Сегодня впервые в стенах Света Федерации мы проводим круглый стол, посвященный роли фермеров в пространственном развитии сельских территорий и социальном развитии села.
В первую очередь хочу поблагодарить Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и его аппарат за поддержку и помощь в организации и проведении круглого стола.
Фермеры играют важнейшую деревнеобразующую роль. Являясь малыми предпринимателями, они интегрированы в село и прорастают в нем корнями: создают рабочие места, помогают жителям села и личным подворьям граждан, содержат общественные пастбища, ремонтируют школы и библиотеки, строят дороги, возводят храмы. Фермеры берут на себя значительную социальную нагрузку и становятся реальными партнерами государства по развитию сельских территорий.
Всероссийская сельхозперепись 2016 года показала - идет снижение и количества предприятий АПК и фермерских хозяйств - порядка 39% в обоих секторах. Однако, количество постоянных работающих снижается по-разному. У КФХ всего на 33%, а в сельхозорганизациях - в 2,1 раза. Налицо высвобождение занятых.
Сельхозорганизации перестают сегодня быть центрами сельского развития. Эту функцию берет на себя фермер. К примеру, в Новониколаевском районе Волгоградской области в агрохолдинге работают 8 человек, а в трех фермерских хозяйствах, у которых земли в три раза меньше, - 42 местных жителя. Да только в рамках реализации грантовых программ с 2012 года фермерами было создано более 43 тыс. рабочих мест.
Проведенное ВИАПИ имени А.А. Никонова исследование также дало интересные факты. В сельских районах, где большая часть фермеров, ниже миграция из сел в города, и наоборот.
Однако глобальная проблема заключается в том, что при огромной роли и значимости, количество фермеров из года в год продолжает уменьшается. Выживают сильнейшие. Мелкие уходят из бизнеса в ЛПХ или прекращают свою деятельность совсем.
Сегодня в России 174,8 тысяч КФХ, значительно меньше процент из них ведет активную деятельность. Для сравнения сельские территории Германии заселяют 300 тысяч фермерских хозяйств.
Для того, чтобы стимулировать развитие данного сектора, привлекать и заинтересовывать молодежь важны действия государства по двум базовым направлениям:
1. Создание условий для доходного бизнеса малых объемов
2. Создание инфраструктуры и благоприятных условий для жизни.
Рассмотрим причины тормозящие развитие предприниматель-ской активности.
Базовыми проблемами остаются недоступность земельных и заемных ресурсов, консультационной помощи, рынков сбыта, государственной поддержки.
Что касается земли - даже участники программ грантовой поддержки не могут увеличить свои земельные участки. Они проигрывают торги, а произошедшие изменения в законодательстве все равно предусматривают завуалированный конкурс.
До сих пор не решен вопрос строительства домов на землях сельхозназначения.
Что касается государственной поддержки - несвязанную поддержку на га получает 11,9% фермеров, субсидии на литр молока -1,3% фермерских хозяйств,
Только 10,7% фермеров имеют доступ к кредитам. А льготные в 2017 получили порядка 2% фермеров. Если посмотреть, как получают кредиты хозяйства с размером земельной площади до 100 га – а это, как правило, кредиты до 1 млн. рублей – то по данным МСХ РФ за первое полугодие 2018 года – это 1% малоземельных хозяйств, 6% - хозяйства от 100 до 300 га, которым как правило требуются кредитные ресурсы в размере от 1 до 3 млн. рублей. Что касается сельскохозяйственных потребительских кооперативов, то в 2017 году банками выдано 6 кредитов, а в одной тюменской области сельскохозяйственными потребительские кредитные кооперативы выдали СПоКам 21 займ, за тот же период времени. К сожалению, по коммерческой ставке, поскольку субсидирование не распространяется на займы, полученные в СКПК.
Очевидно, что банкам неудобно работать с мелким сегментом, особенно на селе. Принимая во внимание тот факт, что в целом банковская филиальная сеть сокращается, особенно актуален вопрос развития институтов мелкого займа, в том числе сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов. Это мировая практика. В Европе малыми кредитами занимаются специализированные институты – кредитные кооперативы и товарищества.
Мы предлагаем включить СКПК в состав получателей льготных кредитов (в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 875 от 24 июля 2017 г.), для последующего предоставления займов КФХ, СПоК и другим малым формам хозяйствования на селе.
Также предлагаем распространить на СКПК субсидирование процентной ставки по выданным СКПК займам по аналогии с механизмом, действующим до изменения правил льготного кредитования.
Также считаем необходимым включить сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы в программу грантовой поддержки.
В настоящее время разрабатывается национальный проект «Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы. Он предусматривает наряду с другими и Федеральный проект «Система поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».
Очень надеемся, что в него будут включены такие значимые направления как расширение форматов программ грантовой поддержки начинающих фермеров, семейных животноводческих ферм, сельскохозяйственных потребительских кооперативов; меры, стимулирующие сельских жителей в кооперативы объединяться и меры по развитию институтов мелкого займа на селе.
Вернемся ко второму направлению - к условиям жизни на селе.
За последние 7 лет количество сельских поселений сократилось на 1482 единицы, районов на 45 единиц, численность населения сельского уменьшилась на 2,1 млн.человек, (а с учетом городского проживающего на сельских территориях населения - уменьшилась на 8,7 млн. человек.) Сельхозперепись 2016 год установила 2267 заброшенных подворий, в период от предыдущей переписи их количество увеличилось на 787 тысяч или на 53%.
На селе Газифицировано 31,5% домов, водопроводом обеспечено – (36,5%) домов, доля дорог с твердым покрытием составляет 34% . Радиус доступности детсадов – до 20 км, школы – 30,3 км, больниц - 85 км, ФАПов - 15 км.
Все это в совокупности снижает привлекательность жизни в сельской местности, в том числе для молодежи. Лично знаю несколько семейных пар, у которых решение о переезде в сельскую местность тормозится отсутствие квалифицированной и доступной медицинской помощи на селе.
Считаем необычайно важно вернуть статус Федеральной программы подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий» с увеличением финансирования и включить устойчивое развитие села в состав приоритетных целей Госпрограммы развития сельского хозяйства.
Считаем необходимо во всех государственных программах предусмотреть выделение определенной доли средств на село пропорционально количеству жителей, проживающих в сельской местности, а это – 26%.
Считаем, что планирование пространственного развития России должно включать себя планирование пространственного и социально-экономического развития сельских поселений и районов. Для каждого сельского поселения и муниципального района необходимо предусмотреть перспективные планы территориального и социально-экономического развития, и на основании данных территориальных планов сформировать планы пространственного развития территории страны в целом.
Необходимо перейти к новой социально - ориентированной модели развития села, основанной на развитии кластеров на базе крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.
Важнейшими кластерными моделями здесь будут выступать следующие:
-интеграция опорных фермеров с личными подсобными хозяйствами
-кооперация фермеров и ЛПХ
-интеграция фермеров с более крупными компаниями на взаимовыгодных условиях или контрактное сельское хозяйство.
Примером эффективного и взаимовыгодного взаимодействия фермеров и более мощного интегратора является опыт АО «Белая дача» или холдинг А.Гротера. Здесь этапы непосредственно сельскохозяйственного производства передается фермерским хозяйствам, а интегратор берет на себя функцию логистики, хранению, переработки, сбыта. Для холдинга это отдача на аутсурсинг основных операций и экономия на издержках. А для фермера гарантированный рынок сбыта и сезонное авансирование.
Дополнительно мы предлагаем включить в критерии оценки глав субъектов РФ показатели характеризующие развитие сельских территорий, включая развитие предпринимательской активности, количеству занятых и самозанятых граждан, количеству действующих кооперативов.
Надеемся, предложения, сформулированные в резолюции нашего круглого стола, найдут отражение в общей резолюции форума Совета Федерации ФС РФ «Социальное развитие села – основа территориального развития Российской Федерации».