В сфере развития агросектора лидерами-2010 оказались Нестеровский, Правдинский, Неманский и Гусевский районы. Конкурс был приурочен к закрытию сезона полевых работ.
Нестеров стал лидером по сбору зерновых и рапса. На полях района собрано почти 35 тысяч тонн зерна и 20 тысяч тонн рапса.
Также нестеровские фермеры оказались самыми эффективными в использовании пашни: в муниципалитете задействовано более 94% сельскохозяйственных земель. Второе место досталось Правдинску. Там производство мяса выросло за год на 182% и достигло почти 50 тысяч тонн. Третьим по показателям работы агропрома стал Неман, «традиционно развивающий все направления сельского хозяйства». А вот Гусевский район взял спецприз в особой номинации – «Лучший по производству овощей». К примеру, здесь была выращена почти половина всего калининградского картофеля.
Но есть и проблемы. Сегодня около трети всех сельскохозяйственных угодий нашего региона находятся под реальной угрозой затопления, а финансирование мелиоративных работ не превышает 15% от необходимой на то суммы. На одном из последних заседаний Областной Думы этот вопрос обсуждался всесторонне, и даже было принято обращение к региональному правительству с просьбой учесть проблему польдерных земель при подготовке бюджета-2011. На что в итоге смогут рассчитывать калининградские фермеры, специально к этому выпуску «Событий недели», выясняли наши корреспонденты.
Нестеровский район – лидер по сбору зерновых и рапса. Но в целом показатели почти на 40% хуже, чем в прошлом году. В хозяйстве фермера-переселенца Ивана Воробьёвского урожай рапса и пшеницы и вовсе выдался в три раза скуднее прошлогоднего.
ИВАН ВОРОБЬЁВСКИЙ, ФЕРМЕР: «Нет этой помощи. Помощь только на бумаге и на словах, но она есть копеечная эта помощь. Беда в том, чтобы взять кредит длинный, надо иметь залог двукратный, вот поэтому мы его фактически взять не можем, потому что заложить нечего».
Краткосрочные кредиты Воробёвские берут каждый год в пределах 2 миллионов, но также под залог. Говорят, что даже винтика своего в хозяйстве сейчас нет, если не смогут вернуть долги, бизнесу придёт конец. Расчёт – на помощь в организации сбыта продукции и бюджетное субсидирование ставок по кредитам. Тем более что погода в этом году подложила фермерам «большую свинью».
ВЛАДИМИР ВОРОБЬЁВСКИЙ, ФЕРМЕР: «С природой не поспоришь, под дых даёт очень хорошо. Переживать приходится тяжело, особенно в этом году, было много потерь урожая из-за дождей».
Ещё несколько лет назад в Чистых прудах было 20 фермерских хозяйств. Сегодня осталось всего 3. Похожая картина наблюдается и в других районах области. Сами фермеры сейчас надеются и на увеличение процента финансирования отрасли из бюджета, и на грамотную организацию всей системы производства и поставок продуктов.
АЛЕКСАНДР ПОПРОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОЮЗА ФЕРМЕРОВ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: «Нужно дать не деньги сельскому хозяйству, а нормальный, фиксированный и контролируемый рынок. Свободный рынок – это базар. Нигде и не существует, и нигде не выживает. Вот он и уничтожает в принципе сельское хозяйство: и в России, и у нас в Калининградской области».
В Полесском и Славском районах области – ещё одна грань проблемы. Польдерные земли (те, что ниже уровня моря) считаются очень плодородными. Но из-за нарушения мелиоративной системы ценные гектары простаивают и заболачиваются. В фермерском хозяйстве Олега Игнатьева половина поля в 250 гектаров до сих пор не дала всходов – земли здесь перенасыщены влагой.
ОЛЕГ ИГНАТЬЕВ, ФЕРМЕР: «Лет 20 так уже точно на этих землях не делалось ничего, то есть заросли каналы, заросли мосты, обрушились, нет циркуляции. Земля заболачивается, естественно, качество земель убывает катастрофически».
В системе мелиорации находится 80% территории всей области – уникальная ситуация для России. По стандартам капитальный ремонт сетей осушения должен проводиться раз в 10 лет, но уже минимум как четверть века дренажи зарастают – и даже не травой, а уже деревьями.
АЛЕКСАНДР КРАВЦОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ СЛАВСКОГО ФИЛИАЛА ФГУ «КАЛИНИНГРАДМЕЛИОВОДХОЗ»: «Средства выделяются не в тех количествах, тех суммах, которые мы запрашиваем, и составление планов всех этих работ гораздо меньше. Это потихоньку и приводит каналы в такое состояние, которое мы сейчас имеем».
ГАЛАКТИОН МОНАЙКИН, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ СЛАВСКОГО РАЙОНА ПО СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ: «Наш крестьянин в Славском районе как никто другой обижен по отношению к другому крестьянину Калининградской области. В том смысле, что он должен платить за чистку каналов 35% его стоимости. Это ложится на себестоимость продукции, произведенной в Славском районе».
Экологи уверяют: климат меняется, дождей становится больше, уровень моря повышается. При такой дряхлой системе мелиорации существование нескольких районов области находится под угрозой.
ФЕЛИКС АЛЕКСЕЕВ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЭКОЛОГ РОССИИ: «Инфраструктура осушительной мелиорации является скелетом нашей области. Без неё не только ведение лесного, сельского хозяйства невозможно. Но если она придёт в упадок (что сейчас собственно и происходит), то это означает затопление громадных территорий. Это разрыв коммуникаций».
На этой неделе в Областной Думе прошли первые консультации по бюджету на следующий год. На приведение в порядок мелиорации из областного бюджета изначально хотели выделить 9 миллионов рублей. Но, услышав доводы специалистов, решение поменяли.
ВАЛЕНТИНА СВЯТОХО, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ: «Меня услышал губернатор. Я очень благодарна, что теперь у нас губернатор будет тот, кто понимает, что такое мелиорация. У нас в районе родился, жил и знает, что такое земля. И я понимаю, что будет, наверное, выделено 63 миллиона, которые мы запросили».
Однако и такой крупной суммы, по оценкам экспертов, будет недостаточно. В одном только Славском районе речь идёт о 17 миллиардах рублей. На этой неделе здесь завершилась реконструкция насосной станции – важного элемента в системе мелиорации. Отремонтировать комплекс удалось только с помощью федеральных денег. Так что и в целом ставку в деле возрождения инфраструктуры осушения земель специалисты предлагают сделать на федеральные проекты.