Вы здесь

Продолжение темы. Молочные реки не в кисельных берегах

Перейти к полной версии/Вернуться

Хозяйства, занятые в молочном животноводстве, не собираются мириться с диспаритетом цен на продукцию
Каждый погожий день приближает фермы и крестьянские хозяйства, имеющие стада коров, к благодатному периоду «большого молока». Но производители далеки от радости. Надои ближе к лету у буренок увеличатся, но и цены на молоко поползут вниз. И снова хозяева стад окажутся «при своем интересе» –без прибыли, достойной затратам. Такая ситуация длится в Воронежской области уже не первое десятилетие. Пора уже пари заключать, насколько у фермеров и крестьян терпения хватит кричать о проблеме во всеуслышание и не быть услышанными.

В Воронежской области менее года назад была создана Ассоциация производителей молока. В нее объединились 50 хозяйств, в которых посчитали, что вместе легче отстаивать свои интересы – учиться рыночной экономике, передовым технологиям содержания животных, заготовки кормов. И главное – добиваться справедливости в оценке их труда. Создавать «правила игры», руководствуясь не сиюминутными интересами получения сверхприбыли, а здравым смыслом и экономической целесообразностью.

Ассоциация необходима как посредник между производителями и переработчиками молока, для работы с аграрным комитетом областной Думы, Правительством области и другими заинтересованными службами. Суть в том, что между партнерами по молочной цепочке нет согласия. Ну, совсем как в известной басне Крылова. Как лебедь, рак и щука, они забывают о самом важном – о том, что связаны единой нитью. И если прервется эта связь, тогда никому не поздоровится.

– Мы - как пальцы одной руки, – говорит заместитель председателя правления ассоциации Игорь Джавадов. – И действовать должны, исходя из важнейшей задачи – наращивания производства молока и молочных продуктов, как следует из государственной доктрины продовольственной безопасности, принятой в начале этого года.

Игорь Александрович поясняет мысль нехитрыми арифметическими выкладками. Сколько стоит один литр молока в магазинах? От 22 до 36 и даже 40 рублей, в зависимости от сорта и дизайна упаковки. В привычном полиэтиленовом пакете, в среднем, цена умеренная, приемлемая для массового покупателя. Сколько при этом получает каждая из трех упомянутых сторон? Львиная доля, то есть 48 процентов от продажи, поступает к переработчикам молока – комбинатам и заводам. 25 процентов получает торговля. И лишь 27 процентов – те, кто непосредственно выращивает молочное стадо, кормит-поит коров, доит, наконец.

Где же тут справедливость, если лишь Аннинский молокоперабатывающий завод, по данным на 14 апреля, за литр первосортной продукции платит 13 рублей 78 копеек. У ООО «Тандем» из Острогожска получается 10 рублей за литр, у ОАО «Фирма молоко» из Россоши – 9 рублей 80 коп. – 10 рублей 10 коп., у Верхнемамонского молокозавода – 10 рублей 30 коп. Частникам, сдающим излишки от надоев, держать коров вообще невыгодно – нижнедевицкое молоко местный маслозавод покупает у домохозяек по 9 рублей за высший сорт и 8 рублей – за первый. Есть примеры из других районов, когда платят и всего по 4 рубля за литр.

А ведь деньги за молоко нужны хозяйствам не только на зарплаты. Отрасль молочного животноводства – одна из самых сложных и затратных. Заготавливать корма на зиму, платить налоги и кредиты, покупать новую технику и оборудование, пополнять стадо новыми породами высокоудойных коров, содержать фермы в порядке, заботиться о здоровье скота, оплачивать коммунальные услуги, затраты на электроэнергию, поднявшиеся в цене с 2007 года в 2, 5 раза, и так далее. А когда средств в обрез и нечем погасить кредит, хозяйство приходит в упадок: никто себе в убыток работать не будет.

Не случайно губернатор Алексей Гордеев во время посещения животноводческого комплекса ООО «ЭкоНиваАгро» Лискинского района подчеркнул, что важнейшим потенциалом для развития области является ускоренное развитие животноводства. В отличие от растениеводства оно дает круглогодичную занятость населения и постоянное получение денег за продукцию.

«Но самое главное для меня как губернатора, – сказал он, – обеспечить по-настоящему комплексное устойчивое развитие сельских территорий, для чего и необходимо развивать животноводство и, в первую очередь, –молочное скотоводство».

Надо ли говорить, что такая оценка их труда буквально окрылила молокопроизводителей. Ассоциация попыталась заключить с переработчиками соглашение о сотрудничестве на взаимовыгодной основе. Но смежная сторона призыв не услышала. Меж тем в других областях подобное соглашение подписано, и ценовой паритет достигнут. А в странах Запада взаимоотношения между партнерами вообще настолько отрегулированы, что о каком-то ином порядке даже и не слышали.

В Англии, к примеру, предприятия по переработке молока могут рассчитывать на 35-процентные отчисления от поставок продукции. Торговля – на 15. Производители молока, таким образом, получают 50 процентов. Француз-переработчик выпускает 400 наименований молочной продукции и имеет доход в 47 процентов от продажи. Его коллеги у нас за 30 видов получают, повторюсь, 48 процентов. Регулировать цены в относительно небольшой стране, разумеется, легче, чем в необъятной России. Условия в регионах, в том числе климатические, слишком разные. Зато у нас есть федеральные округа – внутри них добиваться паритета цен, устраивающих все смежные стороны, не только можно, но и нужно.

Исходя из доктрины продовольственной безопасности, пора подумать и о расширении ассортимента молочных продуктов и их качестве. Ассоциация молокопроизводителей также добивается от смежников более корректного отношения к продукции. На пакетах с молоком, вопреки требованиям Роспотребнадзора, редко встречается надпись, что это - напиток. Даже зимой, когда и первокласснику ясно, что в его кружке не цельное молоко, а восстановленное.

Кстати, как рассказывает Игорь Джавадов, в его хозяйстве в Верхней Хаве и у его коллег по району качество молока специалисты областной ветеринарной станции проверяют каждую декаду. Молоко получает высшую и хорошую оценку. «Мы привыкли работать добросовестно и считаем, что можем рассчитывать на ответное доверие ветеринарной службы – нет необходимости так часто и дотошно контролировать. Достаточно проверки один раз в квартал, как принято у соседей-липчан или в Московской, Ленинградской областях».

Так все-таки, что может ожидать область, если и в дальнейшем экономический расклад сохранится прежним –не в пользу молокопроизводителей?

Вариантов, по меньшей мере, несколько. Первый и лучший – прийти сторонам к взаимовыгодному соглашению и установить равные по всей области приемлемые цены на сырое молоко. Второй вариант хуже: слабые хозяйства откажутся от невыгодной молочной специализации. Третий, возможно, спасительный: объединять, как предлагает ассоциация, возможности нескольких некрупных хозяйств. То есть везти на перерабатывающие комбинаты не тонну-две сырого молока каждому от себя лично и получать за них гроши, а кооперировать его в крупнотоннажный объем, охлаждать самим и продавать по более высокой стоимости. Кому – вопрос тоже интересный.

– Если нас не услышат партнеры, то мы вправе принять предложения от переработчиков Ленинградской, Московской, Рязанской областей, которые от них регулярно поступают. Они не поедут забирать две-три тонны, а объем в 30000 литров их вполне устроит, – размышляет Джавадов.

Не получится ли тогда жизнь у местных переработчиков по известной пословице: скупой платит дважды?

На прощание Игорь Александрович просил довести до сведения коллег-молокопроизводителей сообщение, что ассоциация регулярно проводит и будет проводить обучающие семинары по актуальным проблемам с привлечением ученых Воронежского аграрного университета и не реже, чем раз в один-два месяца, информировать о текущих делах в средствах массовой информации.

Автор: Евгения Лежанина.

Источник: «Коммуна», № 58 (25489), 22.04.10г.

Источник: