Рост производства молока ещё не означает гарантированную прибыль для сельхозтоваропроизводителей: ежегодно в аграрных регионах России, к которым сегодня можно смело отнести и Челябинскую область, происходит снижение закупочных цен на сырую продукцию. Это вызвано тем, что в летний период возрастает производство молока, в то время как реализация молочных продуктов снижается. Заводы-переработчики вынуждены консервировать излишки закупаемой продукции, чтобы, с одной стороны, не потерять поставщиков, с другой – обеспечить себя сырьём в период его нехватки на рынке.
Сегодня сельхозтоваропроизводители обеспечивают потребности области в молоке и продуктах его переработки на 85%. Могли бы и на 100. Только для этого нужно проводить масштабную модернизацию молочного животноводства, чтобы снизить себестоимость сырого молока, тем самым повысив его рентабельность. Это решило бы массу проблем – от дефицита кадров до диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Но модернизацией сегодня охвачены только передовые хозяйства и фермы. Для сравнения: если за прошедшие два года в рамках национального проекта птицефабрики области оформили инвестиционные кредиты на общую сумму 2,9 млрд. рублей, а сумма инвестиционных кредитов на развитие свиноводства составила 2 млрд. рублей, то на животноводство, то есть, именно на строительство и модернизацию животноводческих ферм, – только 365 млн. рублей. Причина – в отсутствии залоговой базы даже для оформления льготных кредитов, ставка рефинансирования по которым погашается за счет средств федерального и областного бюджетов.
В этой ситуации каждое лето идёт сокращение молочного стада. Последние годы резко сокращается поголовье бурёнок на частных подворьях. По данным всероссийской сельскохозяйственной переписи, сокращается число хозяйств населения, выращивающих скот и птицу. Только на 22% личных подворий можно встретить мычащих животных. В хозяйствах происходит выбраковка непродуктивного скота, который недостаточно активно заменяется ремонтными тёлками – будущими высокоудойными бурёнками. Сельхозтоваропроизводители как бы оказываются «между двух огней»: с одной стороны им нужно зарабатывать, и такой заработок ежедневно и ежесезонно даёт только животноводство, с другой стороны, они вынуждены соглашаться на любые условия тех, кто закупает молоко.
В этом году закупочную цену с 12 рублей в январе до 10 рублей в июне опустил «Челябинский городской молочный комбинат», с 12,8 до 11 рублей за килограмм за этот же период снизил «Чебаркульский молочный завод», с 12 до 9,5 руб. – «Магнитогорский молочный комбинат». При этом у всех трёх производителей отпускная цена на продукцию не изменилась, она составляет 21,3 – 21,5 рублей за килограмм молока.
Пресс-центр Минсельхоза
Челябинской области
http://www.chelagro.ru Отдел внешних связей (пресс-центр) министерства сельского хозяйства Челябинской области, 239-61-01 (-03, -52)