Вы здесь

Орловская рысистая порода

Перейти к полной версии/Вернуться


Порода одна из старейших и популярнейших, первая заводская порода лошадей, созданная в нашей стране. Широко используется для улучшения массового коневодства и в беговом спорте. Лошади этой породы хорошо акклиматизируются в самых различных условиях. В бывшем Советском Союзе они распространены от берегов Прибалтики до Тихого океана. Использование орловских жеребцов на кобылах местных пород позволяет получать крупную, подвижную и сильную лошадь, отвечающую современным требованиям современного сель­скохозяйственного производства. На базе орловского рысака создана более резвая русская рысистая порода. Орловский рысак оказал положительное влияние на племенное рысистое коневодство Франции, Голландии и ряда других западноевропейских стран.

Работа по созданию орловской рысистой породы была начата в конце XVIII в. Российское коневодство того времени находилось в жалком состоянии. Для формирования тяжелых кавалерийских полков лошадей покупали за границей, легкая кавалерия с большим трудом комплектовалась местными лошадьми, а конница драгунских подразделений — малорослыми крестьянскими лошадьми, высота в холке которых не превышала 134-136 см.
Понимая острую нужду России в хороших лошадях, граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский (1735—1807), применив невиданные до того времени по масштабам, организации и глубине замыслов приемы коннозаводческой работы, создал породу лошадей, до наших дней вызывающую всеобщее восхищение. Он поставил перед собой две задачи: во-первых, создать универсальную породу верховых лошадей, пригодную для кавалерии и высшей школы верховой езды. Он добился этого скрещиванием арабских и чистокровных верховых лошадей, получив русскую верховую породу (орлово-ростопчинскую). Во-вторых, вывести не только новую, но и ранее не существующую породу, способную везти карету или другую повозку резвой рысью, не сбиваясь на галоп. Такая новая порода — орловская рысистая — была им также создана.

Началом выведения породы принято считать 1776 г., когда граф А. Г. Орлов-Чесменский привел в свой конный завод в селе Остров под Москвой выдающегося по своим качествам серого арабского жеребца Сметанку. К сожалению, Сметанка использовался в заводе очень мало, через год он пал. По-видимому, попав из жаркой аравийской пустыни в климат средней полосы России, он не смог акклиматизироваться.

В 1778 г. Орлов-Чесменский перевел лошадей своего завода из Подмосковья в Хреновской конный завод (Воронежская губерния), где проходила дальнейшая работа по выведению орловской породы рысистых лошадей. В этом же году от арабского жеребца Сметанки и датской кобылы Буланой родился серый Полкан I, не очень гармоничный в экстерьере жеребец. Из многочисленного потомства Полкана I (свыше сотни голов) для дальнейшей работы были отобраны только 7 жеребцов и 21 кобыла. Он стал отцом Барса I и нескольких кобыл, от которых пошла рысистая порода.

В начале 80-х гг. XVIII в. в заводе графа Орлова начинается скрещивание мекленбургских кобыл с арабскими, арабо-азиатскими, англо-арабскими жеребцами и с Полканом I. Азиатско-арабские жеребцы дали несколько ценных маток, которые использовались в дальнейшем для спаривания с Барсом I и его сыновьями.
Несмотря на многочисленные скрещивания, рысистая порода создавалась медленно. Значительный успех пришел лишь тогда, когда Орлов-Чесменский обратился к фризской лошади. В 1783 г. из Голландии были привезены 8 кобыл и 1 жеребец, в основном серой масти, к тому же обладавшие хорошей рысью. В первые годы голландские кобылы дали трех производителей для рысистого отделения, среди них Барса I (1/2 голландской, ¼ арабской и ¼ датской кровности) — крупную и вместе с тем быструю, легкую лошадь.
Серый жеребец Барс I послужил той отправной точкой, с которой Орлов начал создание рысака. Барс I родился в 1784 г. и прожил 24 г. Он был большого роста, отличался правильностью сложения, силой и резвой рысью.

Получив после многолетних поисков и различных межпородных скрещиваний Барса I, обладающего резвой рысью, Орлов поставил задачу закрепить и расширить успех. К недостаткам Барса I следовало отнести несколько свислый зад и довольно грубую шею — наследие голландской крови. На следующем этапе работы Орлов подбирает маток к Барсу I. Подбор шел по нескольким направлениям: кобылы арабо-датско-голландские (полкано-голландского происхождения), арабо-мекленбургские, породные верхового типа и «полукровные» английские кобылы, обладавшие хорошей рысью.

Свой вклад в создание породы внесли и английские лошади с рысистыми способностями. Рысаку, полученному в процессе выведения породы с помощью полуголландских помесей, недоставало устойчивости на рыси, дистанционной выносливости. Этими качествами обладали английские род­стеры — лошади с рысистыми способностями. Английская кровь способствовала созданию резвейших рысаков типа Кролика I, Полкана, Лебедя.

Таким образом, к трем первоначальным породам — арабской, датской и голландской, заложившим основание породы через Барса I, Орлов в дальнейшем добавлял новые. В родословных следующих поколений появляются уже 4-5, затем 6 пород, а после смерти графа в родословных некоторых лошадей было уже 8-10 пород.
Создание рысистой породы потребовало колоссального труда и громадных затрат. Прежде всего, проводили жесточайший отбор племенного материала. Из 42 первоначальных жеребцов разных пород, давших в первом поколении около 500 голов, для дальнейшей работы были отобраны только 9. Не менее жесткий отбор шел и в следующих поколениях. Второе поколение из 1000 голов приплода дало только одного производителя — но такого, как Барс I. Получив Барса I и 12 его сыновей (3-е поколение), Орлов заложил твердое основание, на котором строил дальнейшую работу.

В то время, когда генетические закономерности были еще неизвестны, Орлов, а затем его помощник и ученик Шишкин успешно справились с труднейшей задачей, и это их рысаки отличались высокой степенью закрепления ценных свойств своего основоположника. И главное, порода не замкнулась в близкородственном разведении, ослабляющем жизнестойкость, плодовитость, долголетие и другие ценные качества потомства.
В процессе создания породы одновременно с ее интеграцией шла и дифференциация. Порода разделилась на линии, а с помощью линий складывалась внутрипородная неоднородность. Имея несколько линий, Орлов применял разведение внутри каждой из них. Созданное богатство линий позволило провести разнообразное скрещивание этих линий, их комбинации. Таким образом, создание рысистой породы было сложным и длительным процессом.

Любители лошадей 30-40-х гг. XIX в. предпочитали орловцев лошадям других заводов. Энергия и сила этой лошади были необычны. Отмечая эти качества орловца, В. И. Коптев писал о лошади: «Нет ездока, который бы уездил ее, нет расстояния, которое она не пролетела бы без усталости».

К концу XIX в. в России не существовало ни одного конного завода, в котором племенной состав не был бы облагорожен кровью орловского рысака из Хреновского завода. Сложилась даже поговорка: «Кто не ездил на орловских рысаках, тот всю жизнь пешком ходил».

Графом Орловым-Чесменским были заложены основные линии рысистого направления. Справиться с такой задачей никому, кроме Орлова, не удавалось. Блестящее развитие их продолжил сподвижник и продолжатель его дела В. И. Шишкин, который впервые ввел в коннозаводскую практику не только разведение по линиям, но и возрастной подбор, осуществил вторичное прилитие к орловскому рысаку крови голландских лошадей. Таким образом, в результате пятидесятилетней работы в России была создана легкоупряжная порода с хорошим экстерьером и обладающая хоро­шим рысистым аллюром.

Никто ранее не вел сложное многопородное скрещивание по заранее составленному плану и не добивался такого огромного успеха. В скрещивании использовались верховые, упряжные и другие породы лошадей. Все лошади, приближающиеся к желательному типу, проходили три весьма жестких испытания: 1) после рождения до начала испытаний — по размерам, красоте и правильности экстерьера, здоровью; 2) по резвости в упряжке на короткие дистанции (повторно по 200 сажен) и по выносливости в езде на 18-20 верст и 3) по качеству потомства.

С 30-40-х гг. XIX в. орловский рысак получил широкое признание и начал использоваться в племенных целях. Его охотно покупали в государственные конюшни, помещичьи и крестьянские хозяйства. В 70-80-х гг. орловский рысак приобрел широкую известность в Западной Европе. В Гер­мании, Австрии и Голландии он сыграл большую роль в возникновении рысистого коннозаводства и ипподромных испытаний. В то время орловский рысак успешно конкурировал с американским. Конкуренция орловского рысака с американским сначала на заграничных ипподромах, а с 1889 г. в России вынудила русских коннозаводчиков работать над улучшением его резвости при сохранении типа и упряжных форм, в чем и были достигнуты значительные успехи: «лошадь столетия» рысак Крепыш установил в 1910 г. рекорды резвости орловской породы на 1600 м — 2 мин 8 5/в с и на 3200 м — 4 мин 25 7/8 с, которые продержались 28 лет.
Но все же к 1900 г. американский рысак как более резвый полностью вытеснил орловского с ипподромов Западной Европы.

В процессе племенной работы с орловским рысаком стремились улучшить его экстерьер и резвость, которой придавалось немалое значение. Одновременно создавались благоприятные условия для выращивания молодняка, его тренировки, а также улучшалось содержание производящего состава.

Современный орловский рысак — это крупная (промеры жеребцов-производителей: 161,1-164,2-184,9-20,8 см, промеры маток: 160,0-163,4—185,9—20,3 см), достаточно массивная и костистая, гармонично сложенная нарядная легкоупряжная лошадь (оценка типа и экстерьера при бонитировке жеребцов-производителей 8,07, экспертная оценка — 3,93, средняя резвость — 2 мин 06,1 с; заводских маток — 7,70; 3,80 и 2 мин 18,1 с соответственно). Голова у орловцев сухая, иногда грубоватая, с небольшой горбинкой в лобной части; очень выразительные глаза; шея длинная, высоко поставленная, нередко «лебединая»; достаточно высокая холка; спина длинная, прямая, широкая, поясница мускулистая; круп широкий, мощный; конечности достаточно сухие, иногда с коротковатыми бабками; щетки небольшие; грива и хвост хорошо развитые, хвост пышный; консти­туция крепкая. Орловские рысаки обладают уравновешенным и в то же время достаточно энергичным темпераментом. Встречающиеся недостатки экстерьера — длинная мягкая спина, запавшая поясница, короткий и спущенный круп, перехват под запястным суставом, сырость суставов, непрочность сухожильно-связочного аппарата, размет передних конечностей и прямая постановка задних; у лошадей серой масти встречается меланосаркома. Наиболее распространены рысаки серой масти: снежно-белая, серая в яблоках с темными или белыми хвостом и гривой. Встречаются также гнедая с различными ее оттенками, вороная и рыжая масти.

Современный рекорд орловского рысака на дистанции 1600 метров — 1 мин 57,2 с — установлен жеребцом Ковбоем (Блокпост — Крутизна) Пермского конного завода и является лучшей резвостью для рысаков России, показанной при выступлении в призе. Рекорд жеребца Алтайского конного завода Иппика (Персид — Ифигения) на дистанции 2400 м — 3 мин 02,5 с установлен при езде на свидетельство резвости (отдельно на время), а рекорд на 3200 м — 4 мин 13,5 с принадлежит Пиону (Отклик — Приданница), рожденному на Украине в Дубровском конном заводе.

Орловские рысаки не отличаются скороспелостью, их формирование (рост и развитие) заканчивается к 4-5-летнему возрасту, а максимальную резвость они проявляют в возрасте 6 лет и старше. Вместе с тем для них характерна высокая плодовитость (по выходу живых жеребят на 100 маток орловский рысак стоит на первом месте среди прочих конских пород стран СНГ), долголетие, энергичный темперамент и добрый нрав. Они хорошо акклиматизируются в самых различных условиях. Лошадей злобных, пугливых, слишком возбудимых встречается мало, порода в целом характеризуется простотой в обращении.

В современном составе породы выделяют четыре основных типа лошадей: крупного густого, густого некрупного, крупного облегченного и среднего типов. Представители различных типов телосложения встречаются в пределах одной линии, они могут иметь сходную работоспособность и одинаково высокую оценку экстерьера.

В наши дни перспективны и широко распространены в породе следующие заводские типы: хреновской, пермский, дубровский, новотомниковский. Самый распространенный в породе тип — хреновской. Рысаки хреновского типа очень породны, в основном «длинных линий», с сухой головой, длинной шеей, достаточно широким и глубоким корпусом, с хорошо поставленными конечностями, в основном, сухими. Средние промеры кобыл (см): 160,6-164,6-187,9-20,3.

Пермский тип сложился в значительной степени под влиянием суровых климатических условий Предуралья и соответствующего отбора. Для этого типа лошадей характерна средняя крупность, растянутость, массивность, иногда низконогость, некоторая грубоватость сложения. Иногда недостаточно четко выражен половой диморфизм, особенно у жеребцов. Для кобыл характерна высокая плодовитость. Средние промеры кобыл (см): 160,6-168,2-189,2-20,4.

Лошади дубровского типа некрупны, достаточно массивны, с отлично выраженным упряжным складом. В массе породны, скороспелы и, как правило, обладают повышенными резвостными способностями. Средние промеры кобыл (см): 159,5-161,5-185,0-20,3.

Новотомниковский тип орловского рысака сложился в Новотомниковском конном заводе Тамбовской области в 1940-х гг. в процессе формирования линии Отбоя. Рысаки этого типа очень нарядны, породны, сухи, в массе крупны. Средние промеры кобыл (см): 160,2-162,4-184,0-20,5.

Алтайский тип — рослые, несколько высоконогие лошади с плосковатыми ребрами, чуть грубоватые, с прямой конституцией и хорошей дистанционностью. Тульский тип, характеризовавшийся парадностью лошадей, к сожалению, выпал из породы.

Разнообразие типов способствует поддержанию внутрипородной гетерозиготности и обеспечению многостороннего хозяйственного использования орловского рысака.

Уже в течение более 170 лет практикуется разведение орловских рысаков по линиям. За последние 10 лет генеалогическая структура ее значительно изменилась. Старые линии Барчука, Бубенчика, Воина, Ловчего, составлявшие в середине прошлого столетия половину производителей конных заводов, ныне уступают новым линиям. В настоящее время ведущую роль в породе играют линии Отбоя (52,3% жеребцов-производителей и 39,6% маток в породе, в том числе Пиона — 36,7% и 25,2% соответственно, Исполнительного — 11,4% и 8,9%), Пилота (20,4% и 11,8%), Улова (14,3% и 14,4%), Успеха — 6,82% и 5,6%. Особенно прогрессируют линии Пиона и Пилота, сочетающие резвость со скороспелостью, типичностью, с правильным экстерьером.
Среди современных орловских рысаков ярко выраженным типом и резвостью отличаются жеребцы-производители Крикун (2 мин 05,0 с), серый, рождения 1984 г. (Комок — Коломна), рожден в Московском конном заводе; Колорит, 2 мин 05,0 с, серый, рождения 1990 г. (Иппик — Купавка), рожден в Пермском конном заводе; Поступок, 2 мин 06,8 с, серый, рождения 1989 г. (Причал — Порфира), рожден в Дубровском конном заводе.

Ведущее положение в породе заняли семейства Безнадежной Ласки, Кадетки, Клеветы, Тещи, Говорушки, Иронии, Кубани.

Селекционная работа с породой направлена на сохранение ее ценных качеств: типичности, крупного роста, правильного экстерьера, а также на улучшение резвостных показателей, плодовитости и добронравности. Упряжной тип телосложения рысаков важно сочетать с их резвостью. Кроме того, необходимо обратить внимание на сохранение у лошадей крупного роста, сухой, крепкой конституции, прочности сухожильно-связочного аппарата, гармоничного сложения, правильного экстерьера и высокой резвости на ходу.
Племенное ядро породы, определяющее ее эволюцию, сосредоточено почти в 20 конных заводах. Ведущими конными заводами по разведению орловских рысаков являются Хреновской (Воронежская область), Пермский, Московский, Чесменский (Воронежская область), Алтайский, Кемеровский, Дубровский (Украина).
Племенная продукция конных заводов поступает на племенные фермы, которые выращивают производителей, используемых в различных хозяйствах для получения рабочей лошади. Наиболее крупные племенные фермы расположены в Курской области, в Поволжье, в Башкирии, Татарстане, в Краснодарском крае, на Урале, в Западной и Восточной Сибири, на Украине, в Казахстане и Киргизии. Орловского рысака охотно покупают зарубежные фирмы и отдельные частные коневладельцы.

Широкое распространение орловского рысака на территории России и в странах СНГ (более 140 хозяйств занимаются разведением племенных лошадей этой породы) показывает, что его продолжают использовать как массового улучшателя. Многочисленные научные исследования, проведенные в разное время и в разных климатических зонах, подтверждают высокий племенной потенциал породы. Практически во всех случаях скрещивание орловских жеребцов с местными матками давало положительные результаты, потомство отличалось более крупными промерами, крепостью конституции, правильным экстерьером и высокими рабочими качествами. Наиболее ценными рабочими лошадьми считаются помеси рысака с лошадьми, улучшенными тяжеловозом, а также потомство тяжеловозных жеребцов от маток, улучшенных рысаком.
Однако по данным ВНИИ коневодства на 1 января 2002 г. численность племенного ядра породы в России составляет всего лишь 49 чистопородных жеребцов-производителей и 650 чистопородных маток, что по критериям, введенным ФАО, является пороговой численностью, грозящей гибелью породе. А уже по состоянию на 1 января 2003 г. в 6 ведущих конных заводах России и Украины, занимающихся разведением орловского рысака (Кемеровский, Завиваловский, Чесменский, Пермский, Дубровский, Шадринский) осталось всего лишь 322 матки и 19 жеребцов-производителей. Это ставит под угрозу дальнейшее существование, разведение и совершенствование орловских рысаков, так как основным методом их разведения является чистопородный. Повышение степени инбридинга орловских рысаков отрицательно отражается на улучшении их резвости. По данным Г. А. Рождественской (ВНИИК), лучшие представители породы — рысаки резвостного класса 2 мин 05 с — получены при инбридинге, коэффициент которого составляет до 1,6%.

Возрастание гомозиготности до 3% и более сопровождается инбредной депрессией, выражающейся в снижении резвости и количества высококлассных лошадей. Специалисты и руководители конных заводов, ВНИИ коневодства, общественность прилагают все силы для сохранения отечественной породы, некогда самой многочисленной на территории России. В 1996 г. создан Международный общественный совет по сохранению орловского рысака, который ежегодно проводит заседания и конференции, решает практические вопросы по проблемам породы. Однако без существенной поддержки со стороны государства все разрабатываемые программы по сохранению породы становятся малоэффективными. Во всем мире подобные уникальные породы охраняются государством.

История русской зоотехнической науки неразрывно связана с историей создания и совершенствования орловского рысака. Методы разведения и селекции, выработанные в процессе создания орловской породы, прочно вошли в зоотехническую науку и сегодня являются базовыми. Учение о линиях и семействах, комбинационных основах межпородного скрещивания, понятие о направленном выращивании и тренинге, организация племенного учета и многое другое, возникнув в коневодстве и, в частности, в процессе выведения орловского рысака, получило развитие и в других отраслях животноводства.

История орловского рысака, талантливо описанная профессором В. О. Виттом в книге «Из истории русского коннозаводства» (1952), по своей значимости для мировой зоотехнической практики сопоставима разве что с историей создания и разведения английской чистокровной верховой породы лошадей.

Рубрика: 
Источник: