Вы здесь

О роли нектароносов в биологической защите сада

Перейти к полной версии/Вернуться

Известно, что на территории бывшего СССР обитало около 9–10 тысяч видов насекомых. Из них лишь 10% причиняли вред сельскому и лесному хозяйству, то есть являлись вредителями. Остальные – громаднейшая сила – работала на пользу этих отраслей хозяйства, санитарии и всей природы в целом.
Среди них следует особо отметить паразитических и хищных насекомых, которые в ненарушенных человеком биологических и растительных сообществах являются основными регуляторами численности вредных насекомых, препятствуя их массовому размножению. Такие паразитические и хищные насекомые называются энтомофагами. За последние десятилетия в связи с выпуском и использованием в борьбе с вредными насекомыми различных пестицидов количество насекомых-энтомофагов повсеместно резко уменьшилось. Особенно заметно это произошло в индивидуальном секторе – на садовых участках в коллективных садах, на дачных и приусадебных участках.
Изучение насекомых-энтомофагов специалистами показало, что в процессе своей жизни они также широко используют продукты жизнедеятельности растений. Особенно насекомых-энтомофагов привлекает большинство растений-нектароносов. Поэтому специалисты неоднократно высказывали мысль о необходимости привлечения паразитических насекомых на растения, выделяющие нектар, чтобы добиться концентрации этих насекомых в местах сильного размножения вредителей. Кроме этого, специалисты отмечали, что при отсутствии подкормки цветочным нектаром срок жизни и плодовитость наездников резко уменьшается. Так, опыты с подкормкой насекомых-паразитов нектаром на растениях-нектароносах показали следующее. Без подкормки яйцеед кольчатого шелкопряда теленомус в среднем живет 5–6 дней, а с подкормкой – 26–27. Паразит яблонной моли ангития при подкормке живет 16–18 дней, без подкормки – 4–5. Половая продуктивность увеличивается в 3 раза. Паразит капустной моли агениаспис при подкормке живет 20 дней. Характерно, что продолжительность жизни и половая продуктивность зависят от вида нектара, выделяемого теми или иными нектароносами. Например, ангитии при питании нектаром горчицы в среднем жили 18 дней, зрелых яиц было 132 шт., гречихи – 15–30 дней, зрелых яиц – 174 шт., семенников моркови – 31 день, зрелых яиц – 146 шт., укропа – 12 дней, зрелых яиц – 57 шт. Контроль (без подкормки) – 3–4 дня, количество зрелых яиц доходило до 90 шт., а в среднем было 53 шт.
Для привлечения, равномерного и постоянного накапливания энтомофагов в садах нужно создавать цветочно-нектарные конвейеры растений, которые бы действовали с конца апреля – начала мая по конец сентября. Опыты с разными видами растений, проведенные в средней полосе России, показали, что лучшими из них для этой цели являются бобовые культуры и их смеси с некоторыми растениями других видов: фацелия, укроп, гречиха, горчица, люцерна с желтым донником, вика с овсом и фацелией, вика с фацелией, горох с фацелией, горох с овсом и фацелией, горох с горчицей. На указанных растениях длительное время обнаруживается естественный запас энтомофагов-паразитов яблонной и листовой моли (агениаспис, ангития, оргилюс), яблонной плодожорки (римпла, аскогастер, тетрастихус, трихограмма), кольчатого шелкопряда (афион, апантелес, теленомус), златогузки (парвиора) и яблонного цветоеда (хаброцитусы).
Но, как уже было сказано выше, энтомофаги обладают избирательной способностью к растениям. Большинство паразитов (имаго) ведут свободный образ жизни. Они питаются нектаром и пыльцой цветков, соком выступающих из растений, капельками росы, выделениями или остатками содержимого яйца насекомого-хозяина. Так, широко распространенный в природе яйцеед агениаспис в значительном количестве найден только на укропе, трихограмма – на люцерне, вике с подсевом фацелии, теленомус – на укропе и люцерне, апантелес – на люцерне, доннике, горохе, горчице, фацелии, гречихе. Фацелия и ее смеси с бобовыми культурами привлекают до 60 видов энтомофагов вредителей сада, горчица – еще больше.
В качестве примера эффективности в борьбе с вредителями садовых растений насекомых-энтомофагов посредством привлечения, распространения и концентрации их в конкретном саду с помощью создания цветочно-нектарного конвейера из растений-нектароносов сошлюсь на опыт одного из совхозов, который располагался в средней полосе России. В саду, где проводился опыт, за 5 лет от паразитов всех видов погибло в среднем 40% особей яблонной и листовой моли (для исследования было вскрыто 4 тысячи коконов). Исследования показали, что в тех хозяйствах, где не проводился высев нектароносов, плодожорка повредила до 25% плодов, а где проводился – 1,5–5% (всего вскрывалось 205 тысяч плодов). В первом случае (при наличии нектароносов и их смесей) теленомус заражал до 75% яйцекладок кольчатого шелкопряда, во втором – 10–20%. Черенки с яйцекладками этого вредителя и ранее подсаженными к ним теленомусами подвешивали в крону яблони в саду, где были посеяны нектароносы, и отмечали, что при благоприятных погодных условиях шелкопряд был заражен почти полностью. Яйцекладки, зараженные яйцеедом, использовались для размножения и выпуска теленомуса в сад. Растения-нектароносы способствовали также накапливанию апантелеса, который уничтожал 12,6% гусениц кольчатого шелкопряда.
Благодаря деятельности многоядного энтомофага хаброцитуса в саду намного уменьшилось количество яблонного цветоеда. Продолжительность его жизни без хозяина сравнительно велика, он охотно питается нектаром многих растений и размножается, заражая многих вредителей (семяед плодовый, некоторые скрыто живущие личинки жуков, различные виды тли и другие). Этот энтомофаг и его хозяева обнаружены в кроне яблони, на вико-овсяно-фацелиевой, вико-фацелиевой, вико-горчичной смесях, на сорняках. В садах, где посеяны нектароносы, количество личинок хаброцитуса в семенах вики увеличивается в 1,5 раза, а плодовитость семяеда снижается на 4,5% по сравнению с контролем.
Паразиты тлей (афидиусы) и мухи хищницы (сирфиды) на люцерне, укропе, фацелии, горчице и в кроне яблони получают дополнительное углеводное питание и хорошо размножаются. Эти энтомофаги в опыте снизили количество яблонной и вишневой тли. Из 900–1000 деревьев яблони было повреждено только 3–4. Мухи-тахины уничтожают златогузку, ивовую волянку, кольчатого шелкопряда, клопов-щитников (ягодных и других), и они тоже получают дополнительное углеводное питание на растениях-нектароносах. На нектароносных растениях обнаружено несколько видов энтомофагов (диадегма, гимителес и другие), которые заражают чехликовых молей.
Указанные растения-нектароносы, кроме создания кормовой базы для энтомофагов, позволяющей повысить их эффективность в борьбе с вредителями сада, являются и отличными растениями-сидератами, запахиваемыми или закапываемыми после цветения в почву. Например, фацелию и горчицу в смеси с бобовыми культурами можно высевать в три срока летом и под зиму. Люцерну и ее смесь с донником желтым летом целесообразно два раза скашивать, а после трехлетнего пребывания в саду – запахивать и так далее.
Наибольшее количество энтомофагов накапливается и удерживается в старых садах. Для повышения эффективности действия энтомофагов в таких садах, носящих промышленный характер, рекомендуется через 12–15 рядов одно междурядье засевать в разные сроки бобовыми и другими медоносными травами. Желательно также размещать высадки семенников моркови. Для любительских садов не обязательно засевать семенами нектароносов междурядья плодовых и ягодных растений. Вполне достаточно засевать приствольные круги, а лучше – приствольные полосы. Правда, при широком внедрении во многих любительских садах в последние годы культурного задернения всей площади или части сада может быть рекомендовано такое задернение и из растений-нектароносов с периодическим скашиванием и подсевом их в течение сезона.
Очень важным является накопление энтомофагов в молодом саду. Этому необходимо содействовать с момента его закладки. В подобных промышленных садах растения-нектароносы рекомендуют высевать через каждые 15–18 рядов. В любительских таких садах достаточным является посев нектароносных растений хотя бы на части приствольных и прикустовых кругах. В случае если молодые сады посажены вдали от старых, то нужно практиковать переселение божьих коровок, пожирающих тлю; теленомусов – яйцеедов шелкопряда; паразитов, вылетающих из гусениц яблонной моли, из куколок боярышницы, кольчатого шелкопряда и других вредителей.
В наших условиях уход за плодовым садом начинают ранней весной. В этот период в старых садах обычно производят очистку отмершей, слабодержащейся коры со ствола и скелетных ветвей, а также обрезку кроны. Очистку коры производят на пленку. Скапливающиеся очистки следует помещать на 2–3 часа на солнце и только после выхода энтомофагов следует сжигать. Обрезанные ветви осматриваются, все яйцекладки кольчатого шелкопряда собираются, так как в них зимуют паразиты – теленомусы и трихограммы. При этом яйцекладки рекомендуется не только не уничтожать, а переносить часть зараженных яиц в другие сады, особенно молодые для профилактики в борьбе с шелкопрядом.
Наряду с поддержкой и развитием насекомых-паразитов нектароносные растения способствуют и распространению насекомых-хищников, эффективность которых особенно возрастает в летнее время. На садовых участках в нашей области обитают и в значительной степени влияют на численность насекомых-вредителей следующие хищники: мухи сирфиды, жуки – божьи коровки, клопы (они высасывают яйца и молодых личинок многих вредителей), золотоглазки (в больших количествах уничтожают тлю, личинки), трипсы (хищные трипсы высасывают яйца и личинки плодовых клещей и неактивные стадии других насекомых), хищные клещи (живут за счет многих вредителей, в том числе плодовых и растительноядных клещей).

В.Н. Шаламов

Рубрика: 
Источник: 
: Ярославка, Подмосковье
11.02.2016 - 18:29
: 1501

Среди перечисленных в статье энтомофагах, к сожалению, не нашел хищных клещей.