21 апреля в Москве состоялась расширенная коллегия Министерства сельского хозяйства России. В повестке дня вопрос «Об итогах реализации в 2009 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». С докладом выступила Министр сельского хозяйства России Елена Скрынник.
Напомним, что за день до этого с отчетом Правительства России о работе в прошлом году выступил в Государственной Думе премьер-министр Владимир Путин. Анализируя результаты и нерешенные проблемы экономики страны, глава кабинета министров вспомнил и о сельской госпрограмме. Более того, опыт ее разработки и реализации Владимир Путин назвал образцом для будущих программ комплексного развития образования, здравоохранения, науки, жилищного строительства и т.д. «Для каждой из таких программ мы введем индикаторы результативности, установим четкую ответственность профильных ведомств за их достижения», подчеркнул премьер-министр.
Эти мысли нашли отражение и в ходе коллегии Минсельхоза. Ее участники отмечали, что в условиях финансового кризиса удалось сохранить устойчивую динамику развития сельского хозяйства. Вот лишь несколько цифр, приведенных на заседании. При значительном падении в других отраслях экономики объем производства сельхозпродукции (в сопоставимых ценах) в 2009 году вырос на 1,2% по сравнению с предыдущим годом, в том числе животноводства – на 4,1%. А всего за первые два года реализации госпрограммы (2008 и 2009-й) основной индикатор «Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий» перевыполнен на 4,3 процентных пункта.
Собрано 97 млн тонн зерна в весе после доработки, что значительно больше среднегодового уровня его производства за последнее десятилетие. На 6,6% по сравнению с 2008 годом – до 9,9 млн тонн выросло производство скота и птицы на убой. Причем прирост по свинине составил 9% (+234 тыс. тонн), птице – 15% (+ 444 тыс. тонн). На 230 тыс. тонн увеличилось производство молока (+0,7%) – до 32,6 млн. тонн.
В то же время не скрывались и недочеты в реализации госпрограммы. Так, за год Минсельхозом на поддержку сельхозпроизводства перечислено в субъекты Федерации 90,6 млрд рублей, или 100% годового лимита. С софинансированием же из региональных бюджетов возникли проблемы. Как отмечается в материалах коллегии, в полном объеме использованы средства региональных бюджетов в Республике Татарстан, Республике Алтай, в Чеченской Республике, в Приморском и Краснодарском краях, Курганской, Кемеровской и некоторых других областях. В то же время по Республике Калмыкия освоение средств регионального бюджета на субсидирование процентных ставок составило менее трети (30,4%) от лимита. Немногим лучше здесь положение с поддержкой животноводства и растениеводства. Близкая ситуация в Астраханской области. Недостаточно поддерживают растениеводов в Костромской области, Алтайском крае, Республике Ингушетия.
Коснувшись ситуации на рынке зерна, Елена Скрынник отметила, что министерством разрабатывается комплекс мер для устойчивого развития растениеводства на перспективу. Среди них – Концепция развития логистической инфраструктуры зернового рынка; повышение прозрачности и уровня конкуренции в ходе биржевых торгов по закупкам в интервенционный фонд; субсидирование кредитов, привлеченных для реконструкции и строительства элеваторов. Регионам рекомендуется провести анализ и изменить структуру посевов в сторону кормовых культур, сделать постоянной практикой прогнозные балансы по зерну, за счет развития животноводства увеличить потребление фуражного зерна.
За минувший год энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций достигла 149,4 л.с. в расчете на 100 га посевов. Это больше предусмотренных Госпрограммой 145 л.с. Вроде бы просто хорошо. Однако коэффициент обновления по сельскохозяйственной технике оказался ниже программных показателей. Причем данная тенденция наблюдается уже второй год подряд по таким болевым для села позициям как тракторы, зерновые и кормоуборочные комбайны.
Причины известные. Прежде всего, это недостаток финансовых средств у сельских товаропроизводителей (по-прежнему цены на ресурсы для села растут быстрее цен на сельхозпродукцию), повышение ставок по долгосрочным кредитам, введение ограничений на господдержку при приобретении импортных сельхозмашин.
Благодаря консолидации бюджетов всех уровней удалось перевыполнить важнейшие целевые индикаторы по Программе сохранения и восстановления плодородия почв. Предотвращено выбытие из оборота 900 тыс. га пашни. Однако объемные показатели по агрохимическим мероприятиям не были выполнены в прошлом году. Причиной стало уменьшение средств федерального и региональных бюджетов на эти цели, включая субсидии на минеральные удобрения.
Особенно много проблем, как известно, в выполнении программы социального развития деревни. Вот и на коллегии можно было узнать о таком факте. Например, большой отклик в регионах и муниципалитетах нашла федеральная поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений. В реализации данных мероприятий участвуют 22 субъекта Федерации. Федеральные бюджетные средства распределены на софинансирование 31 пилотного проекта, отобранного на конкурсной основе. В минувшем году завершены восемь проектов. Между тем, на 2010-2012 годы финансирование данного направления из федерального бюджета не предусмотрено. И как быть с надеждами людей?
В докладе главы Минсельхоза отмечено, что «основные показатели федеральных целевых программ министерством выполнены. Совестно с Минэкономразвития и Минфином России ведется работа по их пролонгации до 2013 года. Предполагается, что недофинансированные по программам объемы в 2009 и 2010 годах будут перенесены и восстановлены в 2013-ом».
Что касается перспектив развития отрасли в текущем году, то глава Минсельхоза отметила, что приоритетными направлениями для финансирования определены следующие: молочное и мясное животноводство, птицеводство; первичная переработка молока и мяса; приобретение отечественной сельхозтехники; строительство и модернизация сахарных заводов; модернизация и строительство элеваторов для хранения зерна.
Государство будет в полном объеме выполнять все ранее взятые на себя обязательства по субсидированию кредитов, привлеченных сельхозорганизациями. Продолжится финансирование уже действующих инвестиционных проектов и начнется финансирование новых. Эти проекты будут отобраны на комиссии Министерства в соответствии с новой методикой оценки.
Объем кредитования по новым проектам составит 230 млрд. рублей, будет реализовано более 220 проектов в мясном и молочном животноводстве, что позволит увеличить производство мяса на 5% (на 500 тыс. тонн), молока - на 1,3% (на 450 тыс. тонн).
По просьбе регионов объемы софинансирования снижены до 35%. Ожидается, что это позволит обеспечить стабильный процесс финансирования отрасли по господдержке.
Министр определила и перспективные направления работы министерства. Среди них принятие Концепции устойчивого развития сельских территорий, программ по развитию птицеводства и семеноводства, а также инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка. Речь также идет о совершенствовании земельного законодательства, создании региональных «агропромышленных парков», развитии потребительской кооперации как инструмента обеспечения переработки (прежде всего, мяса и молока) и сбыта продукции. Большое значение также придается созданию информационно-аналитической системы для повышения эффективности управления отраслью.
Словом, решения приняты. Дело – за их выполнением.