Вы здесь

Дагестан: Новые рубежи фермерства

Перейти к полной версии/Вернуться

Недавно наша газета обращалась к теме переориентации аграрной политики на малые формы хозяйствования (МФХ), но остались невыясненными некоторые вопросы. Наш корреспондент задал их члену Общественной палаты РД, кандидату экономических наук, президенту Ассоциации объединений крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов Дагестана (АФКОД) Магомеду Абдурахманову.

- Магомед Алавудинович, расскажите о недавнем съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов России (АККОР), в работе которого вы принимали участие.

- Съезд состоялся в феврале. Он акцентировал внимание в большей степени на внутриАККОРовской работе. Произошли серьезные изменения как в Уставе организации, так и в персональном составе президиума совета ассоциации. Необычное было в том, что на съезд прибыли вместе и оба выступили с докладами первый заместитель Председателя Правительства РФ Виктор Зубков и министр сельского хозяйства Елена Скрынник. Там же выступили руководители ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Росагролизинг». Словом, на последнем съезде АККОР были представлены все ведущие структуры, работающие на ниве развития сельского хозяйства страны.

А что касается аграрной политики, то мы, фермеры, заговорили о необходимости повышения внимания к сельскому бизнесу гораздо раньше, когда добились включения в Госпрограмму по развитию сельского хозяйства подпрограммы «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования АПК на 2009-2011 годы». К сожалению, особых преференций не чувствовалось, да и в подпрограмме серьезной финансовой подпитки МФХ не предусматривалось. Но само по себе принятие такого документа говорило о том, что диалог АККОР и Минсельхоза РФ начался. И Минсельхоз РФ не только декларирует поддержку, но и предпринимает реальные шаги на федеральном уровне. В частности, АККОРовское присутствие обеспечено фактически во всех комиссиях и советах министерства, создан отдельный Совет по МФХ, утверждена должность заместителя министра сельского хозяйства по вопросу малых форм хозяйствования, на которую назначен Александр Беляев.
- Происходящие в последнее время в аграрной политике государства изменения привносят ли что-нибудь новое в работу АФКОДа, МФХ, сельхозведомств Дагестана и районов?

- АФКОД – общественная организация, как и всегда, продолжает испытывать внутренние трудности. Мы хотим трансформировать нашу организацию в саморегулируемую. И не принудительно и по закону, как у строителей, а добровольно. Для этого надо пройти серьезный организационный период, отобрать кандидатуры: фермерские ассоциации, отдельные хозяйства, представителей «здоровых сил» из среды чиновничества и науки. Нужно определиться с тем, кого называть реальным, а кого «асфальтным» фермером, то есть выработать стандарт. АККОР определил Дагестан, Ростовскую область и Краснодарский край для апробации пилотных проектов в этом направлении. Насколько это полезно и необходимо, покажет время. Одновременно мы узнаем, кто есть кто в дагестанском фермерстве.
- Акцентирование Правительством страны внимания на малых формах хозяйствования, которое мы наблюдаем, на ваш взгляд, внесет ли изменения в практику работы глав муниципальных образований, сельхозведомств районов и республики?

- Эта картина только начинает проясняться. Наше видение этого вопроса подсказывает, что мы должны активно сотрудничать с муниципальными структурами, по крайней мере давать им полноценную достоверную информацию о состоянии дел в МФХ. Акцентирование внимания на возможностях МО объясняется тем, что реальная власть сегодня у них, а не у министерства. Речь, в частности, о том, что они содержат управления сельского хозяйства, определяют, сколько и каких специалистов там иметь, как им работать и т.д.

Государство не могло не обратить внимания на тенденцию роста значения МФХ в аграрном секторе экономики в условиях, когда ими в стране производится около 90 процентов картофеля, почти 80 процентов овощей, в пределах половины молока, мяса, а теперь еще и зерна. Тенденция замечена, однако система государственного регулирования поддержки отрасли, в том числе и по МФХ, к сожалению, не изменилась.

Серьезного механизма государственной поддержки МФХ еще не выработано. Кстати, по такому вопросу нас недавно приглашали в Москву на встречу с заместителем министра экономического развития РФ по малому и среднему бизнесу Андреем Шаровым. Обсуждался вопрос поддержки малого агробизнеса в стране. Он приводил интересные цифры. Например, из 16 миллиардов рублей, выделенных за последние несколько лет на поддержку предпринимательства, лишь 191 миллион или немногим более одного процента приходится на аграрный бизнес.

На этом совещании были представлены серьезные предложения. Например, говорилось о распространении на всю страну практики некоторых регионов по выдаче грантов МФХ в виде возмещения до половины их затрат на лизинг техники. Дальнейшее развитие получит «Фонд поддержки российских фермеров». Предложено вместе с ОАО «Россельхозбанк» проработать вопрос создания гарантийного фонда. Прозвучали и рекомендации доверить функции составления реестра крестьянских (фермерских) хозяйств в ведение структур их органа самоуправления.

- Что конкретно можете предложить по изменению ситуации с МФХ в Дагестане?

- Я скажу о том, чего бы мы хотели. Во-первых, иметь четко организованную структуру на государственном уровне, ответственную за МФХ, – крестьянские (фермерские), личные подсобные хозяйства, сельхозпотребкооперативы. Считаю, что в Минсельхозе РД должно быть ответственное должностное лицо, которое бы отвечало за работу в этом направлении.

Во-вторых, необходимо, как говорится, «довести до ума» отдельную программу по развитию МФХ на селе, подключив к этой работе как можно больше общественных структур, специалистов и ученых. В-третьих, хорошо бы обеспечить отдельное финансирование, соответствующее по объему производимой МФХ доле сельхозпродукции.

Источник: