Очередной полевой сезон — это повод посмотреть на аграрный сектор и понять, в каком он состоянии. А для этого хорошо бы выделили позитивные и негативные стороны крестьянского бытия. И, наверное, уже сейчас надо заглянуть как минимум на полгода вперед. Чего ждать от аграрного сезона?
В последние три-четыре года государство наконец-то определилось с политикой на селе. Уже сам этот факт заслуживает внимание. Главный мотив вмешательства — обеспечение агропроизводителей относительно дешевыми деньгами. Для этого значительно расширены возможности профильного госбанка. Следом ограничен размер процентов по кредитам, значительную часть которых к тому же погашает бюджет. К тому же, увеличен и срок предоставляемых заимствований. В ходу кредиты на пять-восемь лет. Так что теперь можно одолжить у государства относительно дешевые средства хоть на технику, хоть на оперативные нужды. Как говорится, чтоб все мы так жили.
К кредитным ресурсам можно прибавить непосредственные хоть и небольшие, но дотации, как региональные, так и федеральные. В добавление ко всему в Новосибирской области возвращают из бюджета тридцать процентов от суммы, потраченной на покупку техники. Так что вкупе образуется весьма внушительное дотировано-субсидированное плечо государства. И вот итог такой поддержки, в частности, по Новосибирской области. Реализовано несколько крупных проектов на селе, а почти сотня хозяйств из шестиста, почти полностью сменили парк сельхозтехники — сеялки, тракторы, комбайны и так далее. Машины эти весьма производительные, так что теперь многие крестьяне не думают о посевной или уборочной, как о предстоящей битве на полях. Выехали, убрали или посеяли. Вот и нынешний полевой сезон встречают именно с таким настроением.
Георгий Иващенко, начальник управления сельского хозяйства администрации Новосибирской области: «Производительность комплексов в разы выше, это не то что раньше. Раньше мы волновались, чтобы влагу не упустить, готовили сцепки, так как производительность сеялок СЗП-36 была невысокая, теперь производительность выше в разы, мы спокойно на все смотрим».
Но нельзя не замечать и другую сторону крестьянского бытия. Госпомощью не все смогли воспользоваться. Как-никак, но при выдаче кредитов на финансовое состояние заемщика смотрели пристально.
К этому можно прибавить то, что состояние рынка сельхозпродукции остается нестабильным. На нем по-прежнему велики колебания цен — от весьма привлекательных до крайне разорительных. Негатив добавляют и колебания цен на ГСМ. Всё это весьма гремучая смесь.
Нельзя рассматривать жизнь крестьян и вне явлений на финансовом рынке. Аграрии поддержаны государством, а потребители их продукции выживают сами, теряя покупательскую способность. Вопрос не в том, что село не надо поддерживать. Как раз надо. Просто пока не понятно, будет ли сельчанам на кого работать?
Итог пары лет поддержки государства и хорошей конъюнктуры — это усиление большой группы общественных и фермерских хозяйств. Но расширение этого списка пока не предвидится, вернее, уже не будет столь стремительным. Остальные пока не в состоянии брать на себя мощную кредитную нагрузку. Но и наоборот. Среди технически перевооружившихся хозяйств наблюдается такая интересная тенденция. Они не стремятся в банк за новыми кредитами, даже на оперативные нужды.
Александр Соболевский, руководитель филиала Россельхозбанка: «Тут ряд объективных причин есть и не только связанных с кризисом, но в силу того, что мы завершили прошлый год достаточно успешно. Это получение прибыли, того результата, который получили сельхозтоваропроизводители».
То есть, теперь хозяйства перешли трату собственной жировой прослойки. А раз она есть, то не все так плохо. Если перейти не к стратегическим, а оперативным вопросам — то здесь Новосибирским крестьянам опять повезло. Два месяца назад топливо сильно упало в цене. Многие им запаслись.
Сейчас хорошо и то, что государство уже объявило цену закупок на зерно. Шесть тысяч рублей за тонну во время товарной интервенции — весьма неплохо. А зная цены, можно планировать бюджеты — доходов и расходов.
Так что крестьянские весы уравновешены. Что возьмет верх — негатив или позитив? Итог года покажет. Кстати, интересный факт. Хозяйства взяли много кредитов, но задолженности по ним нет.