Несколько лет назад в России был принят Федеральный Закон № 243 в котором вводится обязательная электронная сертификация. Законом определены положения, касающиеся ветеринарных сертификатов, справок, свидетельств и другой сопроводительной документации. После вступления закона в силу всё эти документы должны оформляться в электронном виде.
Что такое ветеринарная сертификация?
У нас в стране здоровью граждан уделяется много внимания. При этом, ветеринарная сертификация существовала всегда, и продукты не могли попасть на прилавки магазинов и рынков без печати ветврача.
Процедура ветеринарной сертификации сводится к проверке продуктов животного происхождения на качество, безвредность и соответствие стандартам. Исходя из результатов ветеринарных проверок выдаются ветеринарные сопроводительные документы (ВСД), подтверждающие биобезопасность продукции.
Те способы оформления ВСД, которые существовали ранее, были неудобны как для покупателей, так и для продавцов. Бумажные документы могли потеряться, а это открывало возможности для фальсификации. Кроме того, существовал человеческий фактор. Выдача бумажных ветеринарных свидетельств не всегда проводилась на основе необходимых проверок.
Для чего нужна ФГИС «Меркурий»?
Основные цели создания Федеральной Государственной Информационной Системы (ФГИС) ветеринарной сертификации «Меркурий» – это борьба с подделкой свидетельств, вымогательством и коррупцией. За счёт оформления документов исключительно в электронном виде.
Созданная при поддержке Россельхознадзора, электронная система работает по принципам обеспечения безопасности не только животной продукции, но и всем её производным составляющим, полученным при переработке.
Пройденная сертификация защищает производителя от подделки, выпущенной под его брендом, а потребителя – от недоброкачественной продукции. А полная отслеживаемость продукции даёт возможность потребителю знать, где был произведён покупаемый им товар.
Кто должен подключаться к Меркурию?
Все организации, которые имеют дело с продукцией, подконтрольной государственным ветеринарным органам, должны подключаться к «Меркурию». Полный перечень товаров для сертификации приведён в приказе Министерства сельского хозяйства России № 648. Ниже неполный перечень производителей:
· фермерские хозяйства;
· предприятия, связанные с переработкой мяса;
· предприятия, занимающиеся разведением птицы;
· производители морской и речной продукции;
· предприятия производящие молоко и сопутствующие товары;
· компании занимающиеся поставкой продукции животного происхождения;
· логистические компании;
· торговые предприятия и предприятия общепита.
Как пользоваться ФГИС «Меркурий»?
Чтобы зарегистрироваться во ФГИС «Меркурий», необходимо выполнить два шага:
1. Отправить в местный отдел Россельхознадзора заполненное заявление . Если делать это через Интернет, то заявление быть подписано электронной подписью.
2. Непосредственно зарегистрироваться в системе Меркурий.
После регистрации вы получите возможность пользоваться личным кабинетом в системе «Меркурий».В личном кабинете можно оформлять и «гасить» сертификаты и справки в электронном формате, читать и вносить правки в данные, внесённые во ФГИС, и т. д.
Пользоваться системой «Меркурий» довольно просто. Производитель заводит виртуальный документ на каждую единицу товара. Получатель после доставки при приёме товара в этой же системе ставит специальную отметку, то есть как бы «гасит» документ.
Приведём простой наглядный пример.
1. Ферма «Три поросёнка» вырастила 100 кг живого мяса за месяц. При отправке товара на предприятие, перерабатывающее мясо, ферма заводит на всю продукцию ветеринарные сопроводительные документы в системе «Меркурий».
2. При получении товара получатель ООО «Мясокомбинат» делает отметку во ФГИС «Меркурий» о получении. Таким образом, документация считается погашенной.
3. Следующий шаг – это производство из полученного сырья полуфабрикатов, таких как сардельки, колбаски, различные субпродукты и так далее.
4. При отправке этих товаров в торговые сети на них вновь необходимо получить ВСД в системе «Меркурий».
6. Магазин при получении продукции от ООО «Мясокомбинат» также ставит отметку во ФГИС «Меркурий», то есть «гасит» ветеринарные сопроводительные документы для полученных товаров.
Как видно из простого примера, сам принцип работы системы «Меркурий» не только позволяет контролировать пригодность и качественность продукции, но и даёт возможность узнать, из какого сырья изготовлен конкретный мясной продукт и какое фермерское хозяйство поставило это сырьё.
Зачем нужна интеграция с Меркурий?
Если взять приведённый выше пример, то вручную заведение и погашение ветеринарных сертификатов может занимать довольно много времени. Дополнительно нужно обеспечить выверку реестров с бухгалтерскими и складскими системами, что тоже может быть довольно трудоёмкой работой. Поэтому подключение к системе через веб-интерфейс и ввод данных в ручном режиме удобен только для предприятий с небольшими объёмами производства.
Для крупных производителей, которые проводят за короткий промежуток времени большое количество транзакций, требуется интеграция с информационными системами предприятия.
Для более лёгкого перехода предприятий и компаний на автоматизированный процесс оформления документации многие компании разработали интеграционные решения по внедрению и подключению компаний ко ФГИС «Меркурий».
Какие преимущества «Матрица. Обмен с ГИС Меркурий»?
«Матрица. Обмен с ГИС Меркурий» https://www.matrix24.ru/mercury/ это интеграционное решение для организации обмена данными между корпоративными информационными и бухгалтерскими системами и ГИС «Меркурий». Она предназначена для автоматического формирования ветеринарных сертификатов.
Пакет «Матрица. Обмен с ГИС Меркурий» предлагает три разных программных модуля: производителям, поставщикам и розничной торговле. Данное программное обеспечение великолепно подходит для фермерских хозяйств, мясоперерабатывающих предприятий, заводов по переработке молока, фабрик, занимающихся разведением птицы, и др. Воспользоваться предложением могут и транспортные компании, оптовики, розничные торговые точки, рестораны и школьные столовые.
Основные возможности:
· оформление в электронном виде ветеринарных сопроводительных документов;
· автоформирование заявок в ГИС «Меркурий» из учётных систем;
· обмен справочниками с АС «Меркурий»;
· электронное оформление пришедшего товара по сертификатам разных видов;
· авторегистрация первичных документов;
· ведение учёта по всем покупкам, перемещениям, продажам и инвентаризации.
Дополнительные возможности: обеспечение прослеживаемости высокого и низкого разрешения; работа с версиями API 2.0 и 2.1, многофирменный учёт; мультимодальные перевозки, автоматическое добавление условий перевозки продукции для регионализации.
Преимущества интеграции:
· получение и гашение входящих партий;
· оформление производственных и транспортных партий;
· работа с записями складского журнала, справочниками и организациями;
· осуществление печати как полной, так и сжатой формы ВСД из программы;
· полностью интегрируется с информационной системой предприятия.
Если компания, работает с «1С:» то «Матрица. Обмен с ГИС Меркурий» позволяет обеспечить быструю и бесшовную интеграцию
На данный момент программным пакетом «Матрица. Обмен с ГИС Меркурий» пользуются такие крупные предприятия, как группы компаний «Агро-Белогорье», «Приосколье», МПК «Ясные зори» и др.