Почему чиновники мешают частному производителю попасть в крупноформатную торговлю?
Частнику легче попасть на рынок, чем в торговые сети.
Крестьянские хозяйства Дона пытаются создать эффективное объединение, которое на всех уровнях представляло бы их интересы. Это не только повысит рентабельность работы фермеров, но и позволит занять достойное место в крупных розничных сетях, а значит, существенно повлиять на цены на продукты. Однако процесс идет крайне медленно. Что мешает объединению альтернативных сельхозпроизводителей набрать силу?
Попасть в сети.
И. Курицын занимается разведением племенных свиней. Профессиональный животновод, выращивающий до 2 тыс. голов, вместо того, чтобы развивать свой бизнес, готов свернуть производство.
- Надоело работать в ноль, - говорит Курицын. - Целый год вкалываешь и никакой прибыли. А ведь рынок испытывает дефицит мяса. Но монополисты, специализирующиеся на выпуске мясной продукции, поддерживают только свои дочерние предприятия, которые поставляют им свинину, а фермера в упор не видят. Я вынужден сдавать мясо по 65 рублей за килограмм живого веса, а в продажу оно поступает по 250-300. Если бы закупочная цена была, хотя бы рублей 95, я бы уже развивал дело.
Казалось, нацпроект может помочь субсидиями и кредитами, но не тут-то было. Средства, выделенные на поддержку малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве, распределяются между «своими» людьми. А нам достаются крохи, лишь бы чиновнику было о чем отчитываться, мол, есть еще фермеры на Дону. Если так и дальше пойдет, вынужден буду закрыться. Где выход? Надо объединяться в более крупные структуры, тогда и силенок будет у нас побольше, можно снижать себестоимость, всем миром настоять на нормальной отпускной цене.
К пониманию необходимости объединения пришли крестьянско-фермерские хозяйства разных профилей.
- У меня 60 пчелиных семей, я по всему Северному Кавказу вожу свои ульи, - рассказывает пчеловод Юрий Грановский, - километры в погоне за цветущими травами накручиваю постоянно, а стоимость солярки с прошлого года подскочила с 14 рублей до 24. Да еще четыре пробы с каждой тонны меда на экспертизу в ветлабораторию сдать надо, каждая по 500 рублей. Торговые сети берут мед на реализацию только за солидный «откат», а если кто-то дал больше, тут же рвут контракт. Говорят, мед не соответствует стандартам, сдал ты ветпробы или нет, - никого не интересует. На самом деле это называется «недобросовестная конкуренция». Неправильно информируют о стандартах, закрывая продукции мелких фермеров путь к прилавку. Стояла бы за нами сильная структура с хорошими юристами, никто бы не решился так вести себя с частником.
- Секция кролиководов могла бы удовлетворять 80 процентов спроса в масштабах области на этот диетический продукт, - считает кроликовод Геннадий Запорожцев. - Однако наши попытки войти в торговые сети заканчиваются неудачей. Менеджеры выдвигают требования, выполнить которые частнику не под силу. Откуда у меня, к примеру, рефрижератор, чтобы довозить продукцию в нужной кондиции до магазинов? А вот у фермерской организации такая техника могла бы быть.
Идея объединения, как говорится, витала в воздухе. Планов громадье: под эгидой Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств ведутся переговоры с руководителями сетевых торговых проектов, вырабатываются стандарты качества продукции, формируется юридическая база для объединения мелких производителей. Но ведь попытка объединения предпринимается не впервые. Почему не получалось? Фермеры отвечают на этот вопрос уклончиво. Мы решили «докопаться», что же мешает осуществлению полезной инициативы.
Один в поле не воин
Казалось бы, необходимость сложения усилий фермеров очевидна, но не все так просто.
- Есть обстоятельства, создающие серьезные препоны, - говорит руководитель Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Ростовской области Александр Родин. - В первую очередь, неготовность чиновников способствовать оптимизации фермерского движения. Вроде бы все для этого есть: законодательство, политическая воля на высшем уровне, желание самих крестьян. А дело движется со скрипом. Еще Столыпин, когда выступал в 1907 году в думе, говорил, что мы как ветер в соснах - вверху шумим, а внизу все тихо. Боюсь, что и сейчас ничего не изменилось. Не желают чиновники менять сложившуюся ситуацию. Кому-то со стула подниматься лишний раз не хочется, а кое-кто видит корыстный интерес в нашей разобщенности. Вот яркий пример. В области около 12 тысяч фермеров, в прошлом году субсидии на дизтопливо получили только 24,5 процента, а на удобрения и того меньше - 5,5 процента! Чтобы получить субсидии, надо предоставить гору документов в минсельхоз, не всякий земледелец готов к бесконечной бумажной волоките. К тому же львиную долю субсидий «съедают» расходы на ее оформление. А многие фермеры просто не знают, что государство готово оказывать им реальную поддержку. В результате чиновники могут выбирать, кого информировать и кому помогать с оформлением субсидий. И, разумеется, предпочитают тех, кто готов с ними «сотрудничать». Продуктами поспособствует или даст пресловутый «откат». С кредитами происходит то же самое. Кому хочу - дам, кому хочу - откажу. Зачастую выделяют государственные средства сами себе. Ведь нередко госслужащие, близкие к сельскохозяйственной сфере, еще и землевладельцы. Вот и получается, что невыгодно чиновнику, чтобы объединение фермеров вошло в силу. Как довести информацию до каждого хозяйственника, уменьшить бюрократический груз, связанный с оформлением различного рода бумаг? Нужна саморегулируемая организация, которая возьмет на себя обязанности на всех уровнях представлять коллективные интересы фермеров. Во всем мире объединены более 90 процентов таких хозяйств, надо и нам подтягиваться.
Несмотря на то, что предыдущие попытки создать эффективную структуру закончились неудачей, на этот раз у глав крестьянских хозяйств настроение вполне оптимистичное. Парадокс, но причина оптимизма - повышение цен на продукты питания. По идее, крупные торговые сети должны повернуться лицом к мелкому производителю.
- Мы бы с радостью сотрудничали, - подтверждает руководитель крупнейшей на юге розничной сети Вячеслав Ч. - Ведь если бы фермерам удалось сделать реальный вклад в оборот торговых сетей, я думаю, что удалось бы сдержать рост цен на продукты, а значит, от нас не ушла бы часть покупателей. Мы готовы рассматривать предложения фермерских организаций, но с частником-одиночкой договоров заключать не будем. Для индивидуального хозяйства характерны мелкие, нерегулярные поставки и невозможность обеспечения требуемых стандартов качества продукции. Хорошо отрегулированные логистические бизнес-процессы мощных ритейлеров не стыкуются с таким положением вещей. Я могу взять мелкие партии на реализацию, но если продукция не продастся, фермер обязан забрать остаток. Поначалу крестьянин соглашается на эти условия, но, когда дело доходит до возврата, начинаются претензии.
Итак, фермеры хотят попасть в сети, а сети ждут их продукцию. Неужели и на этот раз на пути встанет бумажная стена?
Попытки получить комментарий в областном министерстве сельского хозяйства не привели к успеху. Начальник одного из управлений грозно отчитал корреспондента: «Кто там хочет объединяться? Конкретно назовите мне фамилии! Я никакой инициативы не вижу. Я против? Ого, какие вопросы вы задаете. Нет, я - за!» - и повесил трубку.
Справка «РГ»
В Ростовской области в сельском хозяйстве занято 335 тысяч человек (23,6 процента от общего числа сельских жителей), из них 238,4 тысячи (71,2 процента) - в фермерских хозяйствах, малых сельхозорганизациях и товарных личных подсобных хозяйствах. За последние два года количество фермерских хозяйств сократилось на 838 единиц, в 2007 году впервые произошло сокращение площади земли в этом секторе на 73,3 тысячи гектаров.
Марина Бровкина «Российская газета»