Вы здесь

Село. Все надежды – на себя

Перейти к полной версии/Вернуться

Даже крупные агрохолдинги бессильны перед диктатом монополистов. А что тогда говорить о мелких предприятиях?
В этот напряженный для любого земледельца период очень сложно застать на месте генерального директора ОАО «Латненский элеватор» Владимира Швырева. Этот человек всю жизнь придерживается принципа: «Для того чтобы руководить процессом, надо видеть его своими глазами». А посему Швырев и его ближайшее окружение – ежедневно в поездках по хозяйствам: фиксируют все пробелы и проблемы, с тем чтобы по возможности быстро и своевременно принять по ним решения.

В структуре подведомственных Владимиру Швыреву подразделений – восемь хозяйств, расположенных в Семилукском и Хохольском районах. Быть в курсе абсолютно всех дел, держать, что называется, руку на пульсе, не так уж просто. Но, судя по всему, Владимиру Владимировичу это удается. Доказательством чему служат многочисленные награды, грамоты и дипломы, украшающие его кабинет.

- Растениеводство в последнее время считалось выгодным бизнесом, но прошлогодние цены на продукцию для многих оказались шоковыми. Часть урожая до сих пор не реализована и хранится в некоторых хозяйствах. Какая ситуация у вас?

- Проблем с реализацией у нас не могло быть по определению, поскольку сама структура холдинга исключает какие-либо неожиданности в этом вопросе. Наш урожай (а в некоторых хозяйствах он был достаточно высоким: пшеница дала 60 центнеров с гектара, ячмень - 40 центнеров) был востребован полностью. Предварительно мы заключили договоры с потребителями, с четко фиксированной ценой. Кстати, стоимость зерновых на поверку у нас оказалась даже выше рыночной. Мы вовремя включились в программу, инициированную Минсельхозом, вовремя встали на продовольственную биржу и реализовали фуражное зерно. Полученная прибыль оказалась, конечно, меньше ожидаемой, но и внакладе компания не осталась.

Надо сказать, что в 2008 году мы получили небывалую по размерам господдержку. Субсидии за минудобрения, ГСМ, элитные семена, две трети ставки рефинансирования – все оказалось кстати…

- Латненский элеватор участвовал в государственной зерновой интервенции?

- Нет. Дело в том, что все наши мощности были полностью заполнены, и не было свободных складских помещений. Ведь помимо зерна, производимого на предприятиях агрохолдинга, мы принимали урожай у сельхозпроизводителей района. Всем были предоставлены одинаковые условия.

- В этом году вы намерены вкладывать большие деньги под будущий урожай? Ведь если цена сельхозпродукции оказывается ниже ее себестоимости, резона в общем-то и нет…

- Схема на самом деле проста - чтобы прибыль оказалась ощутимой, необходимо снижать себестоимость продукции. Сегодня собирать урожаи в 30 центнеров с гектара – это прямые убытки. А вот 50-60-70 центнеров – вполне оправдают вложенные усилия.

В этом году наша компания поставила перед собой задачу добиться еще лучших результатов. Мы будем вносить удобрения, сеять элитные семена, обрабатывать урожай современной техникой – одним словом, делать производство рентабельным.

- Два семилукских хозяйства, входящих в структуру агрохолдинга, занимаются, в том числе, и животноводством. Это, на ваш взгляд, подспорье или обуза?

- Действительно, в хозяйствах «Медвежье» и «Лосево» у нас есть стада по 150 фуражных коров. Но подспорьем их назвать никак нельзя. Стоимость молока сегодня – 7,5 рубля за литр. Не надо обладать специальными познаниями, чтобы понять, что эта цена далека от реальной. Газировка стоит в несколько раз дороже (!). А ведь мы тратимся на оплату электроэнергии, выплату зарплат работникам, содержание животных, заготовку продуктивных кормов и так далее.

Кроме того, из-за отсутствия современного молокопровода мы не можем получить за молоко максимально высокую цену… Мы бы и рады усовершенствовать процесс доения, однако банки не торопятся выдавать нам кредиты на реконструкцию животноводческих комплексов. И их понять можно – с такими ценами на молоко мы не сможем вернуть деньги за те восемь лет, которые заявлены в проектах.

Молочные фермы могут приносить прибыль при одном условии – если стадо «рабочее», оборудование относительно новое и процесс налажен. Но начинать с нуля – сродни затяжному прыжку в бездну.

- Существовать в структуре агрохолдинга, где формализована структура управления, в достаточной степени легко и удобно. А как вы думаете, останется ли в ближайшем жестком конкурентном будущем ниша для небольших хозяйств?

- Надеяться на то, что фермер накормит страну, не стоит - это чистой воды утопия. Очень трудно фермеру, имеющему небольшой участок земли, соблюдать севооборот, обрабатывать его современной техникой, собирать большие урожаи. Думаю, со временем мы придем к слияниям - в той или иной форме.

- Не секрет, что многие инвесторы озабочены в большей степени получением прибыли, нежели заботами о сохранении деревни. В какой мере это относится к компании «Русское зерно»?

- Агрохолдинг «Русское зерно» работает в семи областях России: в Краснодарском крае, Башкортостане, Ростовской, Омской, Волгоградской, Саратовской и Воронежской областях. И везде руководство компании уделяет огромное внимание социальной работе. По традиции большая часть расходов на сельские школы, детские сады, спортзалы и так далее лежит на бюджете сельхозпредприятия. И мы не исключение - оказываем посильную помощь, финансируем социально важные проекты.

Мы не отказываемся от программ, инициируемых Правительством страны. Мы согласны поддерживать животноводство, вкладывать деньги в новые технологии растениеводства. Но мы бессильны перед монополистами, диктующими нам заведомо проигрышные условия. И здесь мы надеемся на поддержку властей, которые могут и должны защищать производителя.

Источник: