Приятные хлопоты по хозяйству у Ирины Галкиной уже два года смешаны с неприятными судебными тяжбами. Несколько лет назад она вместе с сыном и матерью переехала в Иркутск. Здесь купила капитальный домик в садоводстве "Березка-2", в надежде на то, что он станет постоянным местом жительства и семья сможет тут прописаться:
- У пяти семей есть прописка. И когда я покупала дом здесь, я была уверена, что эту проблему решу. Поэтому смело купила, начала приватизировать. И когда приватизировала землю и дом, оказалось, что все не так-то просто.
Прописаться в садоводстве не позволили в администрации Иркутского района. Чтобы доказать право на регистрацию, Ирина обратилась в суд. Этим летом он принял решение в ее пользу. Но в мэрии его обжаловали: посчитали нарушением закона.
- Закон запрещает проводить постоянную регистрацию по месту жительства на садовых земельных участках, находящихся на землях сельхозназначения. На это нужно обращать внимание и иметь вместе с садовым большим домиком еще место жительства где-то, - говорит начальник юридического отдела администрации Иркутского района Наталья Клейн.
Чиновники отмечают, что с подобными проблемами владельцам домиков в пригороде приходится сталкиваться все чаще. После того, как Конституционный суд в 2008 году разрешил постоянную прописку в дачных товариществах, люди стали массово обращаться к паспортистам. Но жители не учитывают, что садоводческое и дачное товарищество - не одно и то же. Прописаться в первом можно, только если земля, на которой оно расположено, относится к землям поселений. В противном случае выход только один.
Чтобы прописаться, жителям неоходимо на общем собрании принять решение об изменении статуса с садоводческого на дачное товарищество. В них постоянная регистрация возможна вне зависимости от назначения земель.
Но в случае с Ириной Галкиной и это не выход. Она утверждает, что изменение статуса невозможно - в "Березке-2" нет необходимых для этого условий. Даже ширина дорог не соответствует норме. Поэтому ее семье пока остается ждать следующего заседания суда:
- Я буду бороться до конца. Потому что у меня нет другого выхода. Нам необходима прописка. Я хочу, чтобы у моей мамы тоже была прописка. Потому что, по сути, мы бомжи.
Если областной суд, где будет рассматриваться дело, признает правоту Ирины, то она сможет прописаться в своем доме. И такое решение станет прецедентом в Приангарье.