Вы здесь

Новости от нашего постоянного партнёра "Птицеводческий сайт"

Перейти к полной версии/Вернуться

http://meatinfo.ru
Мушег Мамиконян: К новой директиве импорта мяса и мясопродуктов
Заканчивается действие Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 N732 "Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006 - 2009 годах". В Министерстве Сельского Хозяйства разрабатывается Проект Постановления Правительства РФ "Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2010 - 2012 годах". Учитывая важность этого события для развития животноводства и птицеводства в РФ, хотим обратить особое внимание на ряд фактов, которые с нашей точки зрения необходимо учитывать при разработке данного документа.
Проблема принятия регулирующих действий по импорту говядины является более существенной, чем регулирование по другим видам мяса.
Содержательность важности негативного влияния импорта говядины связано с более широким спектром проблем, которые возникают в животноводстве РФ при низкой стоимости импортируемой говядины.
Из-за того что существует естественная разница в уровне себестоимости производства различных видов мяса на рынке РФ импорт дешевой говядины нарушает пропорции в уровне цен на мясо говядины, свинины и птицы, что приводит к негативным последствиям:
- Экономически невыгодным остается мясное скотоводство;
- Низкая цена на мясо "шлейфа" от молочного стада увеличивает себестоимость молока;
- Происходит ухудшение рыночных условий для развития отечественного свиноводства.
Поэтому наиболее важной задачей таможенно - тарифного регулирования импорта говядины, наряду с удовлетворением существующего в стране дефицита мяса говядины, должна стать задача обеспечения такой цены на говядину, которая будет предотвращать вышеприведенные последствия.
На сегодняшний день существующая система квотирования мороженой говядины не полностью выполняет эту роль, прежде всего из-за завышенных оценок необходимого объема квот на мясо говядины, а так же из-за невысоких импортных пошлин на ввоз говядины вне квот.
В период обсуждения планов о введение тарифного квотирования с 2003 года импорту говядины не придавалось существенного значения. Мы обращали внимание ведомств, что в расчет балансов импорта предыдущих периодов 2000 - 2002 (а именно так рассчитывался объем квот с 2003 года), были ошибочно включены объем импорта из Украины и Белоруссии (около 150 тыс. тонн). Это привело к принятию неправильного решения по объемам квот: вместо расчетных в 250-300 тыс. тонн импорта из квотируемых стран было принято решение об объеме квот в 450 тыс. тонн.
По существу, квоты составили на треть больший объем, чем получалось по правильным расчетам импорта из стран, которые подпадали под квотирование.
В результате возникли благоприятные условия для роста объемов импорта говядины с низкой ценой.
Кроме отмеченного, важно подчеркнуть, что хотя мы неоднократно указывали о необходимости включения в балансы производства и потребления импорта субпродуктов, в том числе говядины и свинины, но принятие таких подходов отвергалось.
Таким образом, возникли условия для увеличения импорта мясных субпродуктов и жиров по кодам ТНВЭД 0206, 0209 (см. приложение таблица N2), что уменьшает спрос на продукты выпускающихся на отечественных предприятиях.
До сих пор балансы по отдельным видам мяса рассматриваются дискретно, не учитываются смежные рынки мяса, включая мясные субпродукты.
Важно подчеркнуть, что объём квотирования вычисляется с использованием данных по балансу мясных ресурсов. Эта таблица является основным рабочим документом для расчётов и прогнозов по рынку мяса в РФ и на основе этих данных ведомства принимают решения. С нашей точки зрения она должна быть пересмотрена.
Обращаем Ваше внимание, что в этих данных не учитываются объёмы импорта субпродуктов убойных животных, несмотря на то, что их импорт нарастает ежегодно.
Так же не учитывается объем ввоза живых животных в основном свиней (код ТНВЭД 0103 92, 0103 91) этот объем не попадает под основные инструменты регулирования рынка - ни под квоты, ни под внеквотные высокие тарифы. Объем ввоза за последние четыре года по этим кодам вырос в 16 раз и в 2009 году, по нашей оценке без учета ввоза племенных животных, составит более 114 тыс. тонн (см. приложение таблица N4). В убойном весе, с учетом выращенных свиней, этот объем составит около 100 тыс. тонн, что составляет почти 20% от годовой квоты на свинину и будет сопоставимо со всеми внеквотными поставками в 2009 году.
Вследствие такой неточности искажается объём импорта, и эти данные по импорту не совпадают с данными по экспорту стран экспортёров.
Предложения
1. Считаем важным ввести в мониторинг такие контрольные параметры, как: производство скота и птицы в живом весе и импорт сельскохозяйственных животных.
2. Считаем, что также необходимо в балансах учитывать субпродукты, произведенные в ходе убоя в РФ, и направляемые на пищевые цели. В основном это субпродукты первой категории.
Срочность необходимой корректировки основного баланса обусловлена ещё и существенным увеличением доли отечественного производства убойных животных и птиц. Это обстоятельство обуславливает рост предложения субпродуктов отечественного производства на мясном рынке РФ. Очевидно, что без учёта всех составляющих мясных ресурсов в стране в данные о потреблении, производстве и импорте будут искажаться, что не позволяет принимать согласованные компетентные решения, содействующие гармоничному развитию отечественного производства и ценовой стабильности на рынке.
В Проекте Постановления Правительства РФ "Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2010 - 2012 годах" предлагается:
3. Отказаться от системы тарифных квот импорта говядины перейдя к плоской шкале таможенной пошлины на уровне 50% но не менее 1 евро за 1 кг.
4. Увеличить таможенную пошлину на субпродукты с 15 до 35%, но не менее 0,35 евро за 1 кг. (код ТНВЭД 0206 и 0209)
5. Распространить на импорт живых свиней весом мене и более 50 кг (код ТНВЭД 0103 91, 0103 92), уже имеющийся принцип для внеквотного импорта мяса, установив для них вместо 5% таможенную пошлину в размере 75%, но не менее 1 евро за 1кг живого веса.
6. При распределении квот на 2010 год было бы целесообразно брать за основу объём импорта ввезённого в 2009 году.
7. Вернуться к проведению ежегодного аукциона на продажу 10% от объемов импортных квот, что обеспечит развитие конкуренции на рынке продовольствия.
Источник: VIPerson.ru

www.zerno.avs.ru
Излишки российского зерна поставят в Юго-Восточную Азию - А.Злочевский
Системные поставки российского зерна в Юго-Восточную Азию (ЮВА) могут начаться через два-три года. Такой прогноз журналистам представил президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский.
"Поскольку государство уделяет внимание дальневосточному коридору поставок, системные ритмичные поставки мы сможем начать через два-три года", - подчеркнул он. По его словам, российские зернопроизводители в этом направлении уже сейчас готовы поставить 1,5-2 млн т зерна. В дальнейшем РЗС ожидает увеличения поставок в ЮВА российского зерна до 5 млн т в год.
А.Злочевский считает, что развитие этого направления российского зернового экспорта позволит стабилизировать ситуацию на сибирском зерновом рынке, где в ближайшие годы излишки зерна могут достичь критичного уровня. "В сибирском регионе накопилось 2,5 млн т переходящих остатков урожая зерна 2008г., из урожая зерна 2009г. добавится еще 4 млн т", - анализирует глава РЗС.
Между тем он считает, что потенциал сибирских регионов по увеличению производства зерна пока использован далеко не полностью, так как в Сибири концентрируются самые большие необрабатываемые площади. Например, на Алтае в результате технологического прорыва было произведено 7 млн т зерна в 2009г., тогда как еще в период урожая 2007г. было произведено 3,5 млн т зерна в этом регионе.
"Сибирь потенциально способна больше производить, чем сегодня производит. Вопрос только в том, куда затем сбывать это зерно. Поэтому дальневосточный коридор необходим нам как воздух", - полагает А.Злочевский.
При этом А.Злочевский считает, что альтернативный путь расширению экспортных поставок из Сибири для этого рынка невозможен, так как иначе потребуется сокращать производство, что вызовет социальные проблемы с занятостью населения.
Среди потенциальных импортеров сибирского и дальневосточного зерна глава РЗС назвал Японию, которая закупает до 30 млн т зерна в год (включая 24 млн т фуража), Тайвань (закупает 4 млн т зерна), Корею (9 млн т).
В отношении расширения структуры экспортных поставок в ЮВА А.Злочевский отметил, что на российском Дальнем Востоке не исключено в ближайшей перспективе возрождение производства кукурузы и сои. Здесь есть потенциал включения в оборот не менее 1 млн га земель. Помимо этого, Амурская область, по словам А.Злочевского, планирует расширить посевные площади под соей в 1,5 раза. Между тем развитие этого направления зернового производства потребует больших вложений для борьбы с сорняками и вредителями. А.Злочевский считает, что кукуруза является более перспективной зерновой культурой как высокоэнергетичный для животноводства и высокоурожайный вид.
В целом глава Зернового союза отметил, что рынок ЮВА является самым быстрорастущим рынком сбыта зерна, но с высокими требованиями к качеству зерна и срокам его поставки. Но из-за неразвитости портовой инфраструктуры и проблем с логистикой Россия пока не может гарантировать точность и ритмичность поставок.
А.Злочевский отметил, что российские зернотрейдеры сейчас подыскивают площадки для создания дальневосточных портов. "Однако чрезмерная конкуренция здесь тоже не нужна. Если порты будут недозагружены, это создаст дополнительные сложности. Нужно учитывать и ограниченные возможности железнодорожных перевозок", - предостерег он.
Как сообщалось ранее, в середине ноября 2009г. Российский зерновой союз заключил первое соглашение с азиатской компанией - японской Sojitz Corp. Торгово-инвестиционный дом Sojitz намерен инвестировать в сооружение зерновых терминалов в дальневосточных портах на территории России совместно с российскими компаниями. Sojitz в 2008г. продала на мировом рынке около 4 млн т пшеницы, к 2012г. продажи компании будут увеличены до 5 млн т. Компания планирует поставлять российскую пшеницу в Индонезию, Вьетнам, Малайзию, Таиланд и другие страны Азии.
Помимо этого в первой половине октября 2009г. Сибирский аграрный холдинг (САХО) подписал с ОАО "Владивостокский морской торговый порт" (ВМТП) соглашение, предполагающее совместную работу в направлении создания дальневосточного зернового терминала. САХО оценивает стоимость создания зернового портового терминала на Дальнем Востоке на базе действующей инфраструктуры в 20 млн евро. Между тем просчитывается и строительство терминала с нуля. Сейчас среди городов Приморья в первую очередь для реализации этого проекта рассматривается Владивосток. В проекте может быть задействовано несколько субъектов, включая японские компании-потребители зерна, а также госкорпорацию "Объединенная зерновая компания", владельцев портовой инфраструктуры, других логистических операторов.
В начале декабря с.г. российско-японское СП, которое в ближайшее время планирует создать российская группа компаний "Беркут" (Владивосток) и японская Link Far East (LFE), заявили о планах построить зерновой терминал в порту "Славянка" (юг Приморского края). Инициатива создания терминала принадлежит японской стороне, "которая пытается расширить географию закупок зерна". Предполагается, что терминал будет принимать суда водоизмещением до 10 тыс. т со скоростью погрузки 800 т зерна в час. Мощности элеватора будут рассчитаны на 15 тыс. т единовременного хранения зерна. Объем поставок через этот терминал на первом этапе может составить до 300 тыс. т в год. Проект терминала разрабатывают китайские компании и специалисты Дальневосточного института морского флота.
О планах соинвестирования проектов дальневосточных портов заявила и транспортно-логистическая компания "Русагротранс".
Наконец, предполагается, что учрежденная весной 2009г. госкорпорация "Объединенная зерновая компания" также включится в процесс инвестирования в портовую инфраструктуру и в налаживание поставок по дальневосточному коридору (ДВК).
Напомним, что импорт зерна в страны Азии составил 34,5 млн т в 2008г., или 26% от объемов мировой торговли зерном. При этом Россия и бывшие страны СССР уже стали ведущими поставщиками фуражной пшеницы в Южной Корее.
По результатам 2008-2009 сельхозгода Россия стала третьим мировым экспортером зерна после США и Канады, отправив на внешние рынки в различные страны 23 млн т зерна при урожае 2008г. на уровне 108 млн т. В 2009г. урожай составил около 93 млн т, экспортировано может быть 19-20 млн т.
Минсельхоз РФ ожидает, что в ближайшие 10-15 лет Россия доведет производство зерна до 120-125 млн т в год, что позволит обеспечить стабильный экспорт на уровне 30-40 млн т в маркетинговый год (с июля по июль). Для этого потребуется около 100 млрд руб. инвестиций в портовую инфраструктуру и развитие зернового рынка РФ.
РосБизнесКонсалтинг

www.apk-inform.com
Россия: комбикормовые заводы Ленинградской области собираются создать региональный запас зерна для избежания повышения цен на корма
Руководители комбикормовых заводов Ленинградской области подтвердили, что в период новогодних праздников предприятия продолжат работу в обычном режиме для бесперебойного обеспечения кормами сельхозпредприятий региона. Об этом 11 декабря сообщили в департаменте информационной политики правительства области.
Кроме того, на совещании обсуждались возможности оптового приобретения зерна для создания регионального запаса, что позволило бы избежать сезонного повышения цен на комбикорма на региональном рынке весной будущего года.
Вице-губернатор Ленинградской области Сергей Яхнюк предложил директорам комбикормовых заводов рассмотреть возможность по улучшению организации сбыта комбикормов населению, фермерам и личным подсобным хозяйствам в районах области. Положительный опыт такой работы с населением уже имеется в Гатчинском районе, где в рамках муниципальной программы на основании товарно-транспортной накладной населению предоставляется субсидия из средств муниципального бюджета в размере 1 руб. на 1 кг комбикорма, приобретенного на районном производстве.
Вице-губернатор подчеркнул, что в условиях недостатка финансовых средств все предприятия животноводческой отрасли вынуждены искать новые пути оптимизации производства, и региональная комбикормовая промышленность является важной составляющей этой цепочки.

Источник: