Курс развития сельского хозяйства в России госструктурами намечен. Минсельхозом - в виде Госпрограммы до 2012 г., Минэкономразвития пошло еще дальше – его вариант Концепции социально-экономического развития страны просчитан до 2020 г. Оба ведомства пророчат аграрному сектору большое будущее.
Вероятность изменения прогнозов в документах обоих ведомств тоже большая.
Россия сегодня готовится к вступлению в ВТО, сталкиваясь с основными трудностями именно в вопросах регулирования аграрного сектора. Последний неразрывно связан с макро- и микроэкономическими факторами, внутренней и внешней политической обстановкой, с погодой, наконец.
Все это характерно для любой страны. Поэтому делать прогнозы в сельском хозяйстве, особенно долгосрочные – рискованное занятие.
Минсельхоз с МЭР представления о «подводных камнях» для развития сельского хозяйства в России имеют и учли их.
В Госпрограмме изложены риски для ее осуществления. Минэкономразвития дает в Концепции два варианта развития – можно сказать, оптимистичный и пессимистичный.
Но в целом, как уже говорилось, в документах тенденция развития аграрного сектора больше положительная. Показатели и прогнозы Госпрограммы и Концепции также схожи. Но на этом унисон ведомств, похоже, заканчивается.
В Евросоюзе министры сельского хозяйства и представители других министерств и госструктур каждую неделю собираются, чтобы обсудить текущую ситуацию и договориться об изменениях в торговле и сельхоздеятельности стран. Нам до оперативности западных политиков далеко. И до разумного взаимопонимания между различными ведомствами в отношении сельского хозяйства тоже. По этим причинам в Кабинете министров много дискутируют в поисках решений. Особенно это касается финансовых, земельных и тарифно-таможенных вопросов.
Радует только, что в последние годы ответственность за развитие аграрного сектора стал нести не только Минсельхоз, но и другие госструктуры. Обычно они довольствовались ролью «серых кардиналов», отвечать за действия которых приходилось аграрному ведомству.
Это, безусловно, встречается и сегодня. И, ситуация, когда кое-кому, с одной стороны, сельское хозяйство видится «черной дырой», а, с другой, – от этого штампа его старается избавить Минсельхоз, все еще распространена. Тем не менее, удельный вес Министерства сельского хозяйства в структуре принятии решений по его профильным вопросам растет.
Растет и узнаваемость главы Минсельхоза Алексея Гордеева в широких массах. Начиналась она с выступлений в СМИ по вопросам роста цен на продовольствие. Сегодня в телевизионных новостях можно услышать о готовящемся заседании Правительства по вопросам сельского хозяйства. Все это должно привести со временем к выработке у общества постоянной привычки быть в курсе аграрной темы.
А ведомства, так или иначе связанные с сельским хозяйством, должны научиться регулярно рассматривать и решать возникающие вопросы.
Потому что выработанная концепция или Госпрограмма на бумаге не может гарантировать ее реализацию на практике.
Вот свежие данные от Минэкономразвития за I полугодие 2008 года.
В январе-апреле 2008 г. возросли поставки по импорту молока и сливок сгущенных в 1,9 раза, масла подсолнечного на 21,7%, масла сливочного и прочих молочных жиров на – 11,0%, изделий и консервов из мяса на 19,7%, кофе на – 15%, мяса свежего и мороженного на – 14,4%, мяса птицы - на 11,2%, рыбы свежей и мороженой - на 3,2%.
На 1 июня на территории РФ действовало 3,8 тыс. рынков.
Среди рынков преобладают универсальные рынки (76,2% от их общего числа) и специализированные вещевые рынки (13,1%). Сельскохозяйственные и сельскохозяйственные кооперативные рынки составляют всего 3,3%.
Наибольшее количество официально ликвидированных организаций за этот период по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдалось в сельском хозяйстве.
Цифры, как видно, не спешат навстречу радужным прогнозами для аграрного сектора. Потому что «серые кардиналы» (под ними можно понимать много кого), тоже не торопятся.
Ольга Акильева AgroNews.Ru