Вы здесь

Кредит по исламским принципам

Перейти к полной версии/Вернуться

Один из главных принципов партнерство

Когда в Турции несколько лет назад разразился финансовый кризис, то выстояли в основном банки, работающие по исламским принципам. Главное условие исламского банкинга: не выдавать кредиты под проценты. Принципы исламского кредитования сегодня используют частные банки в Казахстане и Киргизии. Как работает такой механизм финансирования? На чем зарабатывают банкиры? Чем полезен этот опыт российским кредитным организациям?

Первые исламские банки появились в 1970-е годы и прежде всего в рамках роста самосознания, развития финансовой инфраструктуры. «Исходя из того, что ислам охватывает все стороны жизни человека – в том числе регулирует его хозяйственное поведение, сформулировать основную мысль можно так: если есть банк, то он должен работать по законам шариата», – говорит Адалет Джабиев, советник по экономике ассоциации «Собрание».

Сегодня исламские банки развиваются очень быстро, с ними приходится считаться многим банкирам и предпринимателям всего мира. Однако большинство из западных предпринимателей с трудом понимает специфику исламского бизнеса, что осложняет их отношения с исламскими деловыми партнерами. До сих пор исламские финансовые институты остаются во многом «вещью в себе», несмотря на то что обладают, по признанию многих специалистов, значительным потенциалом.

Один из главных принципов и задач исламских банков – обойти ссудный процент и партнерство. Вся техника исполнения и весь инструментарий всего лишь обслуживают реализацию истинного партнерства между банком и его клиентом. То есть в рамках партнерства исламский банк не берет процент за выданный кредит, и обе стороны ведут себя, как партнеры.

Любая деятельность в исламе должна соответствовать канонам этой религии, в первую очередь, шариату – своду мусульманских законов и норм. Не являются исключением в этом отношении и исламские банки, которые всю свою деятельность должны строить на принципах шариата. Проблема заключается в том, что среди мусульманских правоведов нет единства по многим – иногда ключевым – вопросам. По законам шариата, брать проценты или давать проценты – это неправильно.

«Говоря на языке терминологии экономической теории, деньги не могут быть предметом отсроченной сделки, деньги нельзя продавать, покупать как товар. Но ислам заботится о глобальной справедливости: считается, что если одна сторона продает деньги другой без участия в рисках, без партнерства получает некую выгоду независимо от результата этой сделки, то есть элемент эксплуатации, есть элемент несправедливости. То есть деньги необходимо зарабатывать, а не получать проценты, создавая труд. Разные школы по-своему трактуют одни и те же положения ислама, в результате чего деятельность одних исламских банков может отличаться от деятельности других. Тем не менее существуют общие принципы, которые никто не оспаривает, поэтому есть ряд операций, одинаковый для всех исламских банков», – объясняет Адалет Джабиев.

В первую очередь это относится к беспроцентному кредитованию. В исламе есть запрет на риба (ростовщичество). Согласно этому запрету, выдача денег под проценты по тяжести греховной равна семидесятикратному зина (прелюбодеянию). Следовательно, банки, действующие на исламских принципах, не имеют первого источника прибыли обычных коммерческих банков (разница между процентом по выданным ссудам и процентом по привлеченным средствам). Однако исламские банки все равно имеют три источника прибыли, как и западные банки. Первый источник получения дохода для исламских банков состоит в таких операциях, как «мушарака», «мудараба» и «кард уль хасан».

Мушарака – это исламский способ сотрудничества в финансовой сфере, когда две стороны объединяют свои капиталы для финансирования какого-либо проекта, при этом прибыль они делят в заранее определенном порядке, а убытки – в зависимости от долевого участия в капитале.

Мудараба – это соглашение, заключаемое между двумя сторонами, когда одна сторона полностью предоставляет необходимой капитал для финансирования проекта, а другая (известная как мудариб) занимается управлением проекта, используя свои предпринимательские способности.

Кард уль хасан (благотворительный кредит) – беспроцентный кредит, предоставляемый или как материальная помощь нуждающимся лицам, организациям, регионам, или как краткосрочная субсидия на конкретную хозяйственную деятельность фирмы, часто являющейся партнером банка.

В некоторых условиях механизм определения банковской прибыли, которым пользуются исламские банки, является более предпочтительным по сравнению с западным методом, поскольку он более точно определяет степень участия каждого партнера в реализации намеченного проекта. Процентные банки часто практически не участвуют в реальном производстве, поскольку законодательство обычно гарантирует им возврат кредита или хотя бы его части.

Мусульмане не принимают западного банковского дела еще и потому, что в нем банк часто не контролирует использование капитала, заемщик может употреблять его любым способом, например, заниматься производством алкоголя, что исламом категорически запрещается.

Имеется и другая яркая особенность исламского банковского дела, помимо выраженного в мударабе и мушараке акцента на прямое участие в прибыли и убытках финансируемого проекта. Обычный банк занимается заимствованием и ссудой денег, то есть в каком-то смысле их покупкой и продажей; исламский банк занимается покупкой и продажей товаров, при этом деньги выполняют сугубо служебную функцию – меру стоимости. К примеру, мурабаха предполагает приобретение банком от своего имени и за свой счет товара по спецификации клиента с принятием на себя всех рисков торговой операции и последующую перепродажу товара клиенту по цене, включающей закрепленную в договоре наценку, которая составляет в данном случае доход банка.

«Западные банки, такие как Ситибанк и «Сосьете Женераль», уже предоставляют клиентам услуги по принципам исламских законов. И в ближайшем будущем в России вполне могут появляться банки, работающие по исламским принципам», – резюмирует Адалет Джабиев.

Источник: 
Россия
: Урал
01.01.2010 - 12:47
: 26

Когда ложь переплетается с правдой - это еще большая ложь.(тоже самое о док. фильмах по ссылке).

Россия
: Москва
19.06.2009 - 00:49
: 3

Сельхозпроизводителю может быть выгодным кредит только как минимум под минус десять процентов. Взял 100 тысяч - вернул через год 90 тысяч. 10 тысяч зарыл в землю на улучшение плодородия. Такие кредиты дают в Китае.

Deutschland
02.05.2010 - 00:20
: 45

Супер!Если бы и в России и во всем мире было бы так..........Я за Шариат

россия
: оренбург
07.10.2010 - 08:55
: 1

нужно пригласить его в наш регион....

Россия
: Карелия. берег Ладоги
25.01.2011 - 17:11
: 125

Исламские банки никогда не дадут православным банковскую ссуду. Только с условиями уступки в вере.
Даже в советское время у азиато-кавказских народов были общаки, которые помогали встать на ноги каждому члену их общества: дать денег на калым (невесту), помощь многодетным, на образование и т.д. Общаки дают шанс подняться всем, чтобы не боялись рожать детей и не остались без работы. Тот, кого они субсидировали, потом помогает материально следующим соплеменникам.
Только русские бьются каждый в одиночку за своё личное счастье, не понимая, что любой пришелец это счастье отнимет, т.к. ты не член общака, за тобой нет никого, ты не член экономического национального сообщества - и потому крайне уязвим (учитывая, что нет у нас правильного суда и милиции, и государства, по сути, нет).

РОССИЯ
: Свердловская обл.под Екатеринбургом
16.03.2011 - 20:43
: 2454

Согласен!!!!!

Kazakhstan
: West Qazaqstan
06.10.2013 - 12:02
: 144

откуда взята???

Kazakhstan
: West Qazaqstan
06.10.2013 - 12:02
: 144
Ирма пишет:

Исламские банки никогда не дадут православным банковскую ссуду. Только с условиями уступки в вере.
Даже в советское время у азиато-кавказских народов были общаки, которые помогали встать на ноги каждому члену их общества: дать денег на калым (невесту), помощь многодетным, на образование и т.д. Общаки дают шанс подняться всем, чтобы не боялись рожать детей и не остались без работы. Тот, кого они субсидировали, потом помогает материально следующим соплеменникам.
Только русские бьются каждый в одиночку за своё личное счастье, не понимая, что любой пришелец это счастье отнимет, т.к. ты не член общака, за тобой нет никого, ты не член экономического национального сообщества - и потому крайне уязвим (учитывая, что нет у нас правильного суда и милиции, и государства, по сути, нет).

________________________
и у нас такая же беда большая. все распродали

12.02.2015 - 09:28
: 1

хочу найти инвестора для разведения гусей

Файлы: 
Россия
: Сибай, Башкортостан
09.01.2011 - 16:11
: 49
Данил 71 пишет:

хочу найти инвестора для разведения гусей

Данил71, вы движетесь в правильном направлении)).
Немножко не по теме, но, думаю, воодушевит вас на дальнейшие поиски...
в 2005 году, примерно в апреле, я загорелся идеей открыть стрелковый тир у себя в городе. Денег нет, - только идея. И эта идея не дает мне покоя ни днем, ни ночью. Зарплата 3500 р., дети, жена не работает, съемная квартира. Поняв, что не обойтись без помощи других людей, начал обдумывать, к кому обратиться.
Пошел на прием к одному бизнесмену, который имеет бизнес в области строительных материалов - производство, продажа. Представился, изложил ему свою бизнес- идею, попросил денег на стартап. Внимательно выслушав меня, этот человек сказал:- "Молодой человек, ко мне многие заходят с бредовыми идеями. А вот ваша идея мне нравится".
Денег он не дал, а дал строительные материалы, тысяч на 20. С условием оплаты потом, когда развернусь. Поискав, я нашел одного парня, вернувшегося со службы на горячей точке, с деньгами.Мишени делал он, ружбайки пневматические выпросили по близлежащим школам, у военруков. Скооперировались, открыли тир, начали зарабатывать. В первый день заработали 900 рублей, а на четвертый день за нами приехали милые лица на 4-х УАЗиках, и увезли в ОВД. Потому что мы начали работать, не дожидаясь регистрации ИП, без аренды договора земли под тир, в центре города))).
Взяв тайм-аут, мы быстренько привели в порядок все бумажные дела, и возобновили работу, - уже легально.
К чему я пишу все это? Чтобы, вы Данил71, не ограничились одним робким постом на одном ресурсе, а буквально рвали и метали в поисках решения своей проблемы. Гусеводство - прибыльное дело: несколько моих клиентов купили мои трактора на "гусиные" деньги, о чем поведали сами. 30 гусей, которые поспевают к столу в течение лета, сопоставимы по принесенному доходу с 1-ой лошади, за которой нужен уход в течение 1,5 лет.
У нас в Башкортостане вроде одна птицефабрика экспериментировала таким образом: они дают гусят покупателю бесплатно, но по договору клиент должен осенью где-то 20% процентов уже выращенных гусей забить и сдать птицефабрике. Возможно, я говорю вот об этой птицефабрике: http://zarip-ovosch.ru/informaciya_i_konsultaciya_po_ptice, а может и нет (лень проверять))
Успехов вам))

Украина
: Луганск
02.03.2018 - 11:35
: 35
Данил 71 пишет:

хочу найти инвестора для разведения гусей

А что вы лично готовы в это дело вложить????

Украина
: Луганск
02.03.2018 - 11:35
: 35

Интересно, в случае провала дела на которое исламисты дали денег, судить будут тоже по законам
шариата????