Федеральные законы не дают ответов на все поставленные жизнью вопросы, особенно в сфере земельного права, поэтому депутаты краевой Думы четвертого созыва приняли решение об образовании в структуре ГДСК комитета по земельным отношениям и землеустройству. На вопросы корреспондента «СП» отвечает глава этого комитета Александр Бобров.
– Становление земельного законодательства в крае практически завершено. Однако жизнь столь динамична, что и принятые уже нормативные акты требуют поправок.
– Вся история регулирования земельных отношений – это череда непростых дискуссий и конфликтов, правовых новаций. Вспоминаются, например, непростые дебаты по вопросу свободной купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения, которые в свое время сопровождались многочисленными акциями протеста в разных регионах, в том числе и на Ставрополье. Федеральная Дума поступила тогда точно так же, как недавно в отношении налога на автотранспортные средства, переложив ответственность за принятие решения на региональные парламенты. При принятии Земельного кодекса ГДРФ не стала устанавливать срок начала приватизации земель государственной и муниципальной собственности, предоставив это право субъектам. Вначале депутатами ГДСК был введен мораторий на приватизацию земель фонда перераспределения сроком на 49 лет. Затем право выкупать земли сельхозназначения было предоставлено специализированным хозяйствам. Это сделано, чтобы сохранить в крае племенные животноводческие, птицеводческие, семеноводческие, плодоводческие, виноградарские и овощеводческие хозяйства.
Как только на федеральном уровне было принято решение приостановить оформление в краевую собственность земель фонда перераспределения, депутаты «сняли» мораторий и предоставили право выкупа земли СХП, арендующим эти земли и заключившим соглашения о сотрудничестве по реализации мероприятий краевой целевой программы развития сельского хозяйства. В результате, так скажем, частичного отступления от введенного моратория лучшие хозяйства края – племколхоз «Россия» Новоалександровского района, племзавод «Восток» Степновского района, СПК «Терновское» Труновского района, птицефабрика «Кумская» Георгиевского района и другие – смогли стать собственниками земли. Теперь это позволяет им более уверенно смотреть в будущее: не надо участвовать в тендерах на право аренды земли, которую они обрабатывают из поколения в поколение, можно смело вкладывать средства в плодородие почвы, развитие производственной базы. Сохранение коллективных хозяйств, рабочих мест в сельском хозяйстве и в целом потенциала отрасли, их дальнейшее развитие – это, если хотите, идеология комитета, политика Государственной Думы и правительства Ставропольского края.
– Не тем же ли принципом руководствовались депутаты, когда устанавливали предельные минимальные размеры участков, достаточные для выделения из общего земельного массива, площадью в 300 гектаров?
– Действовавшее ограничение преследовало одну цель – сохранить сложившуюся технологию производства сельскохозяйственных культур с использованием укрупненных севооборотов и высокопроизводительной техники. Затем с изменением федерального законодательства эта норма стала препятствием для постановки земельных участков на кадастровый учет и оформления договоров аренды земельных паев. Тогда депутаты и опустили планку до 30 гектаров. Дебатов и споров было не меньше, чем при установлении моратория. Порой казалось, что компромисса не найдем. Жизнь, однако, подтвердила правильность принятого решения. В крае завершено межевание 95 процентов площади земель сельхозназначения, находящихся в общей долевой собственности, 87% поставлено на кадастровый учет, на 71 % площадей зарегистрированы договоры аренды. Это самый высокий результат по России, поскольку большинство субъектов РФ находятся в начале пройденного нами пути. Кроме того, наши собственники земельных паев защищены законом, и теперь их долю никто не сможет «умыкнуть».
– «Долгоиграющей» стала и проблема использования земельных участков, состоящих из невостребованных земельных долей.
– Таких земель в крае более 200 тысяч гектаров, половина из которых используется СХП без правоустанавливающих документов, то есть незаконно, а руководители соответственно привлекаются к административной ответственности. По закону эти земли могут оформляться в краевую собственность. Но сама процедура настолько сложная и продолжительная, что с этой задачей на Ставрополье не справились бы и в течение ближайших 30 лет. В целях ускорения обращения в собственность массивов из невостребованных долей в краевой закон внесены поправки, которыми предоставлено право оформления земли в собственность органам местного самоуправления поселений и муниципальных районов. Другими словами, появилась возможность сообща «навалиться» на эту проблему и решить ее быстро и эффективно. Такое решение позволит новым собственникам в лице правительства края, муниципального района или поселения передать свои земельные участки в аренду сельскохозяйственным товаропроизводителям. В итоге в доходную часть консолидированного бюджета края должно поступить более 200 млн. рублей, а сельские товаропроизводители будут использовать наделы на законном основании.
– Спасение лесозащитных насаждений также связано с разграничением собственности на землю?
– В ходе проведения земельной реформы лесополосы практически остались бесхозными. Трудно, однако, переоценить их роль в защите посевов от восточных суховеев, водной и ветровой эрозии почв и создании благоприятного микроклимата. Не случайно лесозащитными насаждениями в крае занято 141 тыс. га, что в 1,5 раза больше площади лесов. Совместно с правительством края депутаты долго искали пути решения этого вопроса. В краевом законе предусмотрена норма бесплатной их передачи в собственность расположенных по соседству основных землепользователей земли. Но этот процесс идет не так быстро, как хотелось бы.
– Ставрополье одним из первых приняло закон и установило цены на работы по межеванию садовых, огородных, дачных, приусадебных и участков под гаражами. А что на практике?
– Всем известно, что межеванием занимаются коммерческие структуры, которые искусственно накручивают цены, получая с этого сверхприбыли. Многие землевладельцы сознательно не идут на приватизацию своей земли, поскольку стоимость землеустроительных работ в некоторых сельских поселениях подчас приближается к цене самого участка. Не лучше обстоят дела и в городах. Человек, вынужденный считать каждую копейку, вряд ли в таких условиях станет заниматься регистрацией прав на недвижимое имущество. Будет продолжать пользоваться землей, как раньше, стараясь не думать о завтрашнем дне. А вот установление предельных цен на межевые работы в нашем крае дало, как мы и ожидали, позитивные результаты. На государственный кадастровый учет поставлено 126 тыс. садово-огородных земельных участков и зарегистрировано более 103 тыс. прав собственности на земельные участки. Это половина общей численности дачников и садоводов края.
Длительное время, но очень скрупулезно и взвешенно депутаты комитета изучали возможность расширения списка льготной категории жителей края для бесплатного предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство и личное подсобное хозяйство. Найдено, на мой взгляд, оптимальное решение. В целях дальнейшего развития личных подсобных хозяйств определены и условия предоставления гражданам участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота.
– Какие вопросы еще ждут своего решения?
– Во-первых, очень медленно идет разграничение собственности на землю в муниципальных образованиях. Во-вторых, нет единства в распоряжении неразграниченными землями. Дело в том, что часть муниципальных районов осуществляют распоряжение такими землями самостоятельно, а некоторые передали свои полномочия органам местного самоуправления поселений, хотя это противоречит закону. Следовательно, принятые решения могут быть отменены в судебном порядке. В-третьих, до сегодняшнего дня многие муниципалитеты не имеют правил землепользования и застройки своих поселений. Стихийные выступления жителей против застройки детских площадок, вырубки лесных насаждений и строительства многоэтажных жилых домов и других объектов за счет уплотнения придомовых территорий приобретают массовый характер. В краевую Думу поступают многочисленные жалобы на эту тему. В-четвертых, депутаты обеспокоены ситуацией, сложившейся с оформлением земельных участков под многоквартирными домами и прилегающих к ним территорий. Этот процесс идет медленно и противоречиво.
В заключение хотелось бы отметить, что земля – это единственно ценный ресурс, оставшийся в руках органов местного самоуправления, а земельный налог и арендная плата за землю – один из надежных источников пополнения муниципального бюджета. Поэтому хорошо организованное землепользование – залог успеха местного самоуправления. Я приглашаю всех к разговору о нерешенных вопросах в области земельных отношений, а по сути о будущем нашего аграрного региона.