Вы здесь

На Южном Урале обсудили проблемы сельского подворья и пути возрождения агрокооперации

Перейти к полной версии/Вернуться

В последнее время серьезной проблемой аграрного сектора области стал сбыт сельхозпродукции, производимой в крестьянских и личных подсобных хозяйствах. Как быть? Селяне видят выход в «опоре на собственные силы» — создании снабженческо-сбытовых кооперативов. Не случайно этот важный вопрос обсуждался в четверг на областном совещании в резиденции губернатора Петра Сумина.

«Подсобка»: тормоза сбыта

В смутные девяностые снабженческо-сбытовая и потребительская кооперация на селе, не выдержав коллизий дикого рынка, приказала долго жить. Долгое время крестьяне варились в собственном соку, продавали за бесценок произведенную с таким трудом продукцию. В городе их не пускала на рынок «базарная мафия», а в деревне грабили барыги-перекупщики. Но вот забрезжила надежда — стали появляться первые снабженческо-сбытовые артели со статусом кооператива. Ростки нового (а вернее, хорошо забытого старого) поддержала региональная власть.

— Сегодня на Южном Урале около 400 тысяч личных подсобных хозяйств,— говорит министр сельского хозяйства области Иван Феклин.— Их доля в общем объеме сельхозпроизводства даже выше, чем в сельхозпредприятиях общественного сектора. Например, в прошлом году население произвело более половины объемов надоенного в области молока (360,5 тысячи тонн из 596 тысяч), 36 процентов мяса (84 тысячи тонн из 232 тысяч). А картофеля и овощей «подсобники» произвели и вовсе 87 и 84 процента (859 тысяч и 289 тысяч тонн) соответственно от общеобластных объемов.

Свою лепту в дело продовольственной безопасности региона вносят и фермеры. Сегодня в области 4613 крестьянско-фермерских хозяйств. И хотя их доля в валовом производстве картофеля, овощей и молока пока невелика — около трех процентов от областного объема, а мяса — и вовсе чуть более процента, но резервы роста у фермеров большие. Они могут резко увеличить поставки вкусного товара, лишь бы был сбыт, а продукция доходила до покупателя.

Но происходит обратная картина: везти в город продукцию полей и ферм для крестьян зачастую невыгодно — хоть сворачивай еле дер­жащийся на плаву аграрный бизнес! Доля мелких сельхозпроизводителей на продовольственном рынке области неоправданно мала. За прошлый год реализация ими молока от общеобластного уровня составила лишь 6,6 процента (25 тысяч тонн), мяса — 18,4 процента (15,8 тысячи тонн). За год крестьяне-единоличники продали только 165 тысяч тонн картофеля (21,4 процента областных объемов) и 23,3 тысячи (9,1 процента) — овощей.

Низкую товарность «дворового агробизнеса» лишь отчасти можно объяснить ростом личного потребления картошки-морковки, мяска да молочка. В домашнем хозяйстве обычно нет никакой переработки сельхозпродукции, а отдавать ее задарма варягам-перекупщикам — себе в убыток.

«Забытое старое» в рыночном варианте

В городе между тем спрос на продукцию села огромный, и она дорожает день ото дня. К примеру, цены на картофель и овощи нынче взлетели до небес: этот обычный для Южного Урала товар везут из Израиля, Египта, Марокко… Хотя местные крестьяне могли бы здорово помочь горожанам и сами внакладе бы не остались. Почему прилавки наших гастрономов забиты молоком и кефиром из Башкирии, Пермского края, Свердловской области, а всяческие «вим-биль-данны» и «даноны» вовсе везут из столицы и Питера? Ведь, по всем расчетам, область с лихвой может обеспечивать себя продуктами питания…

— Сегодня крайне важно обеспечить связующее звено в рыночной цепочке от производителя сельхозпродукции до потребителя,— считает Иван Феклин.— Таким звеном должна стать развитая сеть снабженческо-сбытовых и потребительских кооперативов. Ее формирование и поддержка — одна из приоритетных задач областной власти.

И подвижки уже есть. За два последних года в рамках реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в области был создан 21 сельскохозяйственный кооператив снабженческо-сбытового и потребительского профиля. А до конца этого года будет образовано еще шесть.

«Шанс» для крестьянина

Семнадцать «артелей» созданы для реализации продукции животноводства, производимой в сельских подворьях, в первую очередь молока. В прошлом году у селян большую популярность завоевали местные кооперативы, закупающие молоко от дворовых буренок: «Шанс» Нагайбакского района, «Союз» Верхнеуральского, «Октябрьский» Октябрьского и «Крестьянский» Кунашакского района. Они и сегодня помогают крестьянам дойти до покупателя, возят молоко на переработку на молзаводы и в город на продажу. За это время ими закуплено и реализовано больше трех тысяч тонн молока.

В этом году молочным бизнесом на селе занялись еще пять снабженческо-сбытовых кооперативов: «Клевер» Карталинского района, «Наваринский» Агаповского, «Роса» Уйского, «Жемчужина» Чесменского и «Троицкий фермер» Троицкого района.

Наглядным примером грамотного ведения молочного бизнеса может служить опыт сельхозкооператива «Октябрьский». Его среднесуточная норма закупа — 17,5 тонны. Этот мегакооператив уже закупает половину объемов молока, производимого в сельских подворьях района!

Кооператоры, задумываясь о будущем, приобрели современную линию по переработке молока. Сейчас идет монтаж оборудования, а осенью линия мини- молзавода вступит в строй. Вкусные молочные продукты — сметану, творог — кооператив планирует поставлять в социальную сферу и торговую сеть.

Уже появились в этом году и два сельхозкооператива по реализации мяса — «АгроказнаПром» Верхнеуральского района и «Рассвет» Усть-Катавского городского округа. Они, закупая у населения по достойной цене свинину и говядину, реализуют их в торговых точках. Крестьянам уже не нужно сдавать заезжим перекупщикам за гроши плоды своего труда. А, к примеру, кооператив «Троицкий фермер», кроме закупа, занялся… даже глубокой переработкой зерна на комбикорм, который затем по вполне доступным ценам отпускается мест­ным крестьянам. Тем самым поставлен заслон диктату монополистов-зернопереработчиков, покупающих у селян зерно за бесценок, а комбикорма для буренок продающих им же по баснословной цене. С начала этого года кооператив уже реализовал селянам 300 тонн питательного комбикорма.

Сейчас в Миассе и Красноармейском районе уже идет подготовительная работа по созданию сельхозкооперативов совершенно нового профиля — по предпродажной подготовке и реализации картофеля и овощей. Правда, это важное дело в регионе сдерживает нехватка овощехранилищ, львиная доля которых в годы обвальной приватизации перешла в частные руки и сменила профиль. По поручению губернатора Петра Сумина минсельхозом области районным управлениям сельского хозяйства дано задание провести инвентаризацию имеющихся производственных помещений, с тем чтобы переоборудовать их под овощехранилища. Только так, считают аграрии, можно обуздать рост цен на витаминную продукцию.

Власть поможет

— Наши кооператоры без помощи не останутся,— заверяет глава минсельхоза области Иван Феклин.— Правительством области создана система господдержки сельской потребительской кооперации. В 2008 году на эти цели из областного бюджета выделено 28 миллионов рублей, которые будут направлены на приобретение технологического оборудования молокоприемных пунктов — охладителей молока, автоцистерн, а также на покупку сельхозтехники для заготовки кормов членам кооперативов.

Специалисты Челябинского государственного агроинженерного университета оказывают кооператорам помощь в составлении бизнес-планов, подготовке уставов и других документов. Вуз проводит обучающие семинары по сбыту сельхозпродукции, бухгалтерскому учету, оказывает посреднические услуги при заключении кооператорами договоров с перерабатывающими предприятиями.

Фермерский рынок: доступ открыт

Однако мало произвести сельхозтовар и закупить и переработать «агросырье», надо еще доставить конечный продукт на рынок и продать потребителю. До недавнего времени пробиться в базарные ряды либо на магазинные прилавки для крестьян было непосильной задачей. На рынок их «не пущали» хозяева-частники, схваченные круговой порукой с оптовыми поставщиками с юга, а торговые сети ввели неподъемные «входные бонусы», которые по карману лишь крупным пищевым компаниям. Не случайно этой проблемой озаботились и на федеральном уровне: по поручению президента РФ был принят новый закон о розничных рынках, создающий «режим наибольшего благоприятствования» для мелких сельхозпроизводителей.

На региональном уровне, в свою очередь, реализуется целый комплекс мер по организации в области сети фермерских рынков, куда бы крестьяне могли везти свой товар без лишних хлопот и поборов. В муниципальных образованиях приняты постановления местных органов власти по упорядочиванию рыночной торговли и выделению селянам льготных мест для продажи продуктов питания.

В это благое дело свой вклад вносят и снабженческо-сбытовые кооперативы села. На фермерских рынках идет бойкая торговля, недорогая и качественная продукция полей и ферм пользуется у горожан большой популярностью. Кроме того, в период сезонной торговли в Челябинске, Магнитогорске и других городах области открывают дополнительные площадки для сельхозпроизводителей, снижается арендная плата.

По решению правительства области в городах и райцентрах регулярно проходят агроярмарки, ярмарки выходного дня. В прошлом году, по словам Ивана Феклина, было проведено 158 агроярмарок, в том числе пять крупных в Челябинске. В них приняли участие более 600 личных подсобных хозяйств, около 150 фермеров. За первое полугодие этого года уже проведено 27 агроярмарок. А впереди самый крупный, областной вернисаж — «Агро-2008».

Большие надежды вселяют планы муниципальных властей по строительству сельскохозяйственных рынков в Магнитогорске, Миассе, Копейске, Троицке. И хотя в Челябинске фермерский рынок в свое время был снесен, хочется верить, что в мэрии придут к мысли о его возрождении — пусть в другом месте, но с сохранением сельхозпрофиля.

…Планы у сельских кооператоров грандиозные. В этом году они намерены закупить у крестьян и реализовать девять тысяч тонн молока. Это, по расчетам, позволит довести общий объем продаж молочного товара от «подсобки» и фермерского сектора до 27,6 тысячи тонн, что на 10,5 процента больше прошлогоднего уровня. Кооперативы также планируют нынче реализовать 16,3 тысячи тонн мяса, 172 тысячи — картофеля и 24,2 тысячи тонн овощей, обеспечив прибавку по каждому из этих видов агроассортимента в три-четыре процента.
Евгений Аникиенко

Источник: