За несколько часов до наступления 2010 года, премьер-министр Масимов К.К. подписал Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2009 года № 2331 “Об утверждении Правил идентификации сельскохозяйственных животных”.
Все было сделано грамотно и технично: объявили всеобщую идентификацию животных панацеей от всех проблем в сельском хозяйстве, убедили парламентариев и выбили в бюджете 2010 года: “ На обеспечение ветеринарной безопасности и реализацию мероприятий в соответствии с внесенными изменениями в закон “О ветеринарии”, в проекте бюджета предусмотрено ежегодно порядка 20 млрд. тенге, в их числе расходы на оказание услуг по организации и проведению идентификации сельскохозяйственных животных, а также созданию и содержанию подразделений местных исполнительных органов в области ветеринарии.” Затем подготовили проект постановления и занесли премьер-министру.
Может Карим Кажимканович не заметил нюансы подписываемого постановления? Разработчики постановления постарались максимально удорожить постановление. Постановление №2331 не первое по идентификации животных – но в нем появились небольшие с виду изменения:
п.6 - бирки теперь надо ставить на 2 уха - (увеличивается в 2 раза закуп бирок),
п.5.3 – обязательное чипирование КРС принадлежащего крестьянским хозяйствам,
п.9 – изменена форма бирок - (Приложение №2 – бирки должны быть только такие) – вставлена фотка бирок оригинального образца. Бирки будут с двойной нумерацией – с передней стороны уха и с тыльной – в два раза увеличится стоимость бирок.
Постановление № 2331 очень денежное: поголовье КРС в республике составляет 7 миллионов голов, из них 1 миллион голов находится у юридических лиц. Таким образом будет закуплено 1 миллион чипов и 12 миллионов бирок ( по 2 шт на голову). Процедура чипирования (в Алмате делают элитным собакам) стоит около 3000 тенге. Кроме чипов придется закупить аппликаторы для введения чипов под кожу, сканеры для считывания (он должен быть у каждого ветинспектора) и кучу компьютеров для ведения базы данных. Обычные бирки для коров стоят около 100 тенге, а двойные – 150-200 тенге и к ним необходимо закупить специальные щипцы аппликаторы. Плюс 25 миллионов голов МРС и свиней (50 миллионов бирок по 30 тенге). Таким образом постановление стоит несколько миллиардов тенге. Перепись населения РК 2009 тут рядом не стоит, к тому же учет животных – мероприятие ежегодное, ведь надо бирковать народившийся молодняк. Министры уходят и приходят, а постановления остаются и кормят своих авторов.
Пронумеровать всех животных и выдать паспорта пытались давно – но затея не получилась, так как по прежнему постановлению, бирки должны были закупаться хозяевами животных. С приходом министра Куришбаева, программа идентификации получила второе дыхание – идентификация стала чуть ли не национальной идеей. По новому постановлению, бирки закупаются за бюджетные деньги, а затем с владельцев животных взимаются стоимость бирок и чипов. То есть, будущие поставщики бирок и чипов получат свои деньги сразу, но вернутся ли они в бюджет неизвестно. Кто будет победителем в госзакупках понятно – конечно же авторы постановления, чьи образцы детально описаны в приложении №2.
Теперь немного о самой идентификации. В России, куда наше МСХ планирует поставлять мясо, всеобщей идентификации нет, а есть местная – это когда ветврачи биркуют животных чтобы различать их в пределах одного села. Наши чиновники объясняют необходимость всеобщей идентификации тем, что она даст возможность проследить весь путь животного: от пастбища до рынка и отличать больных животных от здоровых. Похоже на советскую систему прописки граждан. Миграция животных и так известна – от пастбища до ближайшей ветлаборатории – где туша проходит контроль, получает печать и обезличивается. Провоз животных в другую местность, у нас с советских времен производится по справке от местной ветслужбы, которая ежегодно исследует и вакцинирует скот. Ну будем мы знать кто куда переехал, ну и что? Для искоренения инфекционных болезней, ветслужбе надо полнее обследовать поголовье, выявлять больных инфекциями животных на местах и уничтожать их. Чтобы различать животных, бирки могут быть простыми, любой формы, и не на 2 уха, животных можно не чипировать, а таврировать, татуировать, также есть система нумерации по выщипам на ушах – главное чтобы ветврач, исследовавший на туберкулез и бруцеллез, мог впоследствии найти больное животное и отправить на убой. Но тогда отпадет необходимость потратить несколько миллиардов тенге. Всеобщая идентификация ничего не даст кроме удорожания мяса и молока. В угоду Роспотребнадзору, проще проводить обследование животных непосредственно на уполномоченных мясокомбинатах. Все равно все животные проходят предубойную выдержку и сейчас имеется экспресс тест системы на все болезни (типа тестов на беременность). Это была бы полная гарантия здорового мяса.
О чипировании. Электронная идентификация животного осуществляется при помощи подкожного введения чипа с уникальным идентификационным номером, который остается с животным в течение всей его жизни. Для считывания информации с микрочипа используются сканеры. Чипирование в странах евросоюза распространяется только на домашних животных (собаки, кошки) и на племенных животных – при перемещениях животных за пределы страны. В Америке вообще отказались от чипирования сельхозживотных, по причине затратности. Мы богаче американцев, мы будем чипировать!
P.S. Наши чиновники подали пример киргизским и те озаботились паспортизацией баранов. Интересно, какое постановление примут в Киргизии. Кстати киргизы развили идею: “Кроме того, правительство разрабатывает законопроект об обязательном страховании животных от бруцеллеза, чумы и сибирской язвы”. Может и нам перенять киргизский опыт? Машины у нас застрахованы, осталось скотине выдать паспорта и застраховать!