Вы здесь

«Новые меха» лучшие в мире (Тверская область)

Перейти к полной версии/Вернуться

И это утверждение не рекламный трюк. Оно основано на железной логике факта. Судите сами: раз Нина Федоровна Белякова, бригадир с 25-летним стажем, признана самым эффективным хореводом в России, а Россия – лидер в мире по выращиванию этого перспективного зверька, то легко вывести формулу: тверские звероводы ООО «Новые меха» лучшие в мире!
Едем в Мермерины, к мастерам-звероводам. Мы пока не видим лохматых «сторожей», но рык овчарок впечатляет. Чужих здесь чуют за версту.
По звероферме идем вместе с директором ООО «Новые меха» Владимиром Юрьевичем Бозовым. Кстати сказать, ему коллеги всей России доверили серьезный общественный пост – он возглавляет национальную Ассоциацию звероводов. Вместе с ним пояснения дает Нина Викторовна Балякина, главный зоотехник хозяйства, она знает о тонкостях своей профессии буквально все и даже больше. Больше – это интуиция, драгоценное чувство мастера, который любит свое дело.
Под солнцем лета и в морозные дни живут себе в своих шедах-домиках добродушные зверьки. Оказывается, в промышленных объемах их давно уже не выращивает ни в Англии, ни в Финляндии, там больше ценятся для забавы домашние хорьки или цирковые. Кстати, из Мермерин тоже будущих артистов приглашают, дрессируют для цирка.
В Мермеринах уже не первый десяток лет ведется настоящая селекционная племенная работа, а Нина Федоровна Белякова на всероссийском уровне авторитетна. Она действительно насквозь видит потенциал каждой особи, потому и не просто предвидит качество потомства, а дает верный, обоснованный прогноз. В приоритетах – качество: плодовитость, качество опушения, длина ворса и самого зверька.
– Сегодня хорь убыточен на шкурку, – говорит Владимир Юрьевич Бозов. – Но мы же до мозга костей звероводы. Вопреки конъюнктуре сохраняем генофонд вида. Это и государственная задача. Потерять вид легко, возродить в полноте качество –может стать невыполнимой задачей. И здесь вполне уместно вспомнить, как в блокадном Ленинграде специалисты падали в обморок от голода, но спасли генофонд элитных зерновых культур. Это подвиг. Это профессиональная и человеческая ответственность.
Сегодня в хозяйстве выращивается семь тысяч голов хоря. Бывало и 17 тысяч, но капризная мода подрезала спрос. Здесь уверены: на время. Поголовье хоря пришлось сократить, но увеличили количество норки – ее в хозяйстве в настоящее время 94 тысячи голов, и это основной объект разведения в звероводстве (о норке мы расскажем читателям в следующей статье), потому что в России без своих мехов нельзя. Зарубежным паленым суррогатом, кажется, насытились: односезонные шубки расползаются, как кисель. А из хоря – и краса, и надежность лет на десять как минимум. Тем более что кризис спроса, как и любой другой, подтолкнул к поиску конкурентоспособных преимуществ. И опять помогла генетика. Здесь успешно завершились работы по селекции перламутрового типа окраски зверьков. Это итог тщательно выверенных действий уникального профессионала Нины Федоровны Беляковой. Ее метода проста и хорошо известна: скрещивать лучшее с лучшим при разведении хоря. Легко сказать, непросто выполнить. Как говорит Нина Федоровна, здесь все происходит вручную. Каждого зверька надо изучить и оценить по главным признакам. А для этого надо не раз и даже не пять раз взять в руки. Взвесить, измерить, оценить густоту опушения, цвет, размер… Характер – тоже. И по этим свойствам, строго по номеру особи и компьютерным данным найти пару, для того чтобы в потомстве лучшие качества родителей проявились максимально. Потомство рождается один раз в год, так что цена промаха очень велика, и его здесь всячески стремятся исключить. Особая статья – уход, питание, содержание.
Чистота здесь почти стерильная. Только так можно добиться победы над страшными, неизлечимыми болезнями зверьков. Шеды не просто чисто моются –перед хорьковым новосельем его домик даже прожарят специальным огнеметом!
Еда разнообразная, но запах… Потому что в целях экономии зверей давно уже не кормят цельной рыбой, например, минтаем, как в 80-е годы. Сейчас повсеместно звероводство ориентировано на утилизацию отходов рыбы, мыса, молока. Зерно потребляется распаренным, и эта каша пахнет вкусно. В рационе кормления – более десяти компонентов, причем очень выверенно даются необходимые минералы и витамины. Месячный щенок весит около 230 граммов. Через месяц он уже в пять раз прибавляет в весе (950 граммов!). Да, сначала на мамином молоке, а потом прожоры съедают кормов на 300–400 тысяч рублей в день. Так недешево обходится хозяйству сбережение элитного племенного потенциала. При этом получить в нужное время кредиты – большая проблема. Иная поддержка отрасли тоже весьма условна. Как нам удалось узнать, субсидии на племенное дело предусмотрены. Но наше нещедрое государство несильно поддерживает отрасль. Так, ООО «Новые меха» по итогам прошлого полугодия не получило в качестве субсидий на поддержку племенного поголовья ни копейки. Напомним: только на корма (без учета зарплаты, электроэнергии и прочих затрат) этому хозяйству для содержания хоря и норки в летний период надо 300–400 тысяч рублей ежедневно. Директор Владимир Бозов вовсе не вспомнил о дотациях. Наверное, обидно. Но здесь не принято жаловаться. А цель одна на всех – сберечь добрую русскую породу, сделать все возможное для ее улучшения и укрепления репутации неизменного чемпиона мира. То, что сегодня хореводы ООО «Новые меха» лучшие в мире, мы уже знаем. Но мир меняется. У российского звероводства есть реальные соперники. Не дать им ни единого шанса вырваться вперед и окончательно завоевать наш пушной рынок – это цель, достойная каждодневных усилий настоящих профи из Мермерин.

Источник: