Как сообщили EastFruit управляющие крупных сетей супермаркетов, в марте оптовики-снабженцы повышают цены на каждую новую партию продукции. При этом на многие позиции плодоовощной группы товаров поставки осуществляются не реже одного раза в два-три дня. В результате, за первую половину марта цены на продукты этой группы выросли на 5-15%. В наименьшей мере подорожали морковь, кабачки и яблоки (в среднем на 5%), лук и свекла (7%), болгарский перец (8%), в наибольшей – капуста и виноград (10%), картофель и цитрусовые (до 15%).
По прогнозу ритейлеров, по итогам марта фрукты и овощи им обойдутся дороже по сравнению с февральским уровнем цен примерно на 25%, а отдельные товары – и более того. При этом они отмечают, что мартовские цены оптовых поставок этой продукции для сетей супермаркетов растут в большей мере и быстрее, чем поставки для оптово-розничных рынков. Как правило, оптовые снабженцы сетей пользуются тем обстоятельством, что многие даже крупные сетевые ритейлеры не располагают большими складскими помещениями для хранения плодоовощной продукции и достаточным транспортным парком для ее регулярного развоза по магазинам.
По словам коммерсантов, ситуация была ожидаемой. Обычно с третьей недели марта запасы сезонной продукции у оптовых поставщиков истощаются, с этого момента и вплоть до конца мая цены растут постоянно – как на местный товар, так и на импортный. В первую очередь это относится к цитрусовым и экзотическим фруктам. Основная причина — в завершении сезона активного потребления. Так, если в январе в Молдову импортируется до 3,5 тыс. тонн цитрусовых (апельсины, мандарины, лимоны, грейпфруты, клементины, помело, лайм), то в марте поставки снижаются до 2,7-3 тыс. тонн.
Вместе с тем, в нынешнем году мартовские поставки свежего плодоовощного импорта оказались дороже и по другой причине: из-за нестабильной политической и эпидемической ситуации в стране поставщики подстраховались — заложили все возможные риски в цены оптовых партий. Сказалось также и повышение цен на нефтепродукты, а топливо — основная статья расходов, ценники на продукцию от оптовиков на нее реагируют чутко.
Наконец, на скачок цен на товары плодоовощной группы для сетевого ритейла повлиял рост курса евро и доллара по отношению к молдавскому лею. Между тем, с начала весны доля импорта в торговых отделах фруктов и овощей повышается до 80%.