Сельское хозяйство Южной Осетии, как и многие другие отрасли жизнедеятельности, в период независимости так и не смогло встать на ноги.
Отчаянные, и не продуманные, попытки властей на протяжении 19 лет вдохнуть новую жизнь в угасающую, но имеющую огромный потенциал для развития, часть экономического сектора, как правило, не становились мотором развития.
Этот сегмент экономики оставался слабым звеном и фактически никакой прибыли не приносил - одни убытки.
К великому сожалению, деградировали традиционно сильные отрасли сельского хозяйства, в частности, плодоводство и овощеводство.
В связи с тем, что в новых экономических реалиях, наступивших после развала социалистической системы хозяйствования, колхозы и госхозы оказались нежизнеспособны, инициативу в развитии плодоводства и овощеводства могли на себя взять частники.
Однако, дешевая растениеводческая продукция из Грузии отбивала желание у частников и крестьян заниматься плодоводством и овощеводством в больших объемах.
Тем самым, югоосетинские предприниматели занимались перепродажей грузинских овощей и фруктов в России, а крестьяне не гнались за урожаем и выращивали сельхозпродукцию в масштабах домашнего хозяйства.
Таким образом, республика подсела на «сельскохозяйственную иглу» зависимости от растениеводческой продукции вражеского государства, фактически на корню убив все мотивы развития собственной аграрной сферы.
До августа 2008 года, когда ситуация в приграничных областях обострялась, что приводило к кратковременному закрытию границы, на рынках Цхинвала поднимались цены на сельхозпродукцию.
В настоящее время цены на сельхозпродукцию, завозимую уже из России, на рынках Южной Осетии стабильно высокие.
Сказывается прекращение всяческих экономических отношений между Южной Осетией и Грузией.
Во-первых, исчезло изобилие фруктов и овощей.
Во-вторых, к примеру, яблоки, которые раньше можно было приобрести за 10 рублей, теперь обходятся покупателям в 30 рублей.
Аналогичные показатели - по другим культурам.
Такой оказалась цена пренебрежения государства и народа аграрной сферой.
Естественно, дороговизна растениеводческой продукции вызывает понятное раздражение в обществе.
Однако, эта проблема имеет несомненные плюсы.
Во-первых, второй сезон подряд на рынках республики не будет грузинского винограда.
К сожалению, этот, бесспорно полезный, деликатес стал детонатором маниакального стремления заготовки вина.
Если, как говорят на Алтае, алтаец не заготовил пару мешков кедровых семечек на зиму, то он к зиме не готов, то в Южной Осетии семья не считается готовой к зиме, если в запасниках нет минимум пары сотен литров кислого пойла.
Нация спивается...
Никакой озабоченности массовым пьянством среди общественности и предметного воздействия со стороны властей на эту алкогольную эпидемию нет, как будто проблемы алкоголизма в Южной Осетии не существует.
В этом смысле, определенная польза от закрытия государственной границы, несомненно, есть.
Второй плюс - это потеря грузинскими фермерами, садоводами и овощеводами огромного рынка сбыта своей продукции, часть которой сбывалась в Южной Осетии, часть - вывозилась в Россию.
Несложно понять, что ослабление экономики в приграничных с Южной Осетией территориях Грузии, опосредованно влияя на общую экономическую ситуацию в стране, отвечает интересам Южной Осетии.
Развитие аграрной сферы, сельского хозяйства Южной Осетии в целом сделает невостребованным грузинскую сельскохозяйственную продукцию в огромных масштабах.
Соответственно, это ударит по экономической ситуации в Грузии.
И Южная Осетия должна торпедировать процессы ослабления экономики вражеского государства путем титанических усилий по развитию собственной экономики.
В-третьих, шлагбаум на границе поставил южных осетин перед неумолимым фактом возвращения к культуре земледелия, чтобы она вошла в нашу привычку, стала обязательным занятием и нормой жизни, так как от этого напрямую зависят цены на рынках, наше благосостояние.
Надо отметить, что определенный, принудительный политическими реалиями, перекос в общественном и народном сознании зафиксирован.
Почувствовав, что Цхинвал стал испытывать острую нехватку в сельскохозяйственной продукции, в селах республики стали больше внимания уделять выращиванию растениеводческой продукции и сбору ягодных культур, чем природа щедро одарила Южную Осетию.
Текущим летом замечен рост процента продуктов сельского хозяйства, выращенных в Южной Осетии.
На рынках Цхинвала появилась крупная айва, смородина, малина из села Дменис, помидоры из Прис.
Есть масса других примеров. Не повезло, надо сказать, Хетагуровским предпринимателям. По словам заместителя министра сельского хозяйства республики Таймураза Догузова, урожай томатов, который обещал быть неплохим, побил град.
По его экспертной оценке закрытие границы с Грузией положительно повлияло на ситуацию в плане активизации деятельности местных фермеров.
Как отмечалось ранее, скоро в Тихрев будет построен государственный скотоводческий комплекс с мини-молочным заводом.
Свою деятельность уже развернули братья Парастаевы, посадившие на 10,5 га интенсивный яблоневый сад.
Еще два югоосетинских фермера планируют заняться парниковым хозяйством. Они заключили договор с краснодарской фирмой, специализирующейся на продаже и установке парников. Краснодарские специалисты доставят и соберут парник, а с отопительной системой поможет министерство сельского хозяйства.
Таких парников будет установлено три - два в Прис, а один на территории молзавода в Цхинвале.
Площадь одного парника 510 кв. м. Фермеры планируют выращивать помидоры, огурцы, зелень и фасоль, овощи первой необходимости.
Есть много других примеров, когда частники активнее стали брать инициативу в свои руки, вплотную и серьезно занимаясь сельским хозяйством.
К примеру, фермер Шота Гаглоев обеспечивает ряд магазинов Цхинвала молоком с собственной фермы. Как и предприниматель из Тбет Руслан Бязров. В высокогорных селах налажена целая индустрия по производству высококачественного сыра, который находит огромный спрос в Цхинвале.
В последнее время необычайное развитие получило пчеловодство. В Южной Осетии появилось много хорошего, высококачественного меда.
На стадии реализации проекты по разведению крупного рогатого скота, свиноводству и птицеводству.
В общей сложности в Южной Осетии зарегистрировано около 90 фермерских хозяйств, большая часть которых появилась в этом году.
Эта цифра обнадеживает.
В развитии сельского хозяйства приоритетом государства является поддержка фермерских хозяйств кредитами и гарантированным сбытом продукции. Что еще надо для сельского хоязйства?
К нам возвращается культура земледелия, культура труда, которую мы утратили в начале 90-х годов, когда собственное благосостояние обеспечивалось транзитом спирта, перепродажей овощей и фруктов из Грузии в Россию, позорным промыслом поборов на Транскаме, но только - не собственным трудом.
Плоды той политики мы пожинаем сейчас, когда молодое поколение отвернулось от земли, отвернулось от производства, производительного труда и предпочитает силовые структуры.
У общества, молодежь которой не участвует в производительном труде, или доля его участия в производстве ничтожно мала, не может быть будущего!
Однако уже через два-три года ситуация с насыщением рынка местной сельхозпродукцией стабилизируется и республика освободится от сельскохозяйственной зависимости от Грузии.
Соответственно, упадут цены.
В этом смысле не отвечает национальным, экономическим интересам Южной Осетии открытие государственной границы с Грузией, так как наша экономика вновь приобретет паразитические формы.
С открытием границы в Южную Осетию хлынет дешевая сельхозпродукция из Грузии. Это нанесет непоправимый удар по местным производителям, фермерским хозяйствам, стартовый капитал которых имеет кредитную основу от государства. А кредиты надо возвращать...
ОсРадио, Спартак ДЖИОЕВ