Вы здесь

Как поменять уклад жизни на селе.

Перейти к полной версии/Вернуться

В Ульяновской области начата реализация принципиально нового проекта по развитию сельского хозяйства, который так и назвали – «Новая деревня». Цель проекта – соединить производителя с покупателем без посредников и накруток. И продавать через мобильные автолавки продукцию высокого качества на 15–20% дешевле, чем в супермаркетах.

Инициаторы проекта и инвесторы – Ю. Шевченко, руководитель «Агропарк-менеджмента», а также Э. Вырыпаев, совладелец девелоперской компании РТМ. Инициативу предпринимателей поддержали власти Ульяновской области, пишет «Народная газета».

Среди главных задач проекта – возвращение молодежи в село, решение демографических и социальных проблем сельского населения. Для этого в Ульяновской области в Новомалыклинском районе полным ходом идет строительство 28 жилых домов и 20 мини-ферм. Особенностью проекта является то, что инвесторы делают ставку на частного собственника, индивидуального фермера. Планируется строительство не только производственных мощностей и экономической инфраструктуры, но и социальных объектов. Будут построены деревни со своими школами, детскими садами, спортивными залами, а также научно-исследовательскими и обучающими центрами. В основе этих населенных пунктов будут лежать индивидуальные фермерские хозяйства, объединенные единым производственно-распределительным комплексом. По задумке авторов, эти населенные пункты будут со временем привлекать новых фермеров и таким образом развиваться.

Фермерские хозяйства будут проданы частным собственникам в рассрочку на пять – десять лет. Фермеры смогут оформить кредит в Россельхозбанке под поручительство инвесторов, которые построят ему мини-ферму. Затем в течение пяти – десяти лет он работает на своей ферме, пока полностью не погасит ее стоимость. Затем фермер сможет вести собственный бизнес, независимый от управляющей компании.

Предполагается, что проект «Новая деревня» станет тесным сплетением достижений техники, науки, организации, законодательства и естественного желания человека быть хозяином своей судьбы. Например, свинофермой на 10 свиноматок управляет один человек. Помогают ему несколько компьютеров. С их помощью идет учет раздачи кормов, поддержание температурного режима и вентиляция, удаление навоза, передача информации в диспетчерскую. Ферма на дисплее в диспетчерской отображается в виде плана-схемы. Каждое животное – под контролем. У всех вживлены радиометки и микрочипы. Если происходит отказ оборудования, сбой или иное ЧП, фермеру искать причину не надо – неисправность заявит о себе сама, поморгает красным цветом на схеме монитора. Для устранения на место тут же направляется специалист-ремонтник. Поэтому один человек легко справится с поставленной задачей – за год произвести 23 тонны мяса.

На перерабатывающих производствах заранее известно, когда и сколько сырья получат, какого оно будет качества. Мини-лавки будут реализовывать свежую продукцию отличного качества по сниженным ценам. Торговые организации планируют маршруты магазинов на колесах.

Фермера поддержит и наука – оборудование, закупленное для лабораторий, уже тянет на $2 млн. Сюда «переманивают» лучших специалистов по кормам, птицеводству и животноводству, генетиков, знатоков переработки.

Время покажет, будет ли это еще одна сказка про белого бычка или реальность, данная в ощущениях. Далеко не все смогут войти в этот особый класс крестьянина ХХI века. В том числе по юридическим особенностям. Согласно типовому контракту через 10 лет и ферма, и дом должны перейти в частное владение фермера. Но если у него возникнет желание покинуть проект, то он получит компенсацию. Примерно половину рыночной стоимости фермы и дома. А пока человек не стал полновластным хозяином, управляющая компания выплачивает фермеру заработную плату – сегодня это минимум 25 тыс. рублей в месяц. Но взять и продать эту собственность кому угодно и через 10 лет нельзя. Можно лишь члену кооператива или управляющей компании. Таковы условия контракта. Их надо читать внимательно.

Аналогов фермам проекта «Новая деревня» нет. Ю. Шевченко утверждает, что собрал здесь сливки агротехнологий со всего мира. Никакой гигантомании. Александровка – первая деревня, своеобразное ядро. В соседних деревнях уже начинает развиваться «сателлитное» производство. Дело не обходится без проблем. Например, не дают лимиты на природный газ. Хотя 7 млн рублей уже вложено в трубы. Но «Самаратрансгаз» тормозит. Без объяснений. Впрочем, авторы проекта рассматривают вариант получения энергии на основе биогаза. Тогда комплекс будет на энергетическом самообеспечении.

Срок окупаемости у «Новой деревни» – 7 лет. Но это примерный прогноз. По данным Ю. Шевченко, сейчас в «Новой деревне» уже живут 12 семей, а всего подано более 18,5 тыс. заявок. Конкурс составляет 180 человек на место.

Бюджетных денег у региональных властей авторы проекта не просят. А вот подвести дороги и недостающие коммуникации к населенному пункту важно и нужно. По подсчетам аналитиков, в Самарской области необходимо построить всего 4 такие деревни, чтобы регион был полностью обеспечен мясом и молоком.

Источник: