Кризис заставляет нас переосмыслить, что же недоработано в нашей молодой рыночной экономике. Не исключение приоритетная отрасль Ставрополья — аграрная. Чему научили пережитые экономические испытания, какие выводы из этого должны сделать селяне и власть? На эту тему размышляет председатель комитета Государственной Думы Ставропольского края по аграрным вопросам и продовольствию Александр Шиянов.
— Кризис негативно повлиял не только на объемы производства продовольствия в крае, но и ухудшил финансовое состояние сельских товаропроизводителей. Объем производства сельскохозяйственной продукции (в сопоставимых ценах) в хозяйствах всех категорий по сравнению с предыдущим годом снизился почти на десять процентов, ожидается еще более значительное сокращение прибыли и уровня рентабельности сельхозорганизаций. В итоге — почти на четыре миллиарда рублей прибыли меньше, чем в 2008 году и, как следствие, трудности не только с погашением кредитов, но и дальнейшим кредитованием производства.
Серьезной проблемой для нашего АПК стало перенасыщение севооборотов зерновыми культурами и возросшее их валовое производство, сопровождаемое неустойчивыми ценами реализации урожая. Все это, на мой взгляд, следствие того, что очень быстро и бездумно сломали старую плановую экономику и государственную систему заготовок продукции сельского хозяйства, а новую — рыночную — так и не создали. В России нет зерновой биржи, где должны заключаться, в том числе и фьючерсные, договоры поставок зерна будущего урожая по биржевым ценам. Не в полной мере заработали системы электронных торгов и закупок продукции сельского хозяйства для государственных и муниципальных нужд. И это при том, что законы для организации этих структур приняты давно. Но вместо прозрачной рыночной системы, которая должна действовать в рамках закона и под контролем государства, между крестьянином и покупателем его продукции царствует перекупщик.
И все же, несмотря на сложности со сбытом, нельзя снижать тот экономический потенциал, какого сельхозпроизводители добились в производстве зерна. Властным структурам федерального и регионального уровня надо последовательнее решать вопросы использования зерна на корм животным, поголовье которых должно увеличиваться, снижать железнодорожные тарифы на перевозку пшеницы в другие регионы России и на экспорт. Следует коренным образом изменить структуру реализации урожая за пределы края, значительно увеличив продажу муки, различных круп, комбикормов, макаронных и иных продуктов, максимально задействовав имеющиеся мощности по переработке.
Назрела необходимость введения элементов планирования производства, переработки и реализации продукции сельского хозяйства по природно-климатическим зонам Ставрополья. Основным критерием здесь должна стать экономическая эффективность возделывания той или иной культуры. Это позволит возродить в крае производство семян пропашных, овощных и бахчевых культур, а также экологически чистых продуктов питания.
Экономический форс-мажор ударил по всем отраслям сельхозпроизводства, но в большей степени все же по животноводству, в котором кризисные явления отмечались уже с 1990-х годов. Ведь и растениеводство выжило во многом именно за счет сокращения животноводства. Пора, как говорится, возвращать долги. В крае практически потеряна основа животноводства. По сравнению с 1990 годом поголовье коров снизилось в семь раз, свиней — в три, овец — в восемь, птицы — втрое. Настало время по-иному выстроить саму систему государственной поддержки животноводства по сравнению с растениеводством. Сегодня мы на поддержку последнего направляем 63 процента бюджетных ассигнований. Сохраняя такое соотношение на протяжении последних десяти лет, государство стимулировало перепроизводство зерновых культур и сокращение производства животноводческой продукции.
Цифры говорят о многом. Ежегодно в крае производится 150 тысяч тонн мяса в убойном весе, а перерабатываем только половину. Наша задача увеличить этот показатель как минимум до 80 процентов. Для этого необходимо обеспечить подготовку инвестиционных проектов по переработке мяса в полуфабрикаты с длительным сроком реализации, в сырокопченые, сыровяленые изделия с учетом требований торговых сетей. Ведущие молокоперерабатывающие предприятия края пора оборудовать установками для ультрапастеризации молока. Учитывая, что срок хранения такой продукции шесть месяцев, это позволит сохранить стабильные закупочные цены на молоко в течение года. Таким образом можно не только улучшить снабжение населения, но и остановить сокращение численности коров.
Кризис, обвал, снижение объемов производства продукции сельского хозяйства по всей цепочке продвижения товара указывает, что основным стопором здесь являются сбыт и неконкурентная цена. Приватизируя в свое время предприятия переработки, государство специально оставило 51 процент акций у производителей сельхозпродукции. В последующем ценные бумаги меняли хозяев. В итоге одни производства прекратили свое существование, другие — уже на грани банкротства. Никто не выиграл. В хозяйствах нет животных, на предприятиях переработки — сырья. А те, кто выжил, используют завозное (в том числе из-за рубежа), игнорируя местный ресурс.
В такой ситуации, на мой взгляд, актуально создание союзов производителей и переработчиков мясной, молочной, овощной и другой продукции. Главная задача этих некоммерческих организаций — объединить усилия в обеспечении продовольственной безопасности Ставрополья, заняться лоббированием интересов членов своего Союза в административных и властных структурах, надзорных органах, изучением рыночной конъюнктуры, установлением единых правил на рынке, разработкой ценовой политики, обеспечивающей взаимный интерес партнеров. «Цеховые сообщества» должны будут наладить контакты с сельскими муниципальными образованиями по созданию базы данных о наличии сырья, интегрировать крупные хозяйства с предприятиями переработки в единую систему.
Наряду с расширением фирменной и розничной торговой сети надо придать новый импульс потребительской кооперации края, которая, кстати, пусть не в полном объеме, но сохранила сеть заготовительных пунктов, цехов переработки и магазинов. В условиях, когда частные крестьянские подворья, фермерские хозяйства, сельхозпредприятия готовы наращивать объемы, доля продуктов питания местного производства в торговой сети края должна постоянно расти, постепенно вытесняя с рынка «импорт». Ибо если не решим задачу по реализации производимой на Ставрополье продукции, нас ждет банкротство значительной части местных производителей продовольствия.
Чтобы помочь АПК, по-иному следует определить вектор развития ряда отраслей, которые безусловно способны обеспечить прорыв в занятости сельского населения. В первую очередь к ним относится виноградарская отрасль, которая, напомню, обеспечивает 30 тысяч рублей поступлений в казну края с одного гектара только в виде акцизов. Кроме того, каждые 100 га виноградников требуют 100 рабочих мест. Есть все основания ставить амбициозные задачи по увеличению производства и переработки винограда в три раза и только за счет этого довести объем акцизов в краевом бюджете до 500-600 млн. рублей. Но и это еще не все. Если замкнуть значительные объемы произведенного виноматериала на производство коньячных спиртов и в конечном итоге коньяка с нашим «Прасковейским» брендом, поступления в краевой бюджет можно увеличить до 2 млрд. рублей в год. Учитывая безработицу на селе, особенно в восточных районах, необходимо развивать производство винограда крестьянско-фермерскими и личными подсобными хозяйствами. Аналогичную занятость сельского населения и отдачу в бюджет может обеспечить и садоводство.
Что касается финансирования села, то негоже, когда ставка рефинансирования ЦБ снижается, а банки тем временем за счет дополнительных опций увеличивают расходы заемщиков по кредитам, или при перекредитовании в разы снижают первоначальную стоимость залогового имущества. Банки расширили перечень необходимых документов, усложнили процедуру и увеличили сроки получения кредитов. Налицо отсутствие согласованности банковской политики с государственной.
Важную роль должна сыграть программа развития сельского хозяйства Ставрополья: общий объем финансирования за три года составит 11,7 миллиарда рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 5,4 миллиарда рублей, бюджета края — 2,4 миллиарда рублей, внебюджетных источников — 3,9 миллиарда. Есть в ней, кстати, пункт и о социальном обустройстве жителей села. Ведь кризис — это не только экономическая, но и социальная катастрофа. Планируется в 2,2 раза увеличить ввод и приобретение жилья для селян, повысить обеспеченность питьевой водой до 82,6 процента и уровень газификации домов природным газом до 87,4 процента.
Для бюджетного обеспечения отрасли в этом году сделано все возможное, чтобы максимально сохранить прежние объемы финансирования. ГДСК в конце ноября приняла закон «О бюджете Ставропольского края на 2010 год», которым были учтены многие предложения депутатов нашего комитета. В итоге на развитие сельского хозяйства в текущем году из краевого бюджета будет выделено около 1,8 млрд. рублей, что на 300 млн. рублей ниже уровня прошлого года. Но, что важно, правительству и Думе удалось сохранить объемы субсидий сельскохозяйственным организациям на уплату процентов по кредитам и займам, на минеральные удобрения, приобретение сельскохозяйственной техники, поддержку овцеводства, племенного животноводства, элитного семеноводства, компенсацию гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, за реализуемые объемы животноводческой продукции. В полном объеме будут финансироваться программы по виноградарству и плодоводству.
В «аграрном» бюджете произошло сокращение финансирования по отдельным направлениям, а по некоторым его и вовсе не будет. Но это не значит, что нет других вариантов. Губернатор В. Гаевский принял решение, а депутаты его поддержали, что средства от реализации зерна регионального фонда будут направлены на развитие животноводства. В случае поступления дополнительных доходов будут увеличены расходы на повышение плодородия земель. Одним словом, бюджет 2010 года должен позволить аграрникам не только обеспечить динамичное развитие, но и выстроить качественно новую аграрную политику.
"Ставропольская правда" www.stapravda.ru