Выступая на майском заседании Зернового Клуба, эксперты «СовЭкон» высказали обоснованные сомнения в дальнейшем продолжении роста мировых цен на пшеницу, указав на высокую вероятность разворота тренда в начале июня, если не произойдет существенного ослабления курса доллара.
Казалось бы, что эти ожидания далеки от действительности на фоне резкого подъема цен, которым открылся июнь. Но, комментируя ценовое ралли, происшедшее в понедельник, мы, в частности, отмечали, что «подъем рынков без опоры на реальный спрос ведет к возникновению биржевого «пузыря», будь то нефтяной или зерновой рынок. ….Волатильность мировых товарных рынков резко усилилась».
То, что вчера произошло на мировых биржевых площадках, подтвердило сказанное. Биржевые котировки буквально грохнулись.
По итогам торгов в Чикаго июльский фьючерс на пшеницу SRW, который в понедельник подорожал на 37 ¼ цента за бушель ($13,7/т), провалился на 52 цента ($19,1/т) до $6,17 ½ за бушель ($226,9/т). Июльский контракт на кукурузу, прибавивший в понедельник 9 ½ цента за бушель, упал на 17 центов до $4,32 ½ за бушель ($170,3/т).
Сходная динамика и в Париже. Августовский фьючерс на мукомольную пшеницу, возросший в начале недели на EUR3,5 , вчера потерял EUR6,25, закрывшись на отметке EUR146,75/т ($207,6/т).
Деньги фондов, которые сыграли решающую роль в скачке котировок на зерно в понедельник, вновь были ключевым фактором их обрушения в среду. Отток средств фондов из зерновых рынков (товарные фонды в среду продали около 7000 контрактов) последовал после некоторого укрепления курса доллара и заметного снижения цен на нефть, составившего 3,3%. Поводом послужил недельный доклад Министерства энергетики США: коммерческие запасы сырой нефти в США за неделю, с 23 по 29 мая, выросли на 2,9 млн баррелей до 366 млн баррелей, что на 20,3% выше показателя на аналогичную дату прошлого года.
При этом рынок «вдруг» обнаружил отсутствие фундаментальной поддержки (sic!), достигнутых ценовых уровней. Трейдеры и биржевые спекулянты «неожиданно» обратили внимание, что ожидаемый рост мировых переходящих запасов пшеницы более чем достаточен, чтобы компенсировать прогнозируемое снижение мирового сбора в новом сезоне и мировой экспортный спрос; что американская пшеница оказывается при таких ценах неконкурентной на внешнем рынке и т.д.
Эти «открытия» говорят не столько об уровне аналитики биржевых игроков, сколько о крайне высокой зависимости зерновых рынков от внешних факторов, отодвигающих фундаментальные факторы на второй план.
Значение для российского рынка зерновых и перспективы изменения мировых цен см. ближайший выпуск «Обзора российского рынка зерновых и масличных».