Вы здесь

Южная Осетия: Вопросы должны решаться в комплексе

Перейти к полной версии/Вернуться

Начинается новый сельскохозяйственный год. Приближается сев яровых культур. В Южной Осетии наряду с животноводством и растениеводством была развита такая важная отрасль сельского хозяйства как зерноводство. Однако с каждым годом после распада Союза посевные площади сокращаются, спрос на зерно на внутреннем рынке падает. Чем это вызвано, как выправить положение? На эту тему мы беседуем с начальником Управления сельского хозяйства при Министерстве экономического развития РЮО Джамболатом Козаевым.

- Недавно в Южную Осетию поступила очередная партия сельскохозяйственной техники. В какие регионы она была распределена?

- Для "Ирагропромсервиса" была куплена техника на сумму 11 млн рублей. Это 4 трактора ДТ-75, 4 трактора Беларус МТ382,1 и к ним все причитающиеся прицепные и довесные агрегаты. В этой партии сельхозтехники оказались три трактора иностранной марки. Они для наших горных условий не годятся. Я их не принял.
Большую часть техники - по три трактора обеих марок и к ним плуги, сеялки, культиваторы и т.д., - отправили в Ленингорский район, точнее, в Цинагарское ущелье, где была создана механизированная бригада.
На сегодняшний день для Ленингорского района, по нашим подсчетам, необходимо купить еще как минимум один комбайн, один пресс-подборщик и одну автомашину хотя бы марки ГАЗ-53. Если эти единицы техники пополнят бригаду, то на первое время Ленингорский район можно считать обеспеченным необходимой техникой. А дальше по возможности будем доукомплектовывать ее.
Другую бригаду, точнее звено, образовали в Дменисском ущелье, куда были отправлены один трактор ДТ-75, один - Беларус МТ382,1 и в дополнение к ним всю прицепную технику.
Таким образом, мы сегодня фактически имеем 4 механизированные бригады в системе "Ирагропромсервиса": одна в с. Велит Знаурского района, вторая в с. Тбет, третья в с. Дменис Цхинвальского района и четвертая - в с. Цинагар Ленингорского района. Дменисскую бригаду необходимо дополнить тракторами и комбайном, да и Тбетскую следует доукомплектовать. И, конечно, каждой из четырех бригад нужны автомашины ГАЗ 53 для перевозки ГСМ, запчастей и т.д., для транспортировки принадлежащего фермерам и частникам зерна с полей к месту хранения.

- Предполагается ли в течение текущего года дополнительное приобретение техники для сельского хозяйства?

- Правительство обещает весной закупить еще одну партию техники для сельского хозяйства. В первоначальных планах у нас намечалось, помимо этих четырех, создание еще трех бригад: двух в Знаурском районе (в пос. Знаур и в с. Бекмар), одной - в Дзауском. Для Дзауского района требуется всего два трактора (ДТ-75 и Беларус), косилка и плуги. Сеять зерно мы там не будем. А вот прицепную технику для сева и сбора картофеля нужно покупать.
На все это много денег не потребуется. В первую очередь нам необходимы комбайны, так как имеющихся трех недостаточно для уборки той пашни, которая у нас есть. Норма одного комбайна в период жатвы - 140-150 гектаров. Те комбайны, которые у нас имеются в наличии, обслуживают до 250 га пашни. На сегодняшний день у нас засеяно 720 га озимыми культурами. Я уверен, что гектаров 300 составит яровой сев. Это почти 1000 га. А убрать такую площадь тремя комбайнами в срок нереально. Ведь уборка урожая должна пройти в течение двух недель. Если в этот срок не убрать урожай зерновых, то большая часть зерна остается в поле. Жаль людей, они вкладывают свои деньги, труд во время сева, а в результате почти ничего не получают.

- Раз парк сельхозтехники увеличивается, то, следовательно, и площадь пашни возрастет?

- Мы хотим увеличить площадь пашни. Но все упирается в комбайны. Если мы не купим комбайны до мая, то после этого на заводе "Россельмаш" их уже не будет. Я считаю, что не было резона тогда и трактора покупать. В Ленингорском районе нет ни одного комбайна. Засеют тамошние фермеры и частники пашню овсом, ячменем, вырастет урожай. А убирать его чем? Туда мы комбайн из "Агропромсервиса" отправить не можем. Их и на Знаурский и Цхинвальский районы не хватает. Не уберут они вовремя урожай, не получат отдачи и перестанут сеять. В прошедшем году многие фермеры отказались от сева озимых. Потому что убирать нечем, да и сбыта нет. Они с "Агросервисом" за предыдущий год не могут рассчитаться, говорят, мы не будем платить, так как оказались в убытке из-за того, что с опозданием начали уборку урожая. Да, это так, но мы ведь понесли расходы. И не виноват "Агросервис" в том, что не хватает комбайнов. Если бы вовремя убрали, фермер получил бы свое зерно, реализовал его и рассчитался с нами. Но на сегодняшний день "Агросервис" не может получить свои деньги за уборку урожая в 2009 году.

- Вы упомянули, что у выращенного здесь зерна нет сбыта. Зачем тогда сеять зерновые, увеличивать площади сева?

- А как же наши поля? У нас их почти нет уже. На сегодняшний день мы считали, что у нас имеется 18 тысяч гектаров пашен. Но их нет. Они заросли кустами, началась эрозия почвы. Если вовсе не обрабатывать, то у нас года через два-три останется 2 (максимум 5) га пашни. А другие земли? Как мы их потом будем расчищать, выкорчевывать? Это большие расходы. Борьба с эрозией - это опять расходы. Зачем доводить до этого? Просто надо все решать в комплексе. Начали сеять - надо одновременно заняться животноводством, в частности, свиноводством. В Южной Осетии не осталось свиней из-за эпидемии африканской чумы. Мы провели весь комплекс мероприятий, и в прошлом году уже не наблюдалось вспышек чумы. Люди начали потихоньку разводить свиней. Есть фермеры, которые желают заняться свиноводством, и их надо будет профинансировать в первую очередь. Если у нас не будет развиваться свиноводство, то незачем сеять овес и ячмень.

- Какая ситуация на сегодняшний день складывается на мельничном комплексе, который был открыт чуть менее года назад?

- Мельничный комплекс простаивает уже четыре месяца из-за того, что нет сбыта продукции. В основном ХПП сбывало муку, произведенную на этой мельнице в Ленингорском районе и в селах Кударского ущелья, на месте тоже продавали, но небольшие партии. Дело в том, что республика получила очень много муки в виде гуманитарной помощи. И люди не покупают нашу муку. Поэтому нет спроса на муку местного производства. Недавно на мельнице поменяли сито, установили сито для грубого помола и уже на новой неделе начнется выпуск муки для выпечки хлеба, необходимой диабетикам. Руководство ХПП и ПХБИ договорились о том, что предприятие хлебобулочных изделий будет принимать у хлебоприемного предприятия ежемесячно по 10 тонн муки. Это уже хорошо. Если мы сейчас не реализуем ее, то она пропадет. Также у нас осталось зерно в с. Велит. Мы и цены сбросили, несем убытки, но все равно реализация слабая. Когда я начал работать в Министерстве сельского хозяйства в 2007 году, килограмм зерна продавался за 12 - 14 рублей. В прошлом, позапрошлом, в этом году мы реализуем зерно за 5 - 5,50 рублей. У нас своя точка на рынке, а также продаем с ХПП. Сбрасываем цены, лишь бы продать. Будь на территории Южной Осетии хотя бы две тысячи голов свиней, ситуация бы изменилась. А если бы дорога в Грузию не была закрыта, у нас бы зерно не залеживалось. По всей Южной Осетии на сегодняшний день набирается 700-800 тонн зерна, которые надо реализовать. На местном рынке сбыта нет, на грузинский рынок нет выхода, в РФ не повезешь, там своего зерна в избытке. И мы не можем решить эту проблему.
Но, тем не менее, не обрабатывать земли нельзя. У нас и так почти не осталось пашен. Те поля, которые обрабатывались лет десять назад, но уже не засеиваются, превращаются в кустарники, на них образуются обрывы, эрозия почвы и т.д. Зерно - это экономическая безопасность республики. Хотим мы этого или нет, но наши поля рано или поздно заработают, должны заработать. А иначе за счет чего мы будем жить? До каких пор с протянутой рукой будем ходить? Вопросами сельского хозяйства надо заниматься в комплексе. В программах по развитию сельской отрасли должны быть учтены моменты сбыта выращенной на территории Южной Осетии продукции.

Источник: