Вы здесь

Владислава Слепова: «Самый главный ресурс развития сельского туризма — предпринимательский» (Ульяновская область)

Перейти к полной версии/Вернуться

С начала этого года в области началось активное развитие сельского туризма. Возможность отдохнуть по приемлемым ценам с пользой для здоровья в экологически чистой местности, не уезжая далеко от дома, питаться вкусной и здоровой деревенской пищей — основные преимущества, которые назвала начальник отдела туризма областного департамента развития предпринимательства Владислава Слепова. О том, на какой стадии находится реализация проекта, о проблемах и перспективах развития сельского туризма в Ульяновской области она рассказала в интервью порталу «Ульяновск online».

Какие существуют направления сельского туризма?

Владислава Слепова: Вы можете либо просто жить в гостевом доме, либо заниматься агротуризмом. В гостевом доме в сельской местности радушные хозяева обеспечат вам не только кров и хорошее питание, но и развлекательную программу. Например, отвезут на место, где можно порыбачить, поохотиться, сходить за грибами. Есть интересные населенные пункты, где под ногами можно найти археологические ценности. Второе направление — агротуризм. Его практикуют фермерские хозяйства, которые открывают гостевые дома. Соответственно, здесь вы можете не только отдохнуть, но и узнать, как доят коров, как ухаживают за свиньями, овцами, как разводят рыбу в пруду. Начинает развиваться пасечное направление. Сейчас уже функционирует пять проектов: «Русский берег» и «Шале «Релакс» в Старомайнском районе, один в Инзенском, самый известный — «Уголок России» в Сенгилеевском и «Центр ремесел» в Ульяновском районе. Все они предлагают очень интересные программы. «Центр ремесел» развивает археологический туризм, «Русский берег», кроме отдыха, включает в себя возможность заниматься животными. Активными темпами развивается сельский туризм вокруг прудовых хозяйств в Радищевском районе.

Тем не менее в этой отрасли наверняка есть проблемы. Например, отсутствие нормативно-законодательной базы? Как они решаются?

В. С.: Мы нашли способ регистрации гостевых домов, если есть излишек жилого помещения. По статье 2 Гражданского кодекса граждане имеют право сдавать излишек в аренду, уплачивая подоходный налог в конце периода. На этой основе сейчас и оформляются жилые дома. Другая сложность заключается в том, что у людей еще сильна тяга к отдыху в Турции или в Египте. Однако те же туристические базы области летом до отказа заполнены. А в это время рядом стоят села, деревни, которые могли бы предлагать дополнительное размещение. Но, к сожалению, многие хозяева домов не смогут потянуть такой бизнес в стадии первоначальных финансовых вливаний, привлечения туристов.

Как в таком случае решаются финансовые вопросы, ведь не секрет, что на селе слабая материальная база, в неудовлетворительном состоянии находятся объекты инфраструктуры?

В. С.: Поскольку денег из областного бюджета не выделяется, мы идем по другому пути: пока берем в разработку только те проекты, где удобная дорожная инфраструктура, где у домов есть потенциальная возможность быть сертифицированными под гостевые. Гостевые дома должны соответствовать ГОСТу. В глубинку мы не идем — это сейчас нерентабельно. Самый главный ресурс — предпринимательский. Тот же проект «Русский берег», где, по сути, не было инфраструктуры, стал популярным поскольку инвестор вложил свои 20 млн руб. и стал его развивать. В районе села Труслейка предприниматель вложил 4,5 млн руб. в пруды и создает инфраструктуру. В село Никольск-на-Черемшане пришли предприниматели, которые продали свой бизнес и даже квартиры, купили участок и сейчас занимаются фермерским хозяйством, создали магазин, облагораживают территорию, построили два гостевых домика. Как только мы проведем внутренний аудит, будем активнее приглашать инвесторов.

Как выходят из ситуации другие регионы? Насколько там развит сельский туризм?

В. С.: В России сельский туризм находится на начальном этапе становления. Есть положительный опыт в Пензенской и Белгородской областях. Больше всего домов сдают на юге России, на берегах Черного моря. Однако финансовых поступлений на федеральном уровне пока нет. В разработке находится федеральная целевая программа «Развитие въездного и внутреннего туризма», но в ней не предусмотрено отдельной статьи под сельский туризм. Возможно, если сейчас мы объединимся с несколькими регионами и сможем обосновать необходимость, может получиться включить в ФЦП отдельный блок.

Насколько популярен сельский туризм сейчас? Есть ли перспективы развития?

В. С.: Надо сказать, что очень перспективно сейчас используется железная дорога, что особенно выгодно для жителей Москвы. Домик в районе — по сути, та же дача, только без пробок на МКАДе. Кстати, в муниципальных образованиях отмечают, что и москвичи, и жители других регионов начали активно интересоваться нашими широтами. Ведь по сравнению с другими регионами, у нас нет такого глубокого промышленного проникновения, нет большой антропогенной нагрузки. В следующем году, думаю, наплыв туристов, увеличится. Но для этого мы должны провести работу: наладить контакты с турфирмами, активизировать информационное обеспечение. У нас же есть возможность где принять, чем удивить, и ехать недалеко.

Источник: