Вы здесь

МТЗ на «российском ходу»

Перейти к полной версии/Вернуться

Белорусским аграриям в этом году пришлось работать в довольно стесненных финансовых условиях. Взять хотя бы весеннюю посевную кампанию. По стоимости она, как отмечали в Минсельхозпроде, была не дороже прошлогодней. Сложность заключалась в том, что значительную часть средств регионам надлежало изыскать самостоятельно. Если раньше перерабатывающие предприятия активно авансировали крестьян, то теперь «раскошелились» лишь сахаровары да спиртзаводы.

Потому вопрос снижения издержек перед аграриями встал остро. Сегодня это можно осуществлять за счет энергонасыщенной техники. Например, за счет двух с половиной тысяч широкозахватных комбинированных посевных агрегатов, закупленных в последнее время белорусскими хозяйствами. Или за счет новых мощных тракторов, поставляемых крестьянам Минским тракторным заводом. Кроме того, в целях экономии труженикам села рекомендовано переходить на биотопливо, что позволит сэкономить аграриям около десяти-пятнадцати процентов топливных расходов.

Хватало у хозяйств проблем калибром и помельче. Скажем, во многих районах весенние полевые работы из-за переувлажнения почвы, связанного с бурным паводком и продолжительными ливнями, вели выборочно. Там, где могла пройти техника. А это тормозило темп кампании, влекло за собой дополнительные траты на горючее.

Выход нашелся неожиданный. На юге Минской области – в Любанском районе – чтобы увеличить проходимость тракторов МТЗ-1221, их стали оборудовать колесами… от списанных российских «Донов».

– Благодаря этому трактор действительно превращается в вездеход, – говорит автор этого ноу-хау начальник управления сельского хозяйства и продовольствия райисполкома Виктор Статкевич. – Ведь «доновские» колеса пошире: им никакая грязь нипочем. Они «Дону» прослужили по десять-двенадцать лет, и еще столько же прослужат МТЗ. А попутно увеличат срок эксплуатации «родных» тракторных шин. Так что налицо солидная экономия финансовых средств.

Стоит заметить, что продвигалась идея непросто: пришлось долго убеждать скептиков. Однако теперь в хозяйствах Любанщины по два-три трактора с колесами от старых «Донов», которые раньше не знали куда девать. Более того, ноу-хау заинтересовались соседи: аграрии Солигорского района доставили в Любанский райагросервис для расточки пятнадцать пар «доновской» резины. И это не все: подобный опыт было рекомендовано изучить и внедрить у себя и другим районам Минской области.

Изучили. Вскоре в ОАО «Любанский райагросервис» посыпались заказы от аграриев Несвижского, Стародорожского, Клецкого и ряда иных районов Минщины. И не только. Новинкой, превращающей обычный трактор в трактор-вездеход, всерьез заинтересовались хозяйства соседних Могилевской и Гомельской областей.

Обилие заказов позволило райагросервису сделать «переобувание» техники в довольно выгодный бизнес. Каждое приспособленное к установке на МТЗ колесо от списанного российского «Дона» добавляет в бюджет ОАО около пятисот тысяч белорусских рублей – это что-то около пяти тысяч российских. Вроде и небольшие деньги, но в итоге набирается немалая сумма экономии.

Такое вот неожиданное сотрудничество. Сегодня число белорусских тракторов на «российском» ходу перевалило за полторы сотни. Они и теперь трудятся на полях: пока не выпал снег, активно пашут и культивируют почву. Теперь им самая дождливая осенняя слякоть нипочем.