Об этом сообщается на портале Правительства РФ. Цель законопроекта – установление правовых основ регулирования отношений в области производства органической продукции в части продукции растительного, животного, микробного происхождения, а также аквакультуры.
Вводятся понятия «органическая продукция», «производство органической продукции» и «производители органической продукции». Предусматриваются добровольное подтверждение соответствия производства органической продукции документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации, а также создание единого государственного реестра производителей органической продукции.
Проект федерального закона «О производстве органической продукции» (далее – законопроект) подготовлен Минсельхозом во исполнение поручения Президента России по итогам встречи с представителями деловых кругов Ярославской области 25 апреля 2917 года (№Пр-937 от 13 мая 2017 года, подпункт «а» пункта 1). Этому предшествовала большая и длительная работа широкого круга заинтересованных сторон.
Разработка законопроекта началась еще в 2002 году. Долгое время законопроект обсуждался, дорабатывался. В формировании закона принимали участие представители реального сектора, федеральные и региональные органы власти, ученые, эксперты, общественные организации. Было проработано девять различных версий законопроекта. Ежегодно, начиная с 2013 года, только Союзом органического земледелия, в рамках мероприятий различного масштаба, вырабатывалось более 10 коллегиальных резолюций для Правительства РФ, в которых был пункт о необходимости принятия законопроекта об органическом сельском хозяйстве.
Закон – важный этап в развитии органического сельского хозяйства в России, считают в Союзе органического земледелия. Закон стал результатом деятельности всех заинтересованных сторон, включая журналистов, которые ответственно и ярко освещают данную тему, доносят позиции участников обсуждения до широкой общественности. «Мы очень надеемся, что закон будет принят с учетом всех пожеланий и предложений участников рынка. Недавно мы передали Минсельхозу РФ очередные предложения от реального сектора. Благодаря действию закона наши потребители, в первую очередь дети, получат качественную здоровую пищу. Принятие закона с учетом требований основных стран потребителей органической продукции, даст возможность малым и средним сельхозпроизводителям экспорта в эти страны. Сейчас в России не более 70 сертифицированных производителей органической продукции, это очень мало. Мы прогнозируем рост их количества после принятия законопроекта в 15 раз в ближайшее время», - говорит Председатель Правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов.
В настоящее время органическое сельское хозяйство применяется во многих странах. Лидерами по производству органической продукции являются Западная Европа и Северная Америка. Международный рынок органической продукции составляет 80 млрд. долларов США и, по прогнозам, будет расти на 15% ежегодно. Основной тормозящий фактор роста органического сельского хозяйства в мире – отсутствие подходящих земельных ресурсов. Органическое сельское хозяйство практикуется в 179 странах мира, из них в 87 странах действуют специальные законы в данной сфере. На постсоветском пространстве законы об органическом сельском хозяйстве приняты в Казахстане, Молдове, Армении, Грузии. В нашей стране региональные законы об органическом сельском хозяйстве приняты в Ульяновской области, Воронежской области и Краснодарском крае.
По данным Союза органического земледелия, рынок органических продуктов России составляет 120 млн. долларов США, 2% сельхозземель (246 тыс га) сертифицированы как органические по международным стандартам. Более 90% сертифицированной органической продукции в России – импортная. Экономически успешны российские органические экспортеры - наценка на продукцию составляет 30-100%. Спрос на российское органическое зерно и бобовые культуры намного превышает предложение, продукции не хватает. Заказы поступают из Нидерландов, Италии, Германии, Франции, Канады. На российском рынке прибыль получают производители органической продукции, сумевшие наладить производство полного цикла, включая переработку продукции. Разница в маржинальности по сравнению с традиционным продуктом может быть до 80%.
Производство органической (экологически чистой) продукции требует отдельного законодательного регулирования, поскольку технологии, применяемые в её производстве, существенно отличаются от технологий, применяемых в традиционном сельском хозяйстве.
На сегодняшний день рынок органической продукции в России функционирует стихийно. Отсутствуют законодательно закреплённые механизмы регулирования процессов производства органической продукции, система контроля её соответствия установленным требованиям. Несмотря на то, что принято три Национальных стандарта в данной сфере, законодательно не определено, какую продукцию можно считать органической. Отсутствие нормативного правового регулирования в области органического сельского хозяйства не позволяет России выступать полноценным участником на международном рынке такой продукции, а внутри страны создаёт возможность недобросовестным товаропроизводителям вводить в заблуждение потребителей. На полках магазинов, по данным Союза органического земледелия, не более 2% продукции, маркированной как органическая, действительно является таковой. Это несправедливо по отношению к добросовестным производителям, так как они ежегодно платят сотни тысяч рублей за сертификацию органической продукции.
В законопроекте определены принципы производства органической продукции, полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством России в области производства органической продукции, полномочия органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области производства такой продукции.
Предусматривается добровольное подтверждение соответствия производства органической продукции документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации, которые учитывают принципы производства органической продукции, устанавливаемые законопроектом. Добровольное подтверждение соответствия производства органической продукции будет осуществляться органами по сертификации, аккредитованными в соответствии с законодательством об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Законопроектом также предусматривается создание единого государственного реестра производителей органической продукции (далее – реестр производителей), который будет содержать сведения о производителях и видах производимой ими органической продукции. Реестр производителей создаётся в целях безвозмездного информирования потребителей, реализации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также в других установленных федеральными законами целях. Реестр производителей будет вести федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством России в области производства органической продукции.
Государственная поддержка включённым в реестр производителям органической продукции будет оказываться в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства». Законопроектом определяются требования к использованию графического изображения (знака) органической продукции.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.