Лошади этой породы относятся к группе мелких тяжеловозов и создана путем скрещивания выводных жеребцов арденской породы с улучшенными местными кобылами средней полосы России, Урала и Украины.
Выводные арденские жеребцы, использованные в скрещивании, были во многих случаях дисгармоничны, с большим количеством различных недостатков экстерьера, но отличались хорошей подвижностью, сухостью сложения, неприхотливостью и добронравием. Они быстро распространились по России, и в 1904 г. их разводили более чем в 400 хозяйствах, включая Хреновской и Деркульский конные заводы.
Учитывая большой спрос на лошадей этой породы и им подобных, арденов стали скрещивать с местными кобылами упряжного типа, главным образом с помесями брабансонов. Под влиянием систематического отбора экстерьер помесных лошадей был значительно улучшен, и на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. эти лошади обратили на себя внимание. В результате жеребец Каравай из Хреновского конного завода был признан лучшим и удостоен золотой медали.
После гражданской войны импорт лошадей прекратился. Была начата работа с оставшимися арденами и их помесями с целью выведения некрупной сельскохозяйственной лошади, сочетающей в себе положительные качества исходных пород: высокую работоспособность, доброезжесть, неприхотливость. В результате многолетнего отбора в конных заводах постепенно сложился массив некрупных лошадей консолидированного происхождения и типа, заложены и сформированы генеалогические линии Караула, Ларчика, Рубикона.
Учитывая однотипность полученных помесных лошадей, их консолидированное происхождение и резкое отличие от типа старого ардена, в 1952 г. породная группа была апробирована как новая порода — русская тяжеловозная.
Лошади этой породы отличаются некрупным ростом. Промеры жеребцов составляют: высота в холке — 151,8 см, длина туловища — 164 см, обхват груди — 206,2 см, обхват пясти — 22,3 см, кобыл — 148,4-160— 191,0-21,1 см соответственно. Для них характерны гармоничное сложение, исключительно добронравный характер, неприхотливость и высокая плодовитость.
Голова у них сухая, довольно легкая, широколобая, с ясными живыми глазами. Шея средней длины, часто красиво изогнутая. Холка, спина, поясница широкие, мускулистые, круп широкий, мускулистый, нормальногонаклона. Грудная клетка широкая, глубокая, ребра бочкообразные. Конечности недлинные, сухие, крепкие, правильно поставленные, оброслость небольшая. Масть лошадей рыжая, рыже-чалая, рыжая в седине, реже — гнедая и вороная.
Жеребцы и кобылы в коневодческих хозяйствах регулярно используются на разнообразных работах, что способствует выработке хороших рабочих качеств, доброезжести и отдатливости в работе. Кроме того, это снижает себестоимость получаемой племенной продукции, способствует повышению плодовитости жеребцов и кобыл и отбору лошадей с лучшими рабочими качествами. Лошади русской тяжеловозной породы отличаются высокой работоспособностью. В соревнованиях с силой тяги 150 кг кобыла Находка прошла 2000 м за 13 мин; кобыла Геральдика с тяговым усилием 50 кг преодолела эту дистанцию за 5 мин 20,4 с. В соревнованиях на тяговую выносливость кобыла Палатка с силой тяги 300 кг прошла 1091,6 м, а жеребец Рулет проявил максимальную силу тяги 869,5 кг.
Русские тяжеловозы неприхотливы в еде, способны хорошо усваивать корм и сохранять упитанность. Кобылы этой породы в условиях конных заводов отличаются высокой плодовитостью (85—90 жеребят на 100 маток) и хорошей молочностью — они дают в среднем до 2700 кг молока. Племенные жеребцы прекрасно выдерживают косячную случку. Продолжительность заводского использования — 20-22 г., нередко 25-27 лет.
Русские тяжеловозы представляются перспективными и для мясного коневодства. Скрещивание жеребцов русской тяжеловозной породы с местными степными кобылами (например, с казахскими) оказалось эффективным. Полученный при таком скрещивании приплод в обычных табунных условиях превосходит местных сверстников по живой массе на 60-70 кг.
Основным методом совершенствования породы является чистопородное разведение по линиям. Главные признаки отбора: крупность, типичность, правильный экстерьер с учетом результатов использования лошадей на хозяйственных работах и в специальных испытаниях, а также здоровье, долговечность, плодовитость и молочность. В породе культивируются линии Караула, Ларчика, Рубикона, Капитена, Свиста и прогрессивные маточные семейства. Ведется Государственная книга племенных лошадей русской тяжеловозной породы.
Порода широко распространена почти во всех зонах страны. Лучшая часть племенного поголовья лошадей русской тяжеловозной породы сосредоточена в таких крупных специализированных конных заводах России, как Куединский (Пермская область), Хреновской (Воронежская область), Вологодский, а также в Мстиславском в Белоруссии и в Ново-Александровском в Луганской области на Украине. В Башкирии русских тяжеловозов разводят на племрепродукторе ПО «Пищекомбинат» Стерлитамакского района.
Вы здесь
Русская тяжеловозная порода
Опубликовано вс, 10.01.2010 - 21:51 пользователем Фермер.Статьи
Рубрика:
Источник:
Источник:
- 3022 просмотра