Прошлой весной мне привезли несколько пакетиков с семенами цветов из Чехии. Из-за весеннего аврала я бегло ознакомилась с новинками. Все они оказались «старыми друзьями» – неприхотливыми летниками в «новых одежках» от селекционеров – «кутюрье». Только на одном пакетике красовались незнакомые разноцветные «ромашки» с названием по-латыни «Dorotheantus bellidiformis» и наименованием сорта на чешском языке «Kosmatec sedmikraskovity».
В инструкции на пакете были указаны высота растения (10 см), расстояние при посадке (20 см) и продолжительность срока цветения (июнь–сентябрь). Привлекало и то, что цветение у доротеантуса маргариткового наступает через месяц после всходов. Он зацветает еще в кассетах, дает возможность создавать не просто цветовые пятна, а узоры и орнаменты на бордюрах, ковровых клумбах и скальных композициях в тон остальным культурам. Высеяв мелкие семена в лотки, я стала изучать «характер» своего «косматика-семицветика» (в моем «вольном переводе» с чешского языка).
Семена взошли через неделю. Всходили недружно, с разницей в полторы недели, но всходы развивались быстро, образуя розетки с сизовато-зелеными толстенькими (суккулентными) листьями, сплошь усыпанными крохотными сверкающими на солнце «бриллиантовыми» железками. Из лотков распикировала эти «драгоценности» в кассеты и выставила на открытый воздух для закаливания. Но погода преподнесла неприятный сюрприз, проверяя на прочность и нас, и наши растения. Выйдя ранним утром 6 июня во двор, я с ужасом обнаружила, что все растения покрыты сизой корочкой инея, а на термометре – минус один. На следующую ночь заморозки повторились. Направив все усилия на спасение коллекции растений, изрядно «истерзанных» бесснежной зимой и засушливой холодной весной, я, сожалея, что не оставила семян доротеантуса про запас, мысленно простилась с загадочными «косматиками-семицветиками». Но доротеантус совершенно не пострадал от заморозка, что стало для меня настоящим подарком.
Каждый экземпляр хрустальной травки представляет ценность, поскольку спектр окраски цветков необычайно широк, и каждый цветок по-своему уникален. В один из июньских дней я приметила рассыпанные по земле, как мне показалось, конфеты в ярких, сверкающих на солнце фантиках. В недоумении направилась к ним, а приблизившись, застыла в изумлении. Цвела «хрустальная трава»... Она сияла, искрилась, переливаясь кристально-лучистыми оттенками всего чистейшего небесного спектра радуги. Над цветками в воздухе неподвижно застыли какие-то крошечные полосатые «пчелки». Сразу вспомнилась Настенька из сказки и ее восклицание: «Так вот ты какой, цветочек аленький!» Только мои «косматики-семицветики» были и аленькими, и малиново-пурпурными, оранжево-красными, сиреневыми, белыми, желтыми и пестрыми со всевозможными оттенками и сочетаниями этих цветов. Сверху ярчайшие лепестки цветков словно были покрыты тончайшей перламутровой пленкой, увеличивающей эффект сияния. Среди цветущих экземпляров я насчитала двенадцать разных окрасок. Как я раньше не замечала в цветочных каталогах это прелестное растение? Наверняка потому, что фотография не в состоянии передать игру «хрустальной травы» со светом. А может быть, доротеантус имеет какие-то недостатки, которые проявятся позже, и потому не пользуется популярностью среди цветоводов? Описание мезембриантемума (доротеантуса) встречается даже в старых книгах по цветоводству. Неужели о нем забыли? Сегодня в моде альпийские горки, японские садики, подвесные корзины и контейнерные композиции для террас и балконов, где удивительный цветок очень бы пригодился.
Наблюдение за доротеантусом показало, что врагов среди насекомых в наших широтах у него нет, заболеть он может только при переувлажнении или «спечься» на совершенно сухой, долго не увлажняемой почве (когда растение еще не окрепло или высажено в отдалении от других). Ему хорошо подходят легкие песчаные почвы, требуется дренаж при посадке на почвах остальных видов. Очень красиво выглядят бордюры из семпервивума (молодила), портулака крупноцветкового и доротеантуса. Получается рельефная «гирлянда» из суккулентов, утром и вечером зелено-сизая, а к полудню – переливающаяся всеми цветами радуги. Созревающие семена доротеантуса спрятаны в круглых полупрозрачных коробочках, сидящих в чашечках-звездочках околоцветника. За такую яркую красоту можно простить африканочке, усыпанной «алмазными» блестками, и ее любовь к солнышку, и нетерпимость к сырости и тени. Как истинная красавица, она «спит» до обеда, довольствуется «диетической нежирной» почвой, бережет свой блистательный наряд от дождя (каждый цветочек более двух дней не носит, а за сезон меняет их уйму), любит понежиться на теплом песочке и влюбляет в себя всех с первого взгляда. Очарованная «тропиканкой», я захотела узнать ее секреты. Одним из них оказалась особенность полива доротеантуса. Если в жару его стебли поникли, не следует спешить с поливом. Ни в полдень, ни вечером этого делать нельзя. Перенесите водные процедуры на утро, тогда весь день «косматик-семицветик» будет выглядеть бодрячком. Другой секрет в том, что на родине доротеантуса жители пустынных районов культивируют его как овощную культуру и употребляют в пищу в жареном виде. К счастью, у нас овощи и покрупней и повкуснее, чем побеги доротеантуса. Так что отведать подобное блюдо можно лишь в поисках экзотических вкусовых ощущений. Важно другое, раз растение съедобно, то его (так же как и настурцию, календулу, бархатцы, космею, петунию, сальвию) можно выращивать возле детских площадок, не опасаясь, что яркие цветки привлекут внимание малышей.
А вот наперстянка, аконит, анемона, безвременник осенний, дельфиниум, мак, морозник, цикламен, тис и эремурус (несмотря на их высокую декоративность) – опасные украшения в тех местах, где пребывают маленькие дети!
Посейте доротеантус, и вы влюбитесь в него так же, как и я.
Благодарна всем, кто в своих письмах поделится информацией о растениях, и тем самым даст мне возможность помочь своим соотечественникам избежать ошибок и быстрее добиться успеха в нашем общем деле – превращении родной земли в изобильный и цветущий край.
Светлана Внукова