Вы здесь

Этологические основы зоокультурного освоения лося

Перейти к полной версии/Вернуться

Гриб П.Т. Этологические основы зоокультурного освоения лося // Первое всесоюзное совещание по проблемам зоокультуры. Тезисы докладов. Часть первая. Москва, 1986. С. 132-133.

ЭТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗООКУЛЬТУРНОГО ОСВОЕНИЯ ЛОСЯ

В настоящее время, кроме хозяйственного освоения лося, в интенсивном охотничьем хозяйстве наметились возможности содер­жания его на фермах, с использованием приемов зооветеринарного обслуживания и воспроизводства при пожизненном получении от них продукции.
Разведение лося на фермах, затрагивает все стороны этологии животных, формируя хозяйственно выгодный стереотип поведения.
Лось как объект зоокультурного освоения с давних пор при­влекает внимание людей, но только в Советском Союзе эта работа получила теоретическое обоснование и практическое исполнение благодаря работам проф. Д.А.Мантейфеля и его последователей: Е.П.Кнорре, М.В.Кожухова и других.
На опытных фермах Печоро-Илычского заповедника и Костромс­кой сельскохозяйственной станции были разработаны основные эле­менты содержания лосей различных половозрастных групп, выяснены их качества в зоотехнических условиях, доказана возможность и перспективность их приручения и последующего хозяйственного ис­пользования. Но данная работа не вышла за пределы экспериментов. Существующие лосефермы характеризуются небольшими размерами групп подопытных животных, слабой материально-технической базой, от­сутствием замкнутого цикла воспроизводства и зоотехнического об­служивания лосей, наличием элементов неуправляемого поведения (вольная пастьба и случка).
Разработав основные принципы одомашнивания лосей, опытные лосефермы не могут решить ряда экономических задач, что и опре­деляет необходимость перехода от экспериментальных к опытно-производственным и хозрасчетным производственным лосефермам.
Переход к производственным условиям содержания лосей на фермах требует преобразования практически всех типов активности животных, в том числе:
- в оборонительном поведении: приручение с использованием импринтинга на воспитателя, выработка чувства подчинения и устранение агрессивности к человеку, выработка стадных форм защиты, уменьшение оборонительной дистанции к человеку от видовой до индивидуальной;
- в пищевом поведении: приучение к новым кормам и под­кормкам, управляемый выпас в лесу, изменение биоритмов потребле­ния кормов, приучение потреблять древесно-веточные корма в из­мельченном виде из кормушек, поедать заданный человеком ассорти­мент растений;
- в материнском поведении: управление связью "мать - ново­рожденный" в период отела, перенесение рефлекса молокоотдачи на человека;
- в половом поведении: проведение ручной случки, искусственный отбор производителей, выработка рефлекса семяизвержения на искусственную вагину;
- в социальном поведении: формирование хозяйственных групп,
устранение агрессивности между особями, упорядочение конкурен­ции в группах без агрессии;
- в комфортном поведении: изменение режима пастьбы и отды­ха в соответствии с режимом работы обслуживающего персонала, ре­гламентируемый по времени водопой.
Все работы сведены в замкнутый цикл зоотехнического обслу­живания и воспроизводства лосей, методически отшлифованный на опытных группах животных и рекомендованный производству. Он вклю­чает в себя следующие технологические операции:
1) искусственное выращивание молодняка лосей с использова­нием средств механизации выпойки и эффективной гигиены и санита­рии содержания;

2) раздой лактирущих лосих с применением машинной дойки;

3) индивидуальная и групповая тренировка всех лосей как пользовательных животных;

4) управляемый выпас лосей на лесных пастбищах;

5) откорм лосей порубочными остатками лесосек на открытых откормочных площадках.

Дальнейшее совершенствование этих технологических процессов направлено на переход от индивидуального к групповому обслужи­ванию, от ручного к механизированному и автоматизированному выполнению операций, от опытов к производственному внедрению в практику лесохозяйствеяного производства.

Рубрика: 
Источник: