Вы здесь

Барьеры для развития АПК Тюменского региона

Перейти к полной версии/Вернуться

Областные власти вмешались во взаимоотношения поставщиков и ритейлеров

Рынок сельхозпродукции Тюменской области активно развивается. АПК региона завершает 2009 год с хорошими результатами в растениеводстве и молочном животноводстве. Об этом на совещании, посвященном реализации национального проекта «Развитие АПК», вчера, 9 декабря, заявил заместитель губернатора региона, директор департамента АПК Владимир Ковин, передает корреспондент «УралПолит.Ru». В совещании принял участие губернатор Тюменской области Владимир Якушев.

АПК растет

«Мы ожидаем, что темпы роста объемов производства в перерабатывающих отраслях региона составят 100 %», – уточнил Владимир Ковин. При этом он отметил, что 88 % сельхозпредприятий области завершат год с прибылью. 103,9 % – ожидаемые темпы роста объемов производства по итогам 2009 года.

Объемы производства молока, мяса КРС, яиц увеличились с 4 % до 39 %, зерна – на 28 %. Полностью засыпаны семена зерновых и зернобобовых культур для посева в 2010 году. Урожайность зерновых и зернобобовых культур в текущем году составила 108 %, картофеля – 108 %, овощей – 100 %». Владимир Ковин добавил, что в 2009 году 5 тыс. сельхозкооперативов получили займы.

В то же время, по его словам, динамичное развитие рынка углубляет проблему сотрудничества местных товаропроизводителей и ритейлеров.

Покупай тюменское

Более подробно на этом вопросе остановился начальник отдела пищевой и перерабатывающей промышленности департамента АПК области Николай Силкачев. По его словам, главная претензия местных сельхозпроизводителей к торговым сетям: заградительные барьеры и непомерно высокие входные бонусы, в частности в сеть METRO Cash and Carry или Ленту.

За прошедший год рабочая группа департамента встретилась с 18 руководителями торговых сетей, рассказал он. Было проведено 2 выездных совещания, по итогам которых стороны выработали комплекс мер по развитию рынка. Кроме того, департамент АПК области провел правовую экспертизу договоров, которая подтвердила «диктат и произвол» сетей в отношении крестьян и отсутствие ответственности ритейлеров.

В результате проведенной работы, доля местной продукции на полках тюменских сетей выросла в несколько раз с 15 % до 55 %. А долг тюменских крестьян снизился с 77 млн. рублей до 150 тысяч. В то же время специалисты департамента провели анализ технико-технологических возможностей пищевых и перерабатывающих предприятий юга области по выпуску конкурентоспособной и импортозамещающей продукции. По его словам, в области выпускается 380 наименований, в том числе импортозамещающей 110 наименований продукции.

Одновременно департаментом была разработана промоакция под лозунгом «Покупай тюменское!». Николай Силкачев отметил, что в продвижении продукции местным производителям акция окажет ощутимую пользу: «Под этим лозунгом, адресованным населению, представлены все: начиная с мелких подворий и заканчивая крупными предприятиями», – подчеркнул он. Он отметил, что по договоренности с департаментом частные распространители рекламы снизят стоимость рекламного поля для местных товаропроизводителей в два раза». Несомненную выгоду от участия в акции получат и ритейлеры. Николай Силкачев отметил, что местные сети в отличие от «федералов» оказались готовы к конструктивному диалогу и активно сотрудничают с правительством области.

Он также отметил, что кризис способствовал развитию местных производителей. Изменилась структура потребления населения – доля продуктов питания в потреблении выросла до 80 %. Востребованными оказались как раз те площадки, на которых реализуются местные продукты. По его словам, департамент региона в скором времени проведет выставки-презентации с участием представителей торговых сетей на крупных и средних сельхозпредприятиях области.

Вопросы к поставщикам

У представителей местных ритейлеров есть свое видение проблемы, а также «небольшие» претензии к тюменским аграриям. Так, генеральный директор ООО «Партнер-Маркет» Мария Сутормина отметила, что местным компаниям нужно усилить работу над качеством, упаковкой и фасовкой товара. По ее мнению, проблема сложных взаимоотношений сетей с местными производителями надумана: и те, и другие заинтересованы в решении всех вопросов на паритетных, взаимовыгодных началах.

Она подчеркнула, что товары местных производителей – «локомотивы притяжения покупателей». В структуре товарооборота торговых сетей компании (Мосмарт и Пчелка) доля продукции местных производителей составляет более трети. В то же время условия диктует покупатель: «Если продукция лежит месяцами на полке, договор с такой компанией будет расторгнут. Все экономически просчитывается», – констатировала она, отметив попутно, что на продукцию местных производителей есть стабильный спрос. Вопросы у руководителя сети вызывают местные поставщики мяса, которым, по ее мнению, необходимо объединиться, чтобы «попасть в сеть». Пока основным поставщиком мяса в Тюмень и регион в целом является Курганская область.

В то же время она признала, что основным аргументом в пользу местных производителей являются низкие цены, поскольку транспортные расходы у них ниже, чем у инорегиональных компаний. По ее словам, «Партнер» готов детально прорабатывать вопросы ценовой политики, продвижения, а также совместных проектов с местными поставщиками.

В заключение она прямо обратилась к губернатору с просьбой поддержать тюменских ритейлеров, с которыми «проще работать, чем с федералами, у которых руководство бог весть где».

Подводя итоги совещания, Владимир Якушев выразил удовлетворение развитием АПК региона. Одновременно губернатор отметил, что сейчас главное – стабильно оставаться на определенной точке роста и не скатываться с нее, с этой целью финансирование отрасли будет сохранено на уровне прошлого года.

Что касается, взаимоотношения поставщиков и ритейлеров, то, по мнению губернатора, необходимо продолжать работу в этом направлении: «Пока не принят закон о торговле, будем работать так, как уже работаем», – отметил губернатор, напомнив, что областные и городские власти уже неоднократно вмешивались в процесс и регулировали цены специальными постановлениями. По мнению Владимира Якушева, при заинтересованном подходе обеих сторон компромиссное решение, устраивающее всех, а в первую очередь – покупателя, всегда можно найти.

Губернатор поручил специалистам департамента АПК отработать всю цепочку: производство – переработка – реализация, рассмотреть возможность проведения на базе ООО «Партнер-Маркет» серии обучающих семинаров по вопросам вхождения в торговую сеть, а также продолжить проведение выставок-презентаций в течении 2010 года на базе ведущих предприятий сельхозпродукции области.

Источник: