержание нитратов, но конечно это норма не как сейчас.

Статья 10. Требования к предприятиям по производству и реализации органической продукции

Организации, занимающиеся производством и реализацией органической продукции, должны соответствовать следующим требованиям:

- иметь необходимое материально-техническое обеспечение безопасного производства и хранения органической продукции;

Что подразумевается под необходим материальным-техническим обеспечением безопасного производства и хранением органической продукцией, у меня, например сейчас есть только мотоблок и погреб, это подходит под обеспечение? Или мне нужно покупать дорогостоящую технику, на которую у меня нет финансовых возможностей и которая мне не нужна!? Склады для хранения удовольствие дорогое, небольшой склад будет стоить под 10млн.рублей. То есть здесь может получиться, я произвожу органическую продукцию, но по закону у меня нет материально-технического обеспечения!

Статья 16. Условия перехода к органическому производству

Здесь возникает вопрос, как быть с теми, кто уже производит органическую продукцию, но без соответствующих сертификатов.

Статья 17. Государственный контроль (надзор) за производством органической продукции

В этой статье я не убедился, что контроль будет всего цикла производства: проверка семян, подготовки почвы к посеву, посев, уход за посевами, уборка, хранение, не увидел с помощью чего будет контролироваться процесс, нужно специальное оборудование, а не просто визуальный осмотр. Здесь еще нужна четкая фиксация произведенной органической продукции, чтоб не всплывала «левая», при этом рынок будет максимально прозрачен и государство будет владеть достоверной информацией об объеме произведенной органической продукции.

Статья 18. Государственная поддержка производителей органической продукции

Здесь нужно привилегии для производителей органической продукции, сейчас их нет, настоящей органической продукции особо много не вырастишь, но в тоже время она должна быть доступна для всех граждан нашей страны. Функцию доступности должно взять на себя государство, путем выплаты субсидий на произведенную органическую продукцию, произвел 5 тонн органического картофеля, инспектор зафиксировал, получи 5 руб. за каждый килограмм, но при этом твоя цена реализации, к примеру не должна быть выше 20 рублей за кг. Субсидии государство окупит, меньше будет тратить бюджетные деньги на лечение.

«Статья 14.1.3. Незаконное использование наименования «органический» - любая другая сельскохозяйственная продукцию, полученная не в соответствии с требованиями производства органической продукции

Незаконное использование наименование «органический» -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное наименование «органический»; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное наименование «органический»; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное наименование «органический».

Нужно ужесточить наказание за незаконное использование «органический», предложенные штрафы небольшие, они с лихвой окупятся при незаконной продаже. Поэтому предлагаю сделать для граждан: от десяти тысяч до двадцати тысяч; для должностных лиц от тридцати до сорока тысяч рублей, с конфискацией соответственно.

При этом осуществлять публикацию на сайте тех, кто незаконное используют данное наименование.

Россия
: московская область, заветы ильича
26.09.2012 - 12:18
: 9

Уважаемые коллеги!
Спасибо Фермер ру за возможность обсуждения предложенных правок в федеральный законопроект об органическом сельском хозяйстве. Профессиональному сообществу пора наладить полноценный обмен информацией и начать обсуждать и стратегические и узкоспециализированные темы. Просим писать содержательно

Россия
: ИШЛЕИ
25.02.2015 - 21:26
: 1

Добрый день. Хотелось бы попросить сылку на Нормативно правовые акты, ветеринарно санитарные требования по экспорту в Китай органического удобрения рого-копытный шрот(мука).