Во время посевной для техники особенно важна надежность, а это значит, что к началу сезона трактора и сеялки должны быть приведены в полную готовность. Но как работать, если изношенность машин в российских хозяйствах доходит до 80%, а на новую технику не у всех есть средства? Каждое предприятие решает эти проблемы по-своему.
«В сильных хозяйствах технику полностью готовят зимой. В слабых (а их около 80%) все делается в авральном режиме весной перед выходом в поле», - утверждает Вадим Смирнов, исполнительный директор компании «Евротехника» (производит технику для сберегающего земледелия). – «Чтобы сельхозмашины эффективно работали, окупались и приносили прибыль, необходимо регулярное техническое обслуживание. Замена быстроизнашивающихся деталей (в основном, это ножи и сдвоенные пальцы) должна проходить в течение всего сезона. Зимой уже требуется проводить восстановительный ремонт». А по наблюдениям Романа Астахова, гендиректора «Матрикс Агритеха» (продает и обслуживает импортную технику), чаще всего заменяют бичи для молотильного барабана, ножи соломоизмельчителя, масла, ремни и подшипники хорд соломотряса.
«В посевную устраняются «горящие» поломки (ремни, подшипники, ножи), - подтверждает главный инженер агрофирмы «Кримм» (Тюменская область) Александр Миропольцев – А если из строя вышло что-то серьезное, то чинить надо зимой, потому что весной техника должна быть в полной боевой готовности».
Где производить ремонт техники – в хозяйстве или в сервисном центре – аграрии решают по-разному. Председатель «Агрофирмы имени Ленина» (Чувашия) Юрий Попов считает, что своими силами можно устранять только незначительные неполадки: ремонтировать механические коробки, передние мосты, менять тормозные системы. Серьезные же поломки машин (повреждения форсированных двигателей и гидравлических коробок) требуют специальной диагностики. «Поставщики ремонтируют нам технику (Grimme, Claas, «Нива», «Енисей», «К-150») по гарантии, - рассказывает он. – Их требования хотя и жесткие, но приемлемые». Такого же мнения придерживается Миропольцев из «Кримма». «Весь ремонт отечественной техники, за исключением некоторых моделей двигателей, мы производим в своих мастерских, - объсняет он. – А поломки импортных машин устраняем с помощью сервисных служб, которые находятся при фирмах, поставляющих нам технику. Это «АгрокомУрал» (дилер Claas) и «Росагросервис» (дистрибьютор New Holland)».
Срок поставки запчастей имеет огромное значение для нашего предприятия, которое работает с такими поставщиками как самарская «Евротехника» и питерский «Урожай». Но больше недели запчасти обычно ждать не приходиться». В «Промышленной» собирают и ремонтируют технику со второй половины января и до апреля. А в мае, закончив посевную, оплачивают запчасти, чтобы приготовиться к уборке, начинающейся в конце июля.
Сейчас в агрофирме 25 тракторов, 9 зерновых и 4 картофелеуборочных комбайнов. В парке предприятия преобладает российская техника, но Голодников постепенно заменяет ее импортной. «Сначала у нас были сомнения насчет импорта, - поясняет Голодников. – Но теперь из опыта своего хозяйства я знаю, что эта техника легко ремонтируется. У нас появились поставщики, которые отвечают ее ремонт, и проблемы исчезли. Лишь бы деньги были!»
Согласен с аграриями и Роман Астахов, считающий, что обслуживание техники «на стороне» оптимально. «К сожалению, у некоторых российских потребителей нет понимания того, что ремонт – это услуга, которая стоит денег, - сетует он. – Когда нужно отдать мастеру некую сумму за обслуживание иномарки - люди платят. А если за наладку комбайна просит заплатить поставщик техники, то это мало у кого находит понимание. Считается, что отремонтировать можно и самому. Но ведь импортная техника – высокотехнологичная, она требуют использования диагностического оборудования, которое не продается. Мы не в праве предлагать его конечным покупателям – производители обучают наших механиков обращению с диагностическим оборудованием несколько лет, и специфическое программное обеспечение должно постоянно обновляться».
Астахов уверяет, что хозяйство не сможет само полностью отремонтировать технику, которую покупает у его компании. Он настаивает, что решение о том, стоит ли обращаться за ремонтом к авторизованному дилеру, чтобы он нес ответственность за ее состояние, должны принимать не главные инженеры, а владельцы агрокомпаний. Но в большинстве предприятий происходит наоборот. Сетует он: «Вот почему вовремя подготовить технику к сезону у нас могут только 30% хозяйств».
Лучше купить новое
Альтернатива частому ремонту и техобслуживанию подержанной техники – покупка новой. Однако, замечает начальник сервисной службы «Эконивы Агро» (поставка техники для растениеводства) Олег Ольховский, хотя аграрии жалуются, что новые машины обходятся слишком дорого, в хозяйствах появляется все больше новой техники. «Наблюдается явная тенденция к увеличению объемов продаж в 1,5 раза. Несмотря на дороговизну, эти машины приносят прибыль за счет качества выполняемых работ и надежности, рассуждает он.
«Если есть средства, то конечно лучше купить новые машины, - соглашается Смирнов из «Евротехники», - Но и ремонт подержанных может быть эффективен: все зависит от уровня организации инженерных служб и подготовленности персонала хозяйства. Те предприятия, которые заранее заботятся о приведении техники в надлежащее состояние, обычно в состоянии обеспечить ее качественное обслуживание. Главное – не приобретать «беушные» машины у малоизвестных поставщиков, так как есть большая вероятность наличия у них скрытых, трудно обнаруживаемых дефектов [из-за недобросовестно проведенного ремонта]».
О низком качестве ремонтных работ говорит и заведующий отделом испытания и надежности тракторов Научно-исследовательского тракторного института (НАТИ) Владимир Архипов: «Если техника многократно ремонтировалась, то на эффективность ее работы это повлияет самым отрицательным образом». В советское время, приводит он пример, капитально отремонтированная машина до очередного ремонта отрабатывала в 2 раза меньше моточасова, чем новая - до первого осмотра, «и это при том, что в хозяйствах существовала более-менее нормальная ремонтная база».
Что хранить
Доставка в хозяйства запчастей для ремонта техники осуществляется достаточно оперативно, довольны аграрии, главное – вовремя оплатить товар, говорят они. При наличии у продавца нужной детали агрофирма «Промышленная» получает ее в течение 3-4 часов. «Если во время уборки комбайн вышел из строя, то комбайнер сразу же связывается с инженером, и мы узнаем, у кого из поставщиков есть нужные детали, - рассказывает он. – Также выясняем, где их можно купить подешевле и поближе к нам. Иногда расплачиваемся сразу, а когда-то берем в рассрочку».
Дефицита деталей крестьяне тоже не испытывают. Попов из «Агрофирмы имени Ленина» вспомнил только один случай, когда из-за поломки промежуточного кардана трактор простоял целую неделю: поставщики из близлежащих городов не могли найти необходимую запчасть. «У каждой машины есть слабые места, и в любой момент может сломаться все, что угодно. Поэтому очень важно, чтобы у владельца техники был оперативный контакт с поставщиком запасных частей, - советует представитель компании AIS (поставка техники для растениеводства, Таганрог) Виталий Петров. – Но при наличии соответствующего договора даже самые редкие детали можно срочно доставить самолетом из-за рубежа».
У «Эконивы Агро» есть свой склад запчастей, поэтому оперативность доставки зависит только от клиента, уверяют в компании. «Чем быстрее он заплатит, тем быстрее мы все доставим, - утверждает Олег Ольховский. – А кто виноват, если хозяйство поздно отправило заявку на получение запчасти и поэтому поставщики не успевают ее своевременно привезти?» «Виновных в этом случае может быть много, - рассуждает заместитель директора по научной работе «Росинформагротеха» Дмитрий Буклагин. - Если машина новая, то ответственность несет гарантийная мастерская. А когда техника подержанная, да еще работает больше 10 лет, значит, виновата инженерная служба хозяйства».
А вот на предприятии хранить дорогостоящие запасные части нецелесообразно, уверены аграрии. «Мы держим у себя только те детали, которые часто выходят из строя, - объясняет главный инженер «Агро-галанта» (Краснодарский край) Николай Шепилин. - Это ременно-тканевые изделия, электролампочки и прочая мелочь. При ремонте любой сельхозмашины составляется дефектная ведомость, согласно которой мы закупаем новые запчасти, если старые не подлежат реставрации в нашей мастерской».
Миропольцев из «Кримма» называет «необходимым минимумом» так называемые расходные материалы: фильтры, масла, ремни и подшипники. «А для отечественных комбайнов это чаще всего ножи, которые быстро изнашиваются во время работы, - уточняет он. – Все остальное держать у себя на складе невыгодно. Вместе с тем, наша практика показывает, что на десять единиц техники на складе должен приходиться хотя бы один [полный] комплект запчастей». Схожего мнения придерживаются и в «Евротехнике». «Лучше всего иметь небольшой запас быстроизнашивающихся деталей, - замечает Смирнов. – Это не позволит допустить простоев в сезон, а значит, поможет сохранить урожай».
Части про запас
«Еще все зависит от целей хозяйства, - объясняет Астахов. – Например, у нас есть клиенты, которые стараются максимально занять людей из деревни, проживающих по соседству с хозяйством. Поэтому специально покупают российскую технику, на обслуживание которой требуется больше персонала. А тем, кто хочет больше заработать, нужна высокопроизводительная и надежная техника. На уходе за ней не стоит экономить, а ремонт следует проводить заранее».
Поддерживает Астахова и Архипов из НАТИ. Он считает, что «хороший хозяин» должен успеть провести в зимний период (не позже чем за месяц до посевной) все ремонтные работы, опробовать машину и убедиться, что она в нормальном состоянии. Он также советует запастись минимальным набором запчастей: вентиляторными ремнями, распылителями, рукавами высокого давления и другими недорогими деталями, часто выходящими из строя. А «при возможности» следует держать в наличии и заранее отремонтированные узлы: топливный и водяной насосы, генератор, стартер и т.д.), говорит Архипов. «И еще техника должна быть в одних руках, - добавляет он.
А по словам Голодникова, главное – иметь крытые помещения для хранения техники, подбирать ответственных людей для ее эксплуатации и после отработки определенных моточасов вовремя заменять масло и детали.
Перед началом сезона, рекомендует Архипов, нелишне сделать ТО и еще раз проверить работоспособность техники путем пробного пробега. А ежегодные техосмотры машин проводят органы Ростехнадзора. «Это достаточно формальная операция, часто не совпадающая с периодом подготовки сельхозмашины к весенним работам - поясняют в НАТИ. - Они сверяют номера, проверяют исправность рулевого управления, тормозов, осветительных приборов – всего, что влияет на безопасность».
Ольга Захарова
Журнал «АгроТехника»
№1, зима 2007
www.agro-technika.ru
http://www.agro-technika.ru/news/581/