Вы здесь

История о пастухах, баранах и свободе.

Перейти к полной версии/Вернуться

Недавно я наткнулся на новость: «Узбекистан закупает сто тысяч баранов породы Баяд из Монголии для развития овцеводства».
Эта заметка неожиданно привела к разговору с моим старшим братом - Баймукановым Дастанбеком Асылбековичем.
А брат у меня — не кто-нибудь, а выдающийся учёный-генетик, профессор, академик, гений зооинженерии. Проще говоря, он занимается селекцией: решает, какими будут будущие животные — выносливее, мясистее, молочнее. Не зря в исламе считают, что у учёных самый короткий путь в рай, потому что они, изучая законы природы, стремятся постичь мудрость Бога. Мы сидели, пили чай, и завязался разговор, который до сих пор отзывается во мне.

Закон Парето и бараны
Брат сказал: «В кочевом хозяйстве всё строится на селекции. Это как закон Парето: 20% правильных решений дают 80% результата. Если выбрать верную породу, следить за жеты ата (чтобы избежать кровосмешения) и действовать как настоящий волк — первый пастух у тюрков, символ силы и справедливости, — то сразу отбраковываешь слабых. В итоге получаешь очень вкусную „команду мечты“. Это стадо, которое растёт быстро, выдерживает морозы и жару, а главное — кормит целый народ. Это и есть естественный отбор на максималках».

Породы: Баяд и Едильбаевская
Я спросил: «Ну и чем хороши эти монгольские Баяды?»
Брат ответил: «Главное их качество — выносливость. Монголия — это жара +40 днём и мороз −40 ночью. Там либо крепкий, либо труп. Эти бараны живут там, где другим не выжить. В Узбекистане им будет просто рай».
И правда, цифры впечатляют:
* Баран весит 70–90 кг;
* в 3–4 месяца уже 30–40 кг;
* мясо нежное, без тяжёлого запаха;
* курдюк небольшой, но лёгкий и полезный;
* часто приносят двойни;
* почти не болеют;
* могут жевать даже бедный корм, проходя огромные расстояния.

«Для мясников, кожевников и инвесторов — это золото на копытах, — улыбается брат. — Если пастух умеет делать отбор, это даёт почти 100% годовых».
Но тут же добавляет: «Есть и наша гордость — Едильбаевская порода. Вес до 120 кг, курдюк 12–15 кг — это как чемодан, честное слово, — и главное — молоко. Раньше казахи почти не пили коровье, упор шёл на баранье. Оно жирнее, питательнее, вкуснее. Из него и сыр вкуснее, и чай полезнее. А масло... не буду вводить в бесплодные мечты».
Если нужна масса, жир и молоко — бери Едильбаевскую.
Если нужен баланс и неприхотливость — Баядскую.

«А если скрестить? Теоретически можно получить гибрид мечты, но чаще получается, как с неумелым барменом: переборщил — и напиток испорчен. Здесь нужно искусство сомелье, а не привычка к самогону».

Bugatti Veyron среди баранов
Я не унимался, как в детстве: «А самая лучшая порода вообще какая?»
Брат усмехнулся: «Представь себе Bugatti Veyron среди баранов. Это архар — дикий баран Центральной Азии. До 200 кг живого веса, рога по два метра. Это король гор и равнин. Пастухи мечтают, чтобы архар скрестился с их овцами. Потомство выходит в разы сильнее».

Бог — лучший пастух
И тут он сказал то, что меня по-настоящему пробрало:
«Бог — лучший пастух и лучший генетик. Божий промысел в природе осуществляется через прекрасную половину. Она выбирает самого сильного, самого амбициозного, смелого и умного, чтобы потомство превзошло своего отца. При этом она не усмиряет его, ведь Бог специально не дал ей двухметровых рогов. Она органично дополняет его своей смиренностью, спокойствием и глубокой рассудительностью, помогая раскрыть все его таланты. А если она всё-таки захочет подчинить его своей воле, она получит бесхребетного барана, который тупо уставится на новые ворота и будет ждать подачки от других.
Природа никогда не делает случайных шагов. Она жестока и справедлива: слабых забирает волк, сильные выживают и передают силу дальше. Так рождаются архары — живые памятники свободы и выносливости.
Есть ещё одно важное правило: чем ближе животное к естественной среде обитания, без загонов и готовых кормов, сбалансированных витаминами и микроэлементами, тем лучше порода. Из всех животных эталоном считается верблюд . Человек меньше всего поработал над ним, и он всегда остаётся полудиким.
А человек? Человек играет в селекцию ради себя. Ему нужно больше молока, мягче мясо, жирнее курдюк. Он выводит смиренных и послушных. Но взамен теряет главное — силу, гордость и оружие для защиты. Так вместо архара рождается овца: тихая, без рогов, идущая туда, куда её ведут».

Байка с выводом
Мы вроде собрались поговорить о баранах, но вышло о нас самих.
Кто сильнее? Народы, где людей учат покорности и дают тёплое местечко? Нет. История говорит обратное. Самые успешные страны — там, где ценят свободу. Где человек сам выбирает, рискует, падает и встаёт. Где жизнь — это не загон, а бескрайние степи и горы.
Конечно, свобода опасна. Это как жить архаром в предгорьях: холодно, голодно, легко сорваться, и ты не можешь стоять на месте, ведь если зазеваешься, хищники с радостью включат тебя в своё меню. Свобода означает, что ты должен всегда жить на полную, быть готовым дать отпор даже самому грозному врагу. Не зря в природе двухметровых рогов архара боятся даже тигры и медведи.
Но именно там рождаются архары человеческого рода: учёные, предприниматели, мыслители, воины. Те, о ком пишут легенды.

А где рождаются овцы? Там, где всё решают за них. Где главное — быть смиренным. Там теплее, но там нет будущего. Стадо никогда не пишет легенды, оно существует для забоя.

Главный вывод
* Природа воспевает сильных и свободных.
* История — тех, кто жил так же, на свой страх и риск.
* Будущее принадлежит не тем, кто ищет покой, а тем, кто готов идти в горы — где холодно, голодно, но свободно.
Вот почему архар с его рогами — это не просто зверь. Это символ. Напоминание, что лучше полная испытаний жизнь архара, чем скучная и короткая жизнь овцы в загоне.
Автор: Сыздык Асылбекович Баймуканов.

Напоминаем, что на нашем портале опубликовано огромное количество книг, монографий, статей, учебников, учебных пособий Дастанбека Асылбековича по мяснику КРС, верблюдоводству и т.д.

01.04.2008 - 04:00
: 19654

Опубликована беседа с Дастанбеком Асылбековичем Баймукановым: О бешбармаке, деньгах, мясе, традициях, генетике и селекции

01.04.2008 - 04:00
: 19654

Опубликована третья беседа-интервью с Дастанбеком Асылбековичем Баймукановым: О шашлыке, точке зрения и драконах